«Формирование основ гражданственности и чувства патриотизма к малой Родине у детей 5-6 лет посредством интерактивных игр»
методическая разработка (старшая группа)
Проблема патриотического воспитания всегда была важна. Но особенно актуальной она стала в последние годы. Появляется много противоречивой и искаженной информации, целью которой является дезинформация подрастающего поколения, падение у него интереса к историческому и культурному наследию нашей великой Родины. Патриотическое воспитание – одна из стратегических задач современного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование основ гражданственности и чувства патриотизма к малой Родине у детей 5-6 лет посредством интерактивных игр»
Условия формирования
Свою работу я начала с изучения научных исследований по интересующей меня теме «Патриотическое воспитание». Познакомилась с психологическими и педагогическими особенностями возраста. Изучила задачи Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования и Федеральной образовательной программы.
Изучение авторских программ и методических разработок Маханевой М.Д, А.А.Майер, В.Н.Матова позволили мне определить содержания своей работы и проанализировать различные эффективные формы организации педагогического взаимодействия. Дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие основы патриотических чувств. Одной из наиболее эффективных форм в работе с детьми является игра, благодаря которой, воспитанники ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции.
На протяжении последнего десятилетия в системе образования происходит активное внедрение педагогических инноваций и компьютерных методологий обучения с целью улучшить качество обучения и его результаты.
На этом фоне особенно широко стали применяться дистанционные технологии обучения, которые предоставляют возможность для оптимального режима обучения, с учетом физических и психологических особенностей ребёнка.
Педагогические условия включают в себя обогащение развивающей предметно пространственной среды, выступления на педагогических советах, курсы повышения квалификации, общение в интернет-сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.
Актуальность
«ДЕТСТВО - каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания всегда была важна. Но особенно актуальной она стала в последние годы. Появляется много противоречивой и искаженной информации, целью которой является дезинформация подрастающего поколения, падение у него интереса к историческому и культурному наследию нашей великой Родины. Патриотическое воспитание – одна из стратегических задач современного образования. Национальная доктрина образования в РФ до 2025г. определяет цели воспитания и обучения в области патриотического воспитания : «Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью». Эту цель возможно достичь, закладывая основы патриотического воспитания с раннего детства на уровне дошкольного образования.
Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
В содержании ФОП ДО в области «Социально-коммуникативного развития» формирование основ гражданственности и патриотизма является одной из основных задач образовательной деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Проблема воспитания патриотических чувств разрабатывалась в трудах многих отечественных педагогов: В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.А. Козловой, Н.К. Крупской, И.Д. Власовой, Р.И. Жуковской и др.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
При этом проблема воспитания патриотических чувств остается, так как необходимо искать пути создания условий для патриотического воспитания для детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Одной из наиболее эффективных форм в направлении патриотического воспитания является интерактивная игра.
Интерактивная игра - это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей.
Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность - инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.
В процессе интерактивной игры дети получают определенный объем знаний, учатся применять его в различных ситуациях.
Проведение занятий с помощью компьютера повышает осознанность усвоения знаний детьми, мотивацию, улучшает самооценку каждого ребенка через систему объективной оценки например (героем), помогает заметить ошибки и исправить их в занимательной форме. После проведения занятий дети обсуждают игру, героев, значит, увеличивает речевую активность, повышают мотивацию к межличностному общению. Но главное достоинство интерактивных игр заключается в их соответствии ведущей деятельности дошкольного возраста — игре.
Целью моей работы стало:
Формирование основ гражданственности и чувства патриотизма к своей малой Родине у детей 5-6 лет посредством интерактивных игр.
Реализовала данную цель через задачи:
Задачи:
- Систематизировать, обобщать и углублять имеющиеся знания о родном городе;
- Способствовать развитию интереса к русским традициям и культуре родного края;
- Воспитывать уважительное отношение к Родите, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- Развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- Способствовать формированию эмоционального отклика на проявления красоты в различных архитектурных объектах, произведениях искусства, явлениях природы родного города;
- Обогащать развивающую предметно - пространственную среду дидактическим материалом, интерактивными играми, макетами по ознакомлению с родным городом.
- Создать условия для вовлечения социальных партнеров, семей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Ведущая педагогическая идея
Именно поэтому моей ВЕДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕЕЙ стала:
Формирование основ гражданственности и чувства патриотизма к малой Родине у детей 5-6 лет будет успешно благодаря включению в воспитательно-образовательный процесс интерактивных игр.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Свою работу я строила поэтапно.
1 этап – Организационный - включал – Изучение и анализ методической литературы, был проведен педагогический мониторинг сформированности у детей представлений о родном городе, традициях и культуре. В основу данного мониторинга взяты показатели из карт индивидуального развития ребенка.
На этом же этапе было проведено анкетирование родителей
Данная анкета была разработана совместно со специалистами ДОУ. В процессе анкетирования приняло участие 100% родителей, практически все родители отмечают актуальность патриотического воспитания дошкольников - 100%, беседуют с ребенком на нравственно-патриотические темы лишь только – 50% родителей.
Результаты дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем в решении, которых родителям нужна помощь. Таким образом, мною была обоснована необходимость организации и проведения работы по данной теме.
На основе полученных данных была разработана циклограмма освоения интерактивных игр на учебный год В течение месяца проходило знакомство с двумя интерактивными играми. Одна игра осваивалась в течение двух недель.
Создание условий для полноценного развития детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды.
Мной были разработаны авторские игры, создан макет микрорайона, пополнение уголка патриотического воспитания альбомами о родном крае.
Развивающая предметно пространственная среда была пополнена лепбуком «Дзержинск – мой родной город», который включал в себя дидактические игры, соответствующие тематики, раскраски, пазлы, лото, стихи и песни о родном городе.
Разработана медиатека интерактивных игр.
2 этап – практический этап – это этап реализации, включал в себя организацию и проведение интерактивных игр, эмоциональное обогащение впечатлений ребенка.
Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
- Подбор педагогом игр для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
- Дошкольников знакомят с целью, которую надо достичь, она должна быть четко и доступно сформулирована воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
- В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом и если какие-то моменты вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
- По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги.
- Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации.
Предварительная работа по ознакомлению детей с интерактивной игрой включала в себя:
- создание интерактивной игры совместно с детьми
- реализацию совместных детско-родительских проектов
- экскурсии
- проведение тематических праздников и развлечений
- участие в тематических акциях
- организацию образовательной деятельности.
Были разработаны следующие интерактивные игры «Осень. Природа моего края», «Русская изба. Современный дом», «Путешествие по городу Дзержинску».
И конечно, работа по воспитанию патриотических чувств должна идти в тесном контакте с родителями и социумом. Поскольку детский сад не может существовать изолированно от города и страны в целом. Совместно с родителями был организован проект «Моя семья» в результате которого в нашей группе появилось родовое дерево. Родители являлись активными участниками Всероссийских акций «Окна победы», «Бессмертный полк».
3 этап моей работы – это результативный – включает в себя итоговый мониторинг воспитанников, посредством педагогического наблюдения.
Динамику работы по патриотическому воспитанию я постаралась отразить от точки роста, через стадию становления, к стадии формирования.
Результатом проделанной работы стало то, что у воспитанников расширились представления о родном городе: его улицах, достопримечательностях, истории, о его культурной жизни, о его создателях и героях. Удалось привлечь родителей воспитанников к патриотическому воспитанию детей, улучшились детско-родительские отношения. Развивающая предметно пространственная среда группы пополнилась замечательными дидактическими играми и пособиями, появилась медиатека интерактивных игр.
Диапазон личностного вклада педагога
В рамках моей работы мной было разработано:
- Создание и разработка интерактивных игр «Весна пришла», игра викторина «Мамина профессия», «Животные нашего края», «Моя семья», «Народные праздники», «Осень дарит чудеса», «Осень. Природа моего края», «Победа: нам жить и помнить», «Путешествие по осенним сказкам Сергея Козлова», «Русская изба. Современный дом»
- Создание и разработка дидактических пособий: аьбомы «Наш дом – Дзержинск», «Знаменитые люди России», «Достопримечательности нашего города», «Природа Нижегородской области», «Они прославили наш город»
- Дидактические игры «Путешествие по городу Дзержинску», лабиринт-ходилка «Мой город Дзержинск», «Экскурсовод», круги Луллия «По улицам города».
- Макет «Родные улицы»
- Буклет «Былины о русских богатырях»
- Методическая разработка «Игра викторина «Знаешь ли ты свой город?»
- Методическая разработка «Целевая прогулка по микрорайону «Мой любимый город»
- Методическая разработка «Индивидуальные маршруты «Экскурсия выходного дня»
- Методическая разработка Проект по социально-нравственному воспитанию «Мой любимый город Нижний Новгород» (2020г.).
- Методическая разработка «Мастер класс для педагогов «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями родного города посредством дидактических игр» (2019-2020год)
- Методическая разработка Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» (2020г.)
- Методическая разработка интегрированного занятия «Наша Родина Россия» (2020г.)
- Методическая разработка «Беседа «Мы живем в России» (2020г.)
- Методическая разработка «Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях» (2023г.)
И в заключении, хотелось бы сказать, что педагогический коллектив понимает, что в дошкольном возрасте не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к Родине. Но если ребенок будет проявлять интерес к культурно- историческому наследию нашей Родины, своего города, края, знать государственные символы, подражая взрослым, вставать, когда звучит гимн Российской Федерации, гордиться достижениями людей, прославивших нашу страшу, проявлять толерантность к другим людям, заботиться о близких, сверстниках, животных, то можно сказать, что результат педагогической работы достигнут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова».
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова»....
«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
«Формирование чувства принадлежности к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»...
Программа по формированию основ гражданственности и патриотизма "Моя малая родина - Нижневартовск"
Сегодня воспитание патриотизма у российских граждан, в первую очередь у детей и молодежи – одно из приоритетных направлений деятельности общества и государства. Воспитание основ патриотизма всег...
Роль сказки в развитии патриотического чувства любви к малой родине у детей старшего дошкольного возраста.
Статья посвящена вопросу формирования патриотических чувств дошкольников; раскрываются методы работы с детьми и семьями воспитанников....
Проект по формированию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста "С чего начинается Родина"
В проекте представлены материалы по темам: "Моя семья", "Хорошо у нас в саду", "Мой родной Новосибирск", "Россия - Родина моя"...
Технологическая карта ООД Формирование основ гражданственности и патриотизма "Россия-Родина моя"
Технологическая карта организованной образовательной деятельности Педагог Сторчак Марина АлександровнаОО Социально-коммуникативное развитие раздел Формирование основ гражданственности и патриотизмавоз...