Работа наставника с молодым педагогом
статья
В статье раскрывается особенности организации работы наставника с молодым педагогом в ДОО. Ключевые слова: наставник, молодой педагог, воспитатель, детский сад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nastavnika_s_molodym_pedagogom.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа наставника с молодым педагогом
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Наставничество в ДОО - разновидность индивидуальной работы с молодыми педагогами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
И я, как педагог-наставник, должна помочь молодому воспитателю, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений». Ввиду того, что наш педагогический коллектив постоянно обновляется, выработалась стратегия адресного подхода к молодым педагогам, учитывающая их личностные качества, склонности и интересы, уровень образования и профессиональной подготовки. По сути, в каждом конкретном случае это некий общий алгоритм и вытекающий из него индивидуальный план сопровождения.
Цель работы наставника: оказание помощи молодому педагогу по преодолению психологических барьеров в общении с родителями и внедрению в свою профессиональную деятельность эффективных педагогических технологий.
Задачи:
- оказание всесторонней методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- ознакомление с видами педагогических технологий;
- обучение применению эффективных форм и методов в работе с детьми группы;
- наблюдение за организацией ООД, помощь в постановке целей и задач;
- ознакомление со здоровьесберегающими технологиями, используемыми в ДОО во время ООД и других режимных моментах;
- помощь в составлении индивидуального плана самообразования;
- оказание помощи в организации работы с родителями.
Можно выделить следующие основные направления:
1. Повышение профессионального мастерства молодого педагога в моделировании воспитательно-образовательного процесса.
2. Формирование навыка ведения педагогической документации.
3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
4. Развитие профессиональной компетенции.
5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодого педагога и анализ результатов работы наставничества.
Работа с молодыми воспитателями строится с учетом трех аспектов их деятельности:
1) Наставник – молодой воспитатель - создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; - обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками; - обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
2) Молодой воспитатель – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
3) Молодой воспитатель – коллеги: оказание поддержки со стороны коллег.
В нашем детском саду сложилась своя система работы с молодыми педагогическими кадрами. Выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. За каждым стажером закрепляют наставника. Основными категориями процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности.
Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности. Составленный алгоритм наставничества определяет этапы работы и необходимые шаги для решения задачи профессионального становления молодого педагога. Данный алгоритм может служить основой для составления индивидуального плана становления и саморазвития педагога: он дополняется конкретными мероприятиями, шагами в соответствии с годовым планированием ДОО и интересами и запросами молодого педагога. На первом этапе идет изучение личности молодого педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами, к которым относятся: педагогическое образование, наличие опыта практической работы с детьми, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводится в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе. Итоги диагностики заносятся в индивидуальный план прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя.
Таким образом, диагностический этап позволяет нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодого специалиста. Для каждого молодого специалиста наставником разрабатывается индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам. По итогам проведения практического этапа нами выбираются и применяются разнообразные формы и методы работы с молодыми специалистами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.
Также в нашем детском саду используются такие формы работы с молодыми специалистами, как:
- Педагогические советы, которые позволяют расширить информационное поле педагогических работников в области технологий и их использования в образовательном процессе.
- На семинарах - практикумах молодые специалисты вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических находках».
- В ходе «круглых столов» обсуждаются вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением разнообразных приемов: решение педагогических ситуаций. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.
- Используем дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. - Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
- Открытые просмотры образовательной деятельности опытных педагогов с последующим обсуждением увиденного, позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты, научиться проводить анализ образовательного процесса.
- Индивидуальные консультации проводятся по актуальным проблемам, по заявкам молодых педагогов, в форме обсуждения сложных педагогических ситуаций, которые у них вызывают затруднения.
Самообразование позволяет молодому специалисту самостоятельно систематизировать приобретённые знания из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. В мастер-классе теоретический материал подкрепляется примером из практики, отрабатываются отдельные приемы и способы работы.
Таким образом, выбранные формы и методы наставничества помогают нам в реализации поставленных задач. На третьем аналитическом этапе производится сбор и анализ результатов работы молодого педагога. Результаты так же фиксируются в индивидуальном плане прохождения образовательного маршрута молодого воспитателя. По завершению третьего этапа подводятся итоги и зачитываются на педагогическом совете. А молодой педагог подтверждает свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом
План работы для стажистов...
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом
Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога....
План работы наставника с молодым педагогом
Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте. Включает в себя планирование, организацию и контроль введения нового рабо...
Перспективный план работы наставника с молодыми педагогами
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога Задачи: оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельност...
План работы наставника с молодым педагогом
План работы наставника с молодым педагогом в МКДОУ детский сад "Улыбка" Чулымского района...
Планирование работы наставника с молодым педагогом
В материале прелставлено планирование работы наставника с молодым педагогом...
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом
Перспективный план работы наставника с молодым педагогом...