Информационно-творческий проект: «Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»
проект (старшая группа) на тему
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России» [1].
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье.
В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт кубанских казаков».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД № 5
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Информационно-творческий проект:
«Жизнь, традиции и обряды, кубанских казаков»
Старший дошкольный возраст
Автор-составитель: воспитатель МБДОУ ЦРР №5
Мельникова Людмила Идрисовна
Торлина Светлана петровна
Усть-Лабинск
2016 год
«Патриотизм, соединенный с интересом и
любовью по всем нациям- непременное условие
нормального здоровья, ума и сердца.
Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ,
а также свих соседей, другие народы
и весь земной шар - и нашу большую Родину.
Д.С. Лихачев
Характеристика проекта.
Автор проекта: Мельникова Людмила Идрисовна, Торлина Светлана Петровна
Тип проекта: информационно-творческий проект
По характеру содержания: включает ребенка, общество и культуру
По числу участников проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог.
По времени проведения: три месяца.
По характеру контактов: в рамках ДОО.
Сроки и этапы проведения:
1 этап: организационный (3 недели)
2 этап: практический (2 месяца)
3 этап: результативный (1 неделя)
Выбор темы.
В национальной доктрине образования Российской Федерации записано: «Система образования признана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию России» [1].
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье. Все важнейшие правительственные документы: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, программа «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», направлены на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине, семье.
В средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И не мало авторов, которые высказываются негативно по этой теме. Говоря, что патриотизм должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, чтобы каждому из нас захотелось ее любить. Но возникает вопрос: разве наша родная земля с уникальной природой, народ со своими традициями и культурой не является благом?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим нами была выбрана тема для проекта: «Традиции и быт кубанских казаков».
Актуальность проекта:
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад имеет неповторимый облик и воспринимается как особый центр нравственно-патриотического воспитания.
Гипотеза проекта: Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной ДОО.
Новизна проекта:
Новизна и оригинальность представляемого педагогического проекта состоит в том, что задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решались в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость наполнения ее новым содержанием, изменения форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями кубанских казаков по привитию нравственно-патриотических чувств, формированию чувства гордости за достижения страны, развитию интереса к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Цель проекта: создание у детей представления о фольклоре и традиционной
культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи проекта:
- знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа,
- воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
- обращение детей к традициям кубанского казачества для глубокого осознания дошкольником сопричастности с родной землей.
Ожидаемый(предполагаемый) результат по проекту:
Дети серьезно будут относится к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечать на вопросы и задавать их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению. Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.
Возможные риски при реализации проекта и мероприятия по их минимизации:
Риск при реализации проекта | Мероприятия для их минимизации |
Недостаточная информационная компетентность педагогов | Создание условий для педагогов в сфере самообразования, участие в обучающих семинарах и вебинарах. |
Недостаточная информационная компетентность родителей | Консультирование по теме проекта |
Нежелание родителей принять активном участие в проекте. | Стимулирование родителей через проведение мастер-класса, круглого стола по теме проекта. |
Этапы реализации
ЭТАП | ОПИСАНИЕ |
| На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. Было определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями и педагогами. Осуществляется подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме. Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности, музыкальных произведений по теме проекта, создается наглядный материал с использованием ИКТ - технологий |
| Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагога с детьми, работа детей и родителей, работа педагога и родителей. С детьми проводится все виды деятельности, предусмотренные планом проекта, организовывается совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с предметом исследования. |
| Проведение итогового открытого мероприятия с детьми, отзывы родителей и детей – в форме интервью, с последующим монтажом видеофильма, презентация проекта «Традиции и быт кубанских казаков» педагогам и администрации ДОУ. |
Перспективный план
Примерное время проведения | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Деятельность родителей |
Организационный | |||
В течение трех недель | 1. Составление анкет | - | Анкетирование |
2. Составление перспективного плана | - | Внесение идей и предложений | |
3.Сбор необходимого инвентаря, фотоматериалов. | - | Участие в сборе инвентаря, фотоматериалов | |
4.Разработка авторских мероприятий, мультимедийных презентаций | - | - | |
Практический | |||
1 неделя | 1.Оформление уголка по патриотическому воспитанию в группе: мини-музей «Кубанское подворье». | Участие в оформление | |
В течение месяца | 2. Создание «Семейного портфолио» | Совместное составление родителями и детьми, при консультации педагогов. | |
Каждые две недели | 3.Выпуск тематических газет | Отражение деятельности детей, родителей и педагогов. | |
1 неделя практического этапа | 4.Организованная образовательная деятельность «Традиции и быт кубанских казаков» (приложение) | Участие в мероприятии | - |
Весь период | 5. Проведение кубанских подвижных игр (приложение) | Участие в играх | - |
2 неделя практического этапа | Спортивный праздник «Карусель народных игр» Инструктор по ФК | Совместное мероприятие с детьми и родителями | |
Весь период | 6. Проведение дидактических игр по теме проекта. | Участие индивидуально или по подгруппам | Консультация «Кубанские народные игры. Играем с детьми» |
2 – 3 неделя практического этапа | 7. Беседы с рассматриванием иллюстраций, презентации по теме: «Кубанский костюм» (приложение) | Активно отвечать на вопросы и задавать их самим. | - |
3 неделя практического этапа | 8. Проведение организованной образовательной деятельности «Рисование орнамента кубанской одежды». | Составление выставки работ | Просмотр тематической выставки. |
4 неделя практического этапа | 9. Посещение городского краеведческого музея | Совместная с родителями экскурсия | |
5-6 неделя практического этапа | 10. Цикл занятий и бесед с детьми по теме проекта: «Знакомство с предметами быта», «Воспитание детей в казачьих семьях», «Старину мы уважаем, старину мы бережем!». | Активно отвечать на вопросы и задавать их самим. | Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего» |
7-8 неделя практического этапа | 11. Знакомство с кубанским народным фольклором – пословицы, поговорки, песни, стихи» (приложение) | Активно отвечать на вопросы и задавать их самим. | Разучивание дома с детьми. |
8 неделя практического этапа | 12. Совместное мероприятие- конкурс «Кубанский фольклор» | Конкурс лучшего чтеца | Подготовка детей к конкурсу |
8 неделя практического этапа | 13. Изготовление альбома «Мой любимый Усть-Лабинск» | Совместное составление детьми, родителями и педагогами. | |
Заключительный | |||
Последняя неделя проекта | 1.Итоговое мероприятие «Маленькие казачата» Музыкальный руководитель. | Мероприятие для родителей и приглашенных из городского казачества гостей. | |
Последняя неделя проекта | Аналитический отчет по итогам проекта для педагогов и администрации ДО | - | - |
Последняя неделя проекта | Итоговое родительское собрание « «Воспитание нравственных качеств и патриотических качеств у дошкольников». | - | Активное участие родителей, составление отзывов и пожеланий. |
Описание актуальных мероприятий проекта:
Мини-музей - это уникальная возможность организации воспитательной работы с детьми, формирования способности понять язык вещей, постичь их назначение и рукотворность, музей - это незаменимый помощник в изучении истории и культуры своего народа. В музее проходили не только занятия с детьми, развлечения, праздники, ярмарки, театрализованные представления, посиделки совместно с родителями, он стал центральным местом нашего детского сада, где проходят традиционные встречи гостей, знаковые мероприятия.
Необходимо заинтересовать родителей, привлечь их к совместной работе. И в результате каждая семья создаст «Семейное портфолио». Его наполнение это кропотливая работа всех членов семьи: создание семейного герба, генеалогического древа, описание семейных традиций, увлечений, фотографии совместных путешествий, посещений достопримечательных мест города, края, информации о знаковых событиях в стране, в городе, в крае, в день рождения малыша, достижения ребенка, сочинение, написанное родителями на тему «Мой ребенок».
В тематических газетах целесообразно отражать всю деятельность детей и родителей по теме проекта.
В течение всего периода дети могут приносить в детский сад семейные фотоальбомы, рассказывать интересные истории из жизни семьи. По теме «Особенности быта и традиции кубанских казаков» проводить много бесед, экскурсий, наблюдений. Приносить книги, энциклопедии, домашние рисунки. Необходимо организовать активное участие детей и их родителей в фольклорных праздниках, развлечениях. В рисунках по замыслу нацеливать детей на темы, связанные с казачеством, рисование орнамента кубанской одежды.
Для реализации творческого потенциала дошкольников и развития у них художественной инициативы через систему индивидуальных заданий и разработку творческих проектов педагоги могут использовать материал, собранный в данных рекомендациях, прилагаемых к проекту: «Историческое прошлое Кубани, история заселения», «Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков», «Национальная одежда кубанского казака и казачки».
С целью создания у детей представления о фольклоре и традиционной
культуре кубанского казачества, как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа в данных рекомендациях собран дидактический материал: картотеки пословиц и поговорок, кубанских подвижных игр. Также представлены фотоальбомы «Казаки в картинах русских художников», «Национальная одежда кубанского казака и казачки».
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и могут использоваться педагогами дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, студентов педагогических заведений.
Данные методические рекомендации направленны на знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю.
Пособие не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие детей, педагогов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
- Казачество. Энциклопедия. М., 2003.
- Слава тебе, Господи, что мы – казаки! Сост. Б.А.Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993.
- Бондарь Н.И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999.
- Календарные праздники и обряды кубанского казачества. Краснодар, 2003.
- Куракеева М.Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996.
- Александров С.Г. Физическое воспитание детей и молодёжи кубанского казачества. Историко-этнографический очерк. Краснодар, 1999.
- Земцов В.Н. Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в 18 – начале 19 в.// Казачество на государственной службе. Екатеринбург, 1993.
- Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани. М., 1967
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Традиции и обычаи Кубанских казаков»
Знакомство детей дошкольного возраста с историей, культурой, традициями кубанского народа...
Конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР «Жизнь, традиции и обычаи Кубанских казаков»
Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважен...
Конспект НОД "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"
конспект непосредственно образовательной деятельности...
"Жизнь, традиции и обряды Кубанских казаков"
Я часто замечаю в нашей современной молодёжи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребёнка. Име...
Консультация "Праздники и обряды Кубанских казаков"
Интерес к традиционной культуре кубанских казаков, к языку, обычаям, обрядам, истории необычайно возрос не только в нашей стране, но и во всем мире. Это явление, безусловно, закономерно и имеет самые ...
Консультация "Праздники и обряды Кубанских казаков"
Обычаи и традиции кубанских семей....
Методические разработки "Жизнь,традиции и обряды Кубанских казаков"
quot;Человек без Родины,что соловей без песни"...