Творческий проект по народной культуре. « Календарные праздники и обряды»
методическая разработка (подготовительная группа)
В наши дни многие народные праздники утратили свой первоначальный «облик». Исчезла самобытность праздника, нарушены многие традиции, передаваемые из поколения в поколение. Но сейчас, многие начинают смотреть по-иному, многое заново открывают и переоценивают. Всё чаще и чаще обращаются к народным традициям, к нашим истокам и народному фольклору.
Во многих школах и дошкольных учреждениях накоплен опыт в воспитании дошкольников и младших школьников на основе народной культуры, где педагоги – фольклористы успешно решают задачи нравственного, эмоционально-эстетического, духовного развития детей с помощью фольклора и народных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_svyatki_-proekt.docx | 897.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей города Троицка»
Творческий проект по народной культуре.
« Календарные праздники и обряды»
«Зимние Святки»
Руководитель проекта педагог дополнительного образования по фольклору Любимова А.А.
Тема проекта
«Зимние святки ».
Исполнители проекта:
- Любимова Алла Алексеевна,
Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории
- Зуб Алла Савельеввна
- воспитатель первой квалификационной категории;
- дети подготовительной группы;
- родители,
Вид проекта: творческий.
Срок реализации проекта: ноябрь - январь
Постановка проблемы.
«Народ существует, пока существует его история и
традиции. Вековые традиции наиболее прочны в
духовной жизни Русского народа, в его
верованиях, обычаях, народной музыке,
обрядности праздников»...
Мерзлякова СИ «Фольклорные праздники» 2001г
В наши дни многие народные праздники утратили свой первоначальный «облик». Исчезла самобытность праздника, нарушены многие традиции, передаваемые из поколения в поколение. Но сейчас, многие начинают смотреть по-иному, многое заново открывают и переоценивают. Всё чаще и чаще обращаются к народным традициям, к нашим истокам и народному фольклору.
Во многих школах и дошкольных учреждениях накоплен опыт в воспитании дошкольников и младших школьников на основе народной культуры, где педагоги – фольклористы успешно решают задачи нравственного, эмоционально-эстетического, духовного развития детей с помощью фольклора и народных праздников.
С помощью праздников осуществляется связь поколений, укрепляется межличностные взаимоотношения, восполняется дефицит общения, удовлетворяются эмоциональные и психологические потребности детей.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.
Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребенка, делает процесс познания увлекательным, доступным, а общение дошкольника с окружающими – более интересным и содержательным.
Целью проекта « Зимние Святки», является освоение детьми фольклорного наследия , как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности, средствами народного календарного праздника. Данный проект является необходимым, т.к. дети нашего сада проявляют активный интерес к традициям нашего народа, к жизни наших предков, имеют большое желание заниматься фольклором, с удовольствием принимают участие в театрализованных представлениях и фольклорных праздниках, проявляют навыки актерского мастерства в инсценировках, играх, плясках, хороводах, что доставляет им большую радость.
В результате реализации данного проекта у детей формируются певческие и исполнительские навыки в области пения и танцевального движения, навыки актерского мастерства, разовьются импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Педагоги в процессе работы с детьми усваивают интересную технологию, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они делают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым.
Родители приобретают опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и воспитателями.
Проект реализуется через систему тематических практических и игровых занятий с детьми, через презентации для детей и родителей, через участие детей и взрослых в постановке кукольного спектакля « Вертеп», участие в театрализованном представлении « Рождество Христово», участие в уличном колядование , участие в конкурсных выставках картин и поделок.
Всего в проект вовлечены дети подготовительной группы, родители, педагоги дополнительного образования по фольклору, изо, воспитатели.
Цель проекта
Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с русскими календарными праздниками зимнего периода: «Спиридон солнцеворот», «Рождество Христово», « Зимними Святками»;
2. Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе музыкального календарного фольклора.
3. Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
4. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
5. Создать необходимую предметно - развивающую среду.
План реализации проекта:
В проекте участвовали дети подготовительных групп, педагог по фольклору, педагог по ИЗО, воспитатели, родители.
Реализация данного проекта рассчитана на 2 месяца и проходила в 3 этапа:
1 этап – подготовительный На этапе мы создали информационную базу необходимую для реализации проекта:
- Определили цели и задачи развития обучения, воспитания
- Составили план –схему проведения мероприятий.
- Обеспечили проект информационным, материально-техническим оснащением
- 2 этап – организация деятельности
- Составили конспекты тематических занятий, сценарии кукольного спектакля и театрального представления. Подобрали презентации и видеофильм по теме проекта.
- Приобрели народные костюмы ( сарафаны и рубахи), обновили народные инструменты, пошили костюмы ряженных, сделали декорации для « вертепа», изготовили куклы.
- 3 этап – осуществление деятельности.
- Вокально-хоровая работа; разучивание песенного материала: зимних закличек, колядок, рождественских песен, игровых и плясовых песен.
- Разучивание танцевальных – плясовых движений; постановка плясок, театрализация игр и песен.
- Просмотр учащимися презентации по теме « Спиридон солнцеворот»; « Рождество Христово»; фильма « Колядки»
- Игра на шумовых народных инструментах .
- Театрализация действий на основе подобранного фольклорного материала (устного, музыкального и изобразительного);
- Посещение музея « Русская изба» - беседа.
- Изготовление тряпичной куклы « Рождественский Ангел»
- Изо деятельность – рисуем «Святое Рождество».
- Оформление выставки « Рождественская сказка»
4 этап - заключительный.
В заключительном этапе учащиеся показали театрализованное представление «Зимние Святки», в котором продемонстрировали все приобретённые в ходе проекта учебные навыки. После представления все участники проекта (учащиеся, учителя, родители) поделились своими впечатлениями и обсудили ход и итоги.
Предполагаемый результат:
• Приобщение к народной культуре и к народным праздникам, формирование устойчивого интереса к народному музыкальному, устному фольклору.
• Знание детьми народного календаря, устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа.
• Создание календаря народных праздников, изготовление тряпичной куклы « Рождественский Ангел»• Создание рисунков и поделок к выставке - « Рождественская сказка»
• « Просмотр спектакля на библейский сюжет « Вертеп»
• « Проведение фольклорного театрализованного представления «Зимние святки»
План –схема проводимых мероприятий.
Учебный предмет |
Тема |
Формы организации деятельности |
Занятия по фольклору. | Декабрь - « Народный календарь зимы» « Зимние календарные праздники» « Рождество христово» « Рождественский ангел» | Тематическое занятие Презентация. Презентация. Практическое занятие – изготовление тряпичной куклы «Ангел» |
Занятия в группе: Родная речь Ознакомление с окружающей природой | Декабрь – январь « Рождественские рассказы», стихи о Рождестве. Народный календарь |
Чтение Наблюдение за природой, рисуем календарь. |
Ручной труд | Декабрь - « Подарки на Рождество» | Готовим поделки для выставки. |
Занятия в изо студии. | Январь« Рождественская сказка» « Козули» | Рисуем Ангелов Лепка из теста. |
Фольклор и ИЗО | Декабрь -« Образы животных в народных верованиях» | Интегрированное занятие – « Это ряженный народ» |
Совместная деятельность | Ноябрь -« Русская изба» Декабрь – « Рождественская сказка» Январь - « Вертеп» - народный театр. | Создание музея русского быта. Выставка. Кукольный Рождественский спектакль. |
Презентация проекта «Зимние Святки»
Фольклорное театрализованное представление.
Зал разделён на две половины ширмами. На ширмах изображен зимний пейзаж. На переднем плане - деревенская изба. За ширмами декорации русской избы: стол с лавками, печка, прялка и другие атрибуты народной старины.
КАРТИНА 1
В зал входят Христославы, они несут «звезду» на шесте и зажженные свечи,
Исполняют рождественские колядки.
Вдоль по улице, вдоль по широкой
Родился Христос сын Божий.
А мы шли прошли не далёкий путь
Родился Христос сын Божий
Шли коляду петь в барабан играть
Родился Христос сын Божий
Люди добрые поднимайтеся
Родился Христос сын Божий
Рождество встречать собирайтеся
Родился Христос сын Божий.
К ним из избы выходит тётка Дарья
Дети – Здравствуй хозяин с хозяйкой, позволь на пороге встать про Христа рассказать?
Мы Христа славим, звезду носим.
У хозяев ничего не просим, а что подадут , не бросим.
Тётка – Сделайте милость.
Дети исполняют песню « Рождество Христово ».
Тётка - За славу, примите угощение, чем богаты - тем и рады.
Дети - спасибо хозяюшка.
Тётка - Храни вас Бог. Ступайте с миром.
Дети уходят, хозяйка заходят в избу.
КАРТИНА 2.
Под музыку в зал выходят девочки.
1дев - Вот и последняя изба, а прохожего так и не встретили. А что бы узнать, как жениха будут звать, надо у первого кто встретится спросить. У кого мы теперь спросим?
2дев - Давайте лучше по забору гадать, мне моя бабушка рассказывала, сколько колышков обхватишь, через столько лет и замуж выйдешь.
3 дев – А если забор повалим, тётушка Дарья ругаться будет.
4 дев - Давайте лучше по собакам гадать. Надо просто сказать: « Эй, собака, где мой суженный живёт». Где залает там и судьба твоя.
2 дев - Ты придумала, тебе и говорить.
4 дев – А что и скажу. - « Эй, собака, где мой суженный живёт» (слушает).
Что-то собаки не лают, заснули что ли.
2 дев - А я знаю как мы гадать будем. Вот валенок брошу с ноги, куда мысок
покажет там и жених меня ждёт. ( бросает с ноги валенок прямо в избу)
3 дев – Прям в избу к тётушке Дарьи, сейчас она нам задаст.
( выходит хозяйка)
Хозяйка - Я думаю кто тут по избе колотит, того и гляди упадёт. А это вы в неё валенком
дев - Мы нечаянно, мы гадали.
Тётка – Ну босяком много не нагадаешь, только простудишься. Заходите лучше в избу Я вас чаем угощу, да и про гадание расскажу.
Дев - вот здорово ( все входят в избу и разворачивают ширму)
КАРТИНА 3.
В центре избы на скамье сидят девочки и хозяйка , перед ними стоит стол, на нём горит свеча, лежит рушник, блюдо.
Хозяйка - садитесь по ближе, а то суженного не увидите, я обряд покажу, а вы девице мне помогайте, песни подблюдные спевайте. ( Берёт предметы и присаживается к девочкам на ковёр)
Хозяйка –
Погадаем девочки на суженного,
погадаем на ряженного.
Всё что не загадаем, пусть сбудется.
Давайте ваши колечки положим их в блюдце с водой.
Ой ты блюдце да со водицею.
Со водицею не простою,
Со водицею ключевою.
Ты колечко прими,
Чистую правду скажи.
Красным девицам , судьбу предскажи.
Сядем рядком, запоем ладком.
Девочки – ( поют)
Колечко моё, посеребренное.
Полежи в воде , да на самом дне.
Правда сбудется - не минуется.
Хозяйка –
Глядь, Настенька, твоё колечко,
По дну бежит, спокойно не лежит,
В этом году к тебе жених посватается.
Далеко от дома увезёт.
Возьми своё колечко.
Девочки – Колечко моё посеребренное.
Полежи в воде да на самом дне.
Правда сбудется – не минуется.
Хозяйка –
Глади, Дарьюшка, твоё колечко.
По дну не бежит, спокойно в воде лежит.
Жених к тебе придёт , парень соседский
Рядом жить будете, от мамки с папкой не долече уйдёшь.
Девочки – Колечко моё посеребренное.
( поют) Полежи в воде да на самом дне.
Правда сбудется не минуется.
Хозяйка -
А твоё колечко, Танюшка, плашмя лежит.
Оком судьбы на тебя глядит.
Рано тебе ещё о женихах думать.
Пока в родительском доме в девках поживи.
Возьми своё колечко.
Хозяйка - Больше колечек нет, ну и правильно, вы девоньки за муж-то не спешите, в девках-то лучше, вольнее. Да и дорасти вам ещё надо до суженных - ряженных.
Девочка – А суженные они какие?
Хозяйка – У каждой свой , кому молодец красивый достанется, а кому старец хромой. А вот как узнать, какой он будет, про это раньше на святки на зеркальце гадали. После полуночи останется девка одна, зажжет свечу, поставит перед зеркалом, смотрит в него и говорят: -
«Суженный ряженный приди наряженный». И так три раза, вот суженный и в зеркале и показывается.
Девочка – Ой страшно –то как.
Хозяйка – Конечно страшно, ну что будем на зеркало гадать?
Девочки – Нет!
Хозяйка – И правильно, мы лучше на курицу погадаем?
Девочка – На курицу? Так разве на курицу гадают!
Хозяйка - А зря смеётесь, раньше все по курице судьбу угадывали. Три плошки на столе поставят, с деньгами - к богатству, с пшеницей – к здоровью, а пустую оставят – к бедности. Пустят курицу по столу она и выбирает как тебе жить. Вот только курицы у нас нет, но не беда, мы девочку в курицу нарядим, вот шапочку наденем ( надевает на голову девочка шапку) – ну чем не курица.
Пусть наша «курица» по кругу пройдёт - судьбу предскажет.
Исполняется игровое действие
1 круг
Сеем веем повеваем,
С Новым Годом поздравляем
Вас пшеницей посыпаем
Да Здоровья вам желаем
( пшенице посыпают)
2 круг
Сеем веем повеваем.
С Новым Годом поздравляем
серебром вас посыпаем
И богатства всем желаем.
( серебренным дождиком)
3 круг
Сеем веем повеваем
С Новым Годом поздравляем
Ячменём вас посыпаем
Счастья радости желаем.
( посыпают ячменём)
Общий круг
чтобы в поле уродило.
Чтоб в хлеву всем удвоило
Чтобы детки подрастали.
Что бы девиц замуж взяли
Хозяйка – досталось вам девицы, счастье и радость ( как вариант) знать судьба вам встретить хорошего человека, вот оно и счастье. А вы верьте, курица не обманет.
Что вспомнила, показала, только баловство всё это, настоящая судьба только богу видна. Так что лучше помогите мне на стол накрыть, а то слышите, девки и парни по деревне колядуют, Может Бог даст - и к нам заглянут.
КАРТИНА 4
В зал под музыку входит ряженый в костюме « козла». За ним мальчики, выходят на ковёр исполняют пляску.
( исп ПЕРЕПЛЯС)
Козёл –
Эй хозяюшка – хозяйка, двери настежь отворяй - ка.
И окошки отворяй колядовщиков встречай.
Хозяйка - Милости просим!
Козёл –
Коляда - колядовала
Под окошко подбегала
Что ты тётка наварила
Что ты тётка напекала
Выноси нам поскорей
Не морозь-ка детей
Дети –
у нас сапожки маленькие
У нас ножки зябнут
У нас рукавички худенькие
У нас ручки зябнут
А кафтан-то короток
Колядовщик передрог
(поют)
Колядки колядки
Собрались ребятки
По деревни пошли
Бабку коляду нашли.
Коляда, коляда, подавай пирога,
Хлеба ламтину, денег полтину,
Курочку с хохолком
Петушка с гребешком
Свиночку с пятачком
Или в спинку кулочком.
Хозяйка – за ваше поздравление, примите детки угощение, мальчишкам конфеты и сушки. А тебе козёл капусты, чтобы в брюхе не было пусто.
Козёл – спасибо хозяйка за угощение, у тебя в избе тепло, светло, позволь
нам с ребятками обогреется и пирогов твоих отведать.
Хозяйка – Уж как рада я гостям, заходите в избу, сделайте милость! Изба большая, места всем хватит, будем петь и веселиться на то он и праздник.
Эй, девчонки! Ряженные к нам пожаловали, встречайте гостей.
Козёл – А ну –ка ребятки, поздоровайтесь с девчонками.
Мальчики – Здравствуйте девицы, здравствуйте красавицы!
Девочки – Здравствуйте, коль не шутите.
Мальчики – Видим девицы скучали
Без парней и не плясали
Не желаете пройтись
Под разлив гармошки
Кадриль весёлую сплясать
Отчебучить ножкой.
Девицы - Отчего же не сплясать
И не топнуть ножкой.
Мы всегда плясать готовы
Под разлив гармошки.
( исп КАДРИЛЬ)
Козёл – Вот это пляска, ай да ребята, ай да отчебучили. Да и мои ножки на месте не стоят в пляску просятся и так и эдак, Ой, ой, что-то спину ломает и в коленке жмёт.
Хозяйка – Да соседушка, ты в молодости может плясуном и был хоть куда, да только ребята наши переплясали тебя. Вон они и присядку и коленца, загляденье одно, а ты и двух шагов не сделал, захромал.
Козёл – да они маленькие, лёгенькие. А на мне только один тулуп поди пуд весит, да рога тяжёлые жуть. Хотел бы попрыгать как они, да так не получится.
Хозяйка – Да ты соседушка на шубу –то не пеняй, скажи старенький стал, разленился, вот за ребятками и не угнаться.
Козёл – это мне –то не угнаться, я и с закрытыми глазами их поймать могу.
А ну-ка тётка, завязывай мне глаза, всех сейчас переловлю.
Хозяйка – Ишь ты быстрый какой, всех он переловит, ты одного-то поймай, вот возьмет ребёнок в руки колокольчик, будет звонить, а ты его лови, да не подглядывай. А мы с ребятами в круг встанем, что бы ты на улицу не убежал.
( дети делают круг , проводится игра « Жмурки»)
Козёл – Ох, устал, какие шустрые ребятки.
Хозяйка – Ты соседушка, не то что всех и одного не поймал. Садись на лавку отдохни.
( стук в дверь)
Хозяйка – соседушка , это ты рогами или зубами стучишь?
Козёл – нет не я, может ветер, в окошко стучит.
( за дверью)
Дети – На пороге коляда
Не велика не мала
Гостей встречайте
Коляду встречайте.
Хозяйка – Да это колядовщики идут, надо встретить и приветить, а то не видать мне счастье в следующим году.
Козёл – А зачем тебе счастье, ты уже старенькая.
Хозяйка – А счастье оно и в старости не помеха, так что пойду открывать.
Эй. Ребятушки, мимо не проходите, в избу заходите.
Милости просим!
( В зал с колесом входит взрослая коза и ряженые девочки)
Коза – Добрый вечер, добрым людям.
С Рождеством поздравляем, добра всем желаем!
Мы не сами идём
Мы козу к вам ведём.
Наша козонька-коза, крутые рога.
По двору ходит добра желает.
А ну козонька, пройдись по горенки.
Козонька-коза ( ребёнок) –
Где коза ходит - там жито родит.
Куда коза хвостом – туда жито кустом.
Куда коза ногой – туда жито копной.
Куда коза рогом – туда жито стогом.
Сколько осинок – столько вам свинок
Сколько ёлок – столько коровок.
Вам прославленье – а нам угощенье.
Хозяйка – Будет вам угощение, вы и пойте и спляшите, а я уж расстараюсь, а гости мои вам помогут. А ну-ка ребятки, вставайте в кружок, что бы всех видно было.
( исп КОЛЯДА-КОЛЯДА)
Хозяйка– Молодцы козлятушки – ребятушки, порадовали нас заслужили и угощение. Деткам – баранки и конфетки, а тебе коза морковку что бы не болела головка.
Коза – морковки мало подавай - ка тётка сало. Я зря такую даль тащилась. Ножки свои топтала, ручки морозила, не нужна морковка. Давай сало, что бы козонька и пела для вас и плясала.
Козёл – какая ты коза хитренькая, сало ей подавай, а капустки отведать не желаешь?
Коза – пусть капусткой козлики питаются, а мы не просто козочки мы артистки, поём пляшем играем народ потешаем.
Козёл – да какие вы артистки. Вы простые девчонки. А вот мои соколики такие плясуны по всей округе таких не найдёшь.
Коза – ха-ха-ха- мы хоть и девчонки а этих мальчишек всю жизнь знаем и никакие они не плясуны а воображалы, вот.
Козёл – минуточку…
Коза – ни минуточки….
Хозяйка – ай ай ай ай – о чём гости мои спорите.
Коза и козёл - Кто лучше.
Хозяйка – Все хороши, пусть ребятки спляшут а мы поглядим на них и порадуемся.
Коза – а что пусть спляшут, мы и поглядим, кто пляшет веселей да задорней.
( исп В РОЩЕ КАЛИНА – постановочный танец)
Козёл – Ну что я говорил. Мои ребятки и так и эдак ножками.
Коза - Нет это мои козочки и так и эдак.
Хозяйка – Опять спорите, козёл ну ты ж мужик уступил бы козе, она же барышня.
Козёл - Не уступлю я принципиальный.
Хозяйка– Упрямый ты, не зря про такого как ты и в песне поётся, остались от козлика рожки да ножки.
Козёл – Я таких песен, что - то не слыхивал,
Хозяйка – Вот послушай, тебе ребятки споют.
( исп р н п ЖИЛ У БАБУШКИ КОЗЁЛ)
Хозяйка – ну что козлик понравилась тебе песенка.
Козёл – да, что ты, тётка, это не про меня песенка, того козла уж давно волки слопали, а я вот живёхонький и рога при мне и борода.
Коза – не тем ты козлище похваляешься и рожки у тебя малюсенькие и бородёнка рядюсенькая. Вот у меня рога так рога и крутые и витые и острые, правда бороды нет, да нам козочкам и не положено.
Козёл – это у меня-то рога малюсенькие, это у меня-то борода рядюсенькая.
Ну держитесь!!!!
Кручусь верчусь, в козла обряжусь!
Я козёл злющий
Бородой трясущий
Ножками затопчу
Рожками заколю
Разбегайтесь поскорей
А то слопаю детей! ( вот этих)
Коза – ты козлище не шуми
ножками не стучи
рожками не мотай
ты попробуй нас поймай
Игровой момент: козёл стоит перед козой дети в рассыпную. После слов « ты попробуй нас поймай», дети прячутся шеренгой за козу. Коза преграждает козлу дорогу, поворачивается то вправо, то влево.
Козёл – Ох устал, сил больше нет, загоняли меня ребятки, твоя коза взяла.
Хозяйка – Ай, ай, вот к чему споры приводят, возьми соседушка, пирожка моего отведай тебе и полегчает.
Коза – ну ладно козлище я с тобой салом поделюсь, нам рогатым надо в мире жить, людям радость и достаток приносить. Вон моя козонька хоть и маленькая но шустрая всю деревню оббежала, хвостиком помахала, всем добра пожелала. Вот и тебе добра желаю, давай козёл мериться.
Козёл – Мирится так мириться, только ты больше не задирайся, а то перед ребятами не удобно.
Хозяйка – Вот и правильно, нечего вам дуться друг на друга.
Дело к вечеру, вы и пели и плясали и полные мешки на колядовали, пора нашим ребяткам по домам.
Коза – Правда, на улице совсем скоро стемнеет, пора и во путь дорожку а то заплутаем.
Хозяйка – Жалко с вами расставаться, скучно мне без вас будет.
Коза – Ты не скучай, мы к тебе ещё заглянем с ребятами, ты только жди и пирогов не забудь напечь.
Козёл – А на последок хозяюшка, тряхнём стариной, спляшем плясовую. Тётка – так я и плясать-то разучилась, я всё больше по хозяйству.
Коза - Так ребятушки помогут, да и мы с козлом подсобим, а то мы у печки просидели и не наплясались. А ну коза, бери бубен, повеселимся на славу.
Хозяйка – Ну, что ребятки, поможете. Тогда выходите плясать.
( исп КАМАРИНСКАЯ – круговая пляска)
Козёл - Спасибо тебе хозяюшка за доброту твою, ласку и за угощение спасибо.
Коза – И гостям званным, спасибо за внимание и понимание.
Хозяйка – И вам ребятушки спасибо, за радость и веселье.
До свидания ребятки!
( под музыку все уходят из зала, Хозяйка им машет в след, затем уходит в дом)
КОНЕЦ ПРЕЗЕНТАЦИИ.
В результате реализации проекта «Зимние Святки» достигнуты определённые результаты:
• Создана предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
• Сформированы устойчивые знания и интерес к истории календарных
праздников русского народа;
• Создан устойчивый интерес к устному, музыкальному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству;
• Сформированы основные навыки: пения, движения, театрального
мастерства, игры на шумовых инструментах.
• Развита сфера чувств, чуткость к сценическому искусству, готовность к творчеству, коммуникабельность.
Сформирована выразительная, грамотная, сценическая речь.
• Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения совместных праздников и развлечений.
Оценка результатов:
Оценка эффективности по итогам работы проведена по трем направлениям: дети, педагоги и родители.
Оценка качества овладения педагогами практическими умениями и навыками оценивалась после просмотра театрального представления « Зимние Святки»
на методическом объединении музыкальных руководителей.
Определение уровня знаний и умений детей отслеживается через проведение диагностики на начало и конец учебного года, через наблюдение и анализ работы по всем видам деятельности ( певческой, танцевальной, исполнительской, игровой, театрализованной), через просмотр спектакля, видеоматериалов.
Оценка деятельности родителей – это отзывы самих родителей и детей.
Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствовали следующие моменты:
• объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
• удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
• определение участников проекта и направления работы каждого из них;
• рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
• рассматривание проекта как одного из направлений культурно - досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
• фольклорный праздник готовился и проводился с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей.
Доклад, в котором представлен цикл занятий "Времена года"....
Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.
Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам....
Информационно-творческий проект: «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережног...
Информационно - творческий проект «1 мая - праздник Весны и Труда»
Цель: ознакомление детей с праздником Весны и Труда, как об общественном событии России....
Календарные народные праздники и обряды
Календарные народные праздники и обряды...
Творческий проект: «Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»
Творческий проект:«Весенние календарно-обрядовые русские и адыгские праздники в детском саду»«Празднование Масленицы и Нового года по адыгским обычаям – сходство и различие&raq...
Дидактическое пособие: «Тряпичные народные куклы в календарных праздниках и обрядах».
Данное пособие может широко использоваться педагогами в образовательной деятельности при знакомстве детей с историей обрядов, народных праздников, обычаев на Руси, для расширения представлений о време...