Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания детей.
статья на тему
Доклад, в котором представлен цикл занятий "Времена года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narod_1.docx | 16.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные календарные праздники и обряды как средство экологического воспитания
Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Это привело к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой. А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Мир фольклора – мир особых отношений человека с природой. Гармония этих отношений построена на осознании родства, единства человека с окружающим миром. В формировании у детей отношения к природе как к живой приобретают огромное значение.
Особой воспитательной ценностью обладает идея традиционного календарного обряда; символизирующего единство человека и природы в единое целое. Народные календарные праздники и обряды – это коллективные ритуальные действа, участники которых совместными усилиями помогали природе, демонстрируя свое единство с ней. Календарный обряд соединял в сознании человека его самого, окружающих его людей и природу в одно целое. Пение, игра на инструментах и танцевальные движения не просто сопровождали ритуальные тексты, но активно включали человека в процесс переживания родства и единения с природой.
Педагогическая ценность народного календарного обряда состоит еще и в том, что он сохраняет традицию игрового взаимодействия взрослых и детей. В календарном обряде принимали участие все, и каждому отводились свое место и своя роль. Использование принципов организации народного действа на праздниках в школе отвечает стремлению объединить сегодня ребенка и воспитателя, особенно у нас в детском доме.
Праздник, в котором и дети, и взрослые являются активными участниками, обретает воспитательную и развивающую направленность.
Методическая литература на тему «Народный календарь и дети» разнообразна и обширна. Народный календарь – не просто набор определенных дат, отмеченных ритуалами, это способ выражения народного мировосприятия.
Реконструкция народных праздников, выхваченных из мировоззренческого, культурного контекста, зачастую выглядит искусственно и надуманно. Полноценное функционирование народного календаря сегодня так же нереально, как невозможно возвращение к мировосприятию далекого прошлого для общества, стоящего на иной, еще языческой, ступени развития.
Русский народный календарь обладает еще одной особенностью, усложняющей его адаптацию к восприятию современными детьми. Его обрядовая символика и образность представляют собой синтез двух религий – язычества и православия. Как объяснить детям логику соединения в одном празднике сюжета о Святой Троице и ритуала поклонения березке? Почему символом Воскресения Христа является крашенное яйцо? Какая связь между обрядом колядования и историей рождения Иисуса Христа?
Как правило, авторы методических пособий и рекомендаций к проведению фольклорных праздников с детьми не задаются такими вопросами. В результате смысл символов ускользает. А действо приобретает развлекательный характер.
С точки зрения экологического воспитания идеи единства природы и человека более результативно поэтапное введение детей в образный мир народной календарной обрядовости. На первом этапе можно ограничиться знакомством с архаическими представлениями славян в рамках тематики «Времена года в русском фольклоре». Достаточно выбрать из огромного объема информации основные, базовые понятия, связав с ними привлекаемые примеры; дать представление о связи народного календаря с годовым кругом земледельческих работ; познакомить с поэтическими воплощениями природы в народной фантазии, заострив внимание на моменте одушевления природных явлений в фольклоре.
Второй этап – знакомство с православным календарем: христианскими сюжетами, основными праздниками православной церкви, их духовным смыслом.
Третий этап – слияние в календарном празднике двух традиций, их взаимоадаптация и взаимообогащение.
Поэтапное раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости более продуктивно еще и потому, что современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками.
Если просто выучить с детьми песенку-веснянку и сказать, что раньше пели такие песни. То она может быстро забыться. А если объяснить, почему эти песни пели, как это было важно, предложить детям пофантазировать, придумать свои действия, тогда старинные тексты оживают, а игра, возникающая на занятии, запомниться.
Можно предложить веселую эстафету – кто быстрее «забросает снежками» снежную бабу. Чья команда закончит игру первой, та и победила.
Задание, которое дети всегда выполняют с удовольствием, - придумывание движений к хороводным песням, игровая драматизация их текстов.
Но сначала необходимо разъяснить непонятные слова или обороты, встречающиеся в тексте.
Собственно фольклорные песни и игры воспринимаются детьми с большим интересом на фоне своего игротворчества.
Цикл занятий «Времена года в русском фольклоре» может быть выстроен следующим образом.
Тема 1. Идея единства природы и человека в народном календаре.
Одушевление природных явлений в фольклоре, обращение к ним как живым существам. Особый настрой чувств наших предков, ощущавших себя частью природы и участниками природных событий.
Тема 2. Осенние праздники и обряды.
Осень – время уборки и урожая, жатва.
Отношение к хлебу в народе – пословицы, поговорки, славильные песни. Участие каравая во многих народных обрядах.
Матушка-Осенина, богини Берегинии, Рожаницы, Лада, Параскева Пятница, Богородица – женские воплощения осени и покровительницы семейного благополучия.
Тема 3. Мифология жилища и хозяйственной деятельности.
Значение семьи в традиционной культуре. Почитание старших членов семьи.
Дом и двор как особое, «свое» пространство, оберегающее жизнь человека от вмешательства чуждых и враждебных сил.
Магические и ритуальные функции окон и дверей. Главные обереги в доме: печь, матица, красный угол. Функциональное хозяйственное назначение всех частей дома, выраженное в названиях углов и сторон. Порядок в доме как оберег и выражение благополучия в семье. Домовой – мифический хозяин дома. Рассказы о домовом.
Сказки, загадки пословицы и поговорки о доме.
Традиции росписи стен и потолков, домашней утвари, вышивка.
Проведение занятий по темам «День рождения домового», «Русская изба», «Оберег».
Тема 4. Зимние праздники и обряды.
Начало зимы в народном календаре со времени окончания всех работ и выпадение первого снега.
«Золотые вечера» - зимние святочные посиделки с песнями, сказками, загадками и гаданиями. Обряды колядования, детские песни – колядки. Смысл ряжения и его символика.
Масленица. Ритуальная еда. Игры и забавы на масленичной неделе. Родительские вечерки.
Тема 5. Весенние праздники и обряды.
Начало земледельческого круга работ, начало годового круга с пробуждением природы. Возрастное соотнесение жизни природы и жизни человека: необходимость участия детей в весенних обрядах.
Праздники птиц – вестников весны. Обережные символы птиц в вышивках и росписях.
Праздники Егория – покровителя пастухов. Загадки о домашних животных.
Древнее значение Пасхи как праздника пробуждения природы, торжества жизни.
Тема 6. Летние праздники и обряды.
Семикова неделя. Праздник березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки.
Образ Ярилы – летнего солнца, стоящего в зените. Ритуальные поклонения солнцу как божеству. Петух – образ солнца. Песни и сказки про петуха.
Праздник Купалы. Значение воды, огня, земли в это время.
Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала помогают детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем представлении.
Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.
Сознание любого народа экологично в своей основе, поскольку строится на гармонии человека с природой. Приобщение детей к вековым традициям своего народа – естественный путь их экологического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Презентация "Ознакомление детей с лекарственными растениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста".
Консультация для педагогов....
Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам.
Музыкальные праздники в детском саду как эффективное средство приобщения детей к народным календарным праздникам и обрядам....
«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...
Статья на тему «Народный фольклор как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Цель: изучение методических аспектов использования фольклора в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста.Объект: экологическое воспитание детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов: "Ознакомление детей с лекарственными растениями Санкт-Петербурга и Ленинградской области как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Сформировать у детей понятия о лекарственных растениях...