Ранняя профессиональная ориентация дошкольников через организацию проектной деятельности
консультация (младшая группа)
Выступление на семинаре воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников через организацию проектной деятельности | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников через организацию проектной деятельности
Одной из главных причин неправильного выбора профессии подрастающим поколением является слабая ориентация в мире специальностей. Представления о будущей работе зачастую могут опираться на неполные или искаженные сведения. Из-за этого российская молодежь переоценивает или недооценивает свои способности и ошибается, выбирая будущую сферу труда.
Профориентационная работа играет важную роль в отношении личности к труду, выбору будущей специальности. Однако еще десятилетия назад она активно проводилась только в отношении учащихся старших классов. Такая выборочная работа с детьми приводила к тому, что не все из них во взрослом возрасте удовлетворены полученной специальностью. Именно поэтому начинать профориентационную работу нужно с воспитанниками детских садов. Данный выбор обусловлен, прежде всего, их психологическими возрастными особенностями.
Дошкольный возраст – период жизни ребенка, когда он, словно губка, впитывает новые знания. Они являются фундаментом, на основании которого формируется мировоззрение личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности человека. Поэтому
очень важно, начиная с младшего и среднего дошкольного возраста, беседовать с воспитанниками ДОУ о труде, профессиях, специальностях.
Знакомство с трудовыми отношениями начинается с младшего дошкольного возраста. Дети слушают сказки, общаются с родителями и воспитателями, смотрят адаптированные для них передачи о разных профессиях.
Посредством традиционных методов ознакомления детей с трудом формируется их мировоззрение. Среди вышеперечисленных методов выделим:
- словесный метод, заключающийся и в проведении бесед с использованием наглядного материала или чтения детской литературы вслух;
- наглядный метод, заключающийся в организации наблюдения за процессом труда, просмотр иллюстративного материала;
- практический метод, заключающийся в проведении опытов, связанных с трудовыми отношениями;
- игровой метод, заключающийся в разработке и проведении сюжетно-ролевых, дидактических игр, моделировании различных трудовых отношений посредством игры.
Но дошкольники – самые настоящие исследователи, активно познающие окружающий мир. В связи с этим, в образовательный процесс необходимо включать метод проектной деятельности, который вызовет интерес воспитанников. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, дети приобретают новые знания, исходя из своего личного опыта.
Во-вторых, эксперимент отвечает на важные для ребенка вопросы. В процессе эксперимента дети применяют творческие и коммуникационные навыки.
В-третьих, проект может выступать формой совместной развивающей деятельности воспитанников и наставника. В данном случае, воспитатель может выстроить свою работу так, чтобы она была увлекательной и продуктивной для детей.
Проект – это, прежде всего, комплекс действий, которые организованы взрослыми для решения определенной проблемной ситуации, интересующей всех участников данного процесса. Стороны в равной мере участвуют в творческой деятельности и получают практический результат, которым может выступать нахождение путей решения проблемы, составление творческого наглядного материала.
Важным направлением проектной деятельности является ранняя профориентация дошкольников. Базовые знания, полученные в детском саду, позволяют детям узнать больше и понять, в чем заключается работа членов их семьи, узнать их обязанности и инструменты.
Проектный метод применим для любого возраста, если он учитывает психолого-физиологические особенности ребенка, понимает его интересы на данном этапе развития.
Проектный метод основан на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, а также помогает понять трудный материал посредством совместного поиска решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие качества личности.
Одним из примеров проектной деятельности в детском саду является организация «Лабораторий профессий». Она знакомит воспитанников с деятельностью организаций образования, торговли, здравоохранения и т. д.. Материальная база лабораторий может включать наборы инструментов, спецодежду, игрушки, относящиеся к профессиям.
Ранняя профориентация дошкольников строится с учетом ряда направлений. Она направлена на развитие познавательного интереса и способностей воспитанников ДОУ.
Проектная деятельность формирует начальные и углубленные представления о труде, интерес и уважение к трудовой деятельности, удовлетворяет индивидуальные потребности детей познавать и исследовать окружающий мир. Она формирует систему отношений и нравственных установок к трудовой деятельности, дает шанс проверить свои силы в доступных видах деятельности, популяризирует профессионализм.
Проектный метод также выполняет роль особого механизма взаимодействия семьи и детского сада.
В процессе проектной деятельности детям требуется помощь взрослого для формулирования цели и проблемы. Следовательно, проектная деятельность воспитывает сотрудничество между поколениями. В данном процессе родители информационно помогают своим детям и педагогу в проектной деятельности, но также и являются непосредственными участниками данного процесса, пополняя багаж своих педагогических знаний. Проектная деятельность также укрепляет семейные отношения, потому что родители чувствуют сопричастность образовательному процессу и радуются успехом своего ребенка.
Таким образом, проектный метод можно назвать одним их эффективных средств ранней профориентации дошкольников. Благодаря его применению дети узнают о существующих профессиях, у получают навык труда и чувствуют уважение к работающим людям. Воспитанники ДОУ расширяют кругозор, и, на основании полученных знаний, чувствуют заинтересованность к той или иной профессии. Именно так закладывается фундамент для вступления маленьких жителей нашей страны во взрослую самостоятельную жизнь, где они смогут выбрать подходящую им профессию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально - коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности
Представлено описание педагогического проекта "Волшебные слова"...
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Конспект педагогического совета по теме «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию проектной деятельности»
конспект создан для педагогического совета....
статья Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...
Статья «Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности»
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...
Выступление на педагогическом совете учреждения. Доклад на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"
В данном материале представлен доклад выступления на педагогиеском совете учреждения- 13.11.2015 г....
Развитие ранней профессиональной ориентации дошкольников через использование инновационных конструктивных технологий.
В статье рассмотрены условия для выявления ранней профориентации у дошкольников и развития у них инженерно – конструкторского мышления....