Консультация для педагогов "Военно-патриотическое воспитание средствами музыки»
консультация
Как всем нам известно, дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Военно-патриотическое воспитание — одна из составляющих нравственно-патриотического воспитания. Ее особенность заключается в том, что, вследствие своей специфики, она ориентирована скорее на школьный возраст.
В применении же к дошкольникам следует подходить к военно-патриотическому воспитанию очень аккуратно, избирательно: говорить с детьми о том, что они готовы воспринимать и что не нанесет им морального вреда.
Давая представление о событиях Великой Отечественной войны и победы в ней, нужно адаптировать материал под возраст детей и, избегая детализации, донести до них главную мысль.
Например:
— в младшем дошкольном возрасте на примере песен «Бравые солдаты», «Самолёт», «Корабли» мы говорим о красоте военной формы, о том, каким должен быть солдат (смелым, отважным, мужественным, опрятным, подтянутым, о военной технике и атрибутике). Эти песни написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть тоже сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
— в старшем дошкольном возрасте мы более подробно говорим с детьми о Родине и о готовности в будущем ее защищать, подводя детей к теме войны. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатлениях от экскурсий к памятникам, погибших воинов. Детям очень полюбились песни, такие как «День Победы», «Катюша», «Три танкиста» и многие другие.
К сожалению, в современных семьях вопросы военно-патриотического воспитания не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. А некоторые родители старательно оберегают своих детей от всего, что так или иначе связано с войной, смертью. Но дело в том, что с 4-х до 7-ми лет формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, когда дети уже могут задумываться о том, что такое хорошо и плохо, о смерти и сами задаютвопросы. Поэтому в этот период, надо дать детям правильное видение добра и зла.
Автор образовательной программы по дошкольному развитию «Воспитательный диалог» доцент МГППУ Михаил Телегин считал, что со старшими дошкольниками о войне не только можно, но и нужно говорить, чтобы развивать душу. И делать это нужно с маленького возраста, чтобы не упустить время.
Разумеется, успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду.
Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, разучили песни военных лет, сходили на парад Победы 9-го мая, то впечатления у малыша будут совершенно другими. Поэтому очень важно, чтобы процесс ознакомления детей с военно-патриотической тематикой включал в себя работу с родителями. Для этого всем педагогам необходимо проводить предварительные беседы на родительских собраниях, а также наполнять соответствующим материалом информационные стенды.
Целенаправленная работа по военно-патриотическому воспитанию должна вестись на протяжении всего года. Это беседы, тематические досуги, праздники, развлечения. Говоря о Великой Победе, мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
Все мы знаем песни военных лет, но не всем известна история их создания. Эта песня была создана до войны. Поэт Михаил Исаковский написал несколько строк и отложил лист бумаги в сторону. И, возможно, так бы и осталось неизвестным его стихотворение, если бы не композитор Матвей Блантер, чьё воображение захватили эти строчки. Результатом их тесного сотрудничества стала, пожалуй, самая известная военная песня. Вы, конечно же, все догадались, о какой песне идёт речь.
Одна из главных песен «День победы» родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой Победы.
Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни, некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен. При подготовке к занятиям, посвящённым военной песне, удобно использовать готовые карточки, на каждой из которых излагается история создания конкретной песни. Песни, в которой отражается история Великой Отечественной войны, настроения и чувства людей того времени.
Конечно, это не все песни, которые можно послушать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, петь о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Военно-патриотическое воспитание средствами музыки»
Как всем нам известно, дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Военно-патриотическое воспитание — одна из составляющих нравственно-патриотического воспитания. Ее особенность заключается в том, что, вследствие своей специфики, она ориентирована скорее на школьный возраст.
В применении же к дошкольникам следует подходить к военно-патриотическому воспитанию очень аккуратно, избирательно: говорить с детьми о том, что они готовы воспринимать и что не нанесет им морального вреда.
Давая представление о событиях Великой Отечественной войны и победы в ней, нужно адаптировать материал под возраст детей и, избегая детализации, донести до них главную мысль.
Например:
— в младшем дошкольном возрасте на примере песен «Бравые солдаты», «Самолёт», «Корабли» мы говорим о красоте военной формы, о том, каким должен быть солдат (смелым, отважным, мужественным, опрятным, подтянутым, о военной технике и атрибутике). Эти песни написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть тоже сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
— в старшем дошкольном возрасте мы более подробно говорим с детьми о Родине и о готовности в будущем ее защищать, подводя детей к теме войны. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатлениях от экскурсий к памятникам, погибших воинов. Детям очень полюбились песни, такие как «День Победы», «Катюша», «Три танкиста» и многие другие.
К сожалению, в современных семьях вопросы военно-патриотического воспитания не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. А некоторые родители старательно оберегают своих детей от всего, что так или иначе связано с войной, смертью. Но дело в том, что с 4-х до 7-ми лет формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, когда дети уже могут задумываться о том, что такое хорошо и плохо, о смерти и сами задают вопросы. Поэтому в этот период, надо дать детям правильное видение добра и зла.
Автор образовательной программы по дошкольному развитию «Воспитательный диалог» доцент МГППУ Михаил Телегин считал, что со старшими дошкольниками о войне не только можно, но и нужно говорить, чтобы развивать душу. И делать это нужно с маленького возраста, чтобы не упустить время.
Разумеется, успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду.
Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, разучили песни военных лет, сходили на парад Победы 9-го мая, то впечатления у малыша будут совершенно другими. Поэтому очень важно, чтобы процесс ознакомления детей с военно-патриотической тематикой включал в себя работу с родителями. Для этого всем педагогам необходимо проводить предварительные беседы на родительских собраниях, а также наполнять соответствующим материалом информационные стенды.
Целенаправленная работа по военно-патриотическому воспитанию должна вестись на протяжении всего года. Это беседы, тематические досуги, праздники, развлечения. Говоря о Великой Победе, мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
Все мы знаем песни военных лет, но не всем известна история их создания. Эта песня была создана до войны. Поэт Михаил Исаковский написал несколько строк и отложил лист бумаги в сторону. И, возможно, так бы и осталось неизвестным его стихотворение, если бы не композитор Матвей Блантер, чьё воображение захватили эти строчки. Результатом их тесного сотрудничества стала, пожалуй, самая известная военная песня. Вы, конечно же, все догадались, о какой песне идёт речь.
Одна из главных песен «День победы» родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой Победы.
Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни, некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
При подготовке к занятиям, посвящённым военной песне, удобно
использовать готовые карточки, на каждой из которых излагается история создания конкретной песни. Песни, в которой отражается история Великой Отечественной войны, настроения и чувства людей того времени.
Конечно, это не все песни, которые можно послушать с детьми дошкольного возраста. Но ясно одно – говорить о войне, петь о войне, читать о ней не только следует, но и необходимо. Важен, прежде всего, тот смысл, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек с помощью нас – взрослых, и над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание средствами музыки
Как с детства прививать любовь к музыке и какими средствами пользоваться...
«Патриотическое воспитание средствами музыки».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки.
Основные моменты в работе музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. ...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала"
Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала" составлен и проведен в рамках Программы «Южный Урал:...
Нравственно патриотическое воспитание средствами музыки
Моя малая Родина! У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении...
"Духовно-нравственное воспитание средствами музыки" (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ № 18 Киви Н.В.
Сегодня на Кубани православный модуль основ религиозной культуры и светской этики выбирают более 90 % родителей учащихся. Родители наших воспитанников приветствуют тесное сотрудничество Церкви и детск...
Презентация "Духовно- нравственное воспитание средствами музыки".
Данная презентация отражает основные этапы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию....