Нравственно патриотическое воспитание средствами музыки
рабочая программа на тему
Моя малая Родина! У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_sredstvami_muzyki.docx | 17.97 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Вырастить патриота, достойного гражданина нашего общества, является одной из важнейших задач воспитательно – образовательной работы. Особое значение это имеет для детей дошкольного возраста, когда у ребёнка формируются морально – нравственные стороны личности, когда он постигает нормы и правила поведения в обществе и семье. Ребёнок в дошкольном возрасте учится понимать окружающий его мир, у него формируются отношения между членами семьи, между поколениями, он знакомится с народной культурой, с фольклором, учится замечать и чувствовать красоту природы, формируются понятия «семья», «дом», «родной город», «Родина».
Очень важно, чтобы на этом этапе становления будущего гражданина педагогам, особенно родителям, заложить основы нравственно – патриотических качеств ребёнка не только на словах, но и быть примером для него. Больше времени проводить в совместных прогулках по городу, рассказывать ребёнку о любимых уголках и связанных с ними воспоминаниях.
Моя малая Родина! У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё! Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Мы живём в небольшом поселке Мирском , который имеет свою богатую историю. Педагоги нашего ДОУ знакомят детей с этой историей, культурными ценностями, промышленными предприятиями. Они рассказывают детям о замечательных людях, живущих в нашем городе, совершают с детьми экскурсии на природу, где знакомят их с историческими местами и показывают красоту окружающей природы; знакомят детей с историческими памятниками и достопримечательностями нашего поселка, пробуждая интерес к традициям и людям, прославившим наш родной город, воспитывают у детей чувство гордости за то, что маленькие граждане являются жителями нашего древнего города.
Я, как музыкальный руководитель, в процессе совместной музыкальной деятельности педагогов, детей и их родителей стараюсь реализовать задачу по нравственно – патриотическому воспитанию на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. Родители - активные участники наших праздников: они участвуют в играх, соревнованиях, различных сценках. Совместное участие родителей в культурной жизни детей – важное средство воспитания нравственно – патриотических чувств не только ребёнка, но и взрослого, например: «Новый год», «День защитника Отечества», «День матери», «8 Марта», «День Победы», спортивные праздники : «Зимний спортивный праздник», «Летний спортивный праздник», «Мама, папа и я – вместе дружная семья»; православные праздники : «Пасха», «Яблочный спас» и т.п. У каждого народа свои сказки, свои песни, танцы, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Не случайно К.Д.Ушинский подчёркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Фольклор… всё чаще это слово радует слух взрослых и вызывает восторг у детей. Воспитание на народных традициях несёт дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития музыкальных способностей. Ребёнку доступно народное творчество, а значит и интересно. В младших группах я знакомлю детей с простейшими формами фольклора /потешки, колыбельные, попевки/ «Во садочке», хороводы: «А я по лугу», «Я на камушке сижу», игровые танцы «Есть у зайки огород». В средней группе предоставляю детям возможность познакомится с различными народными музыкальными инструментами, их звучанием /гармонь, балалайка, трещотки, ложки и др/. Познакомившись, дети сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах / звоночки, бубенцы, колокольчики, ударные, шумовые/ и использовать различный песенный репертуар. Осваивают небольшие пьесы для оркестра ложкарей . В старших группах детям доступны уже более сложные образцы народного искусства: это затейливые хороводы – «Плетень», «Со вьюном я хожу».
Итоги работы – это праздники: «Осенняя ярмарка», «Масленица» и т.д. Результатом этой работы становятся необыкновенно яркие впечатления детей, которыми они наполняют своё песенное и танцевальное творчество.
Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства детей : ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем ДОУ это достигается разными способами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через музыкальные образы, которые вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов, помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту природы. В музыкальном репертуаре много музыкальных произведений , в которых переданы образы знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыкальной программой предлагается масса инструментальной музыки, которая характеризует образы природы: П.И.Чайковский цикл «Времена года», А.Вивальди цикл «Времена года», Ж.К.Сен – Санс цикл «Карнавал животных», С.Прокофьев «Детская музыка», С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э.Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Каждый временной цикл /осенний, зимний, весенний / стараюсь завершить тематическим праздником или развлечением. Особое место в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики детьми легко запоминаются. Особенно любят дети песни: «Бравые солдаты» муз. А.Филиппенко, «Будем в армии служить» муз. Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова и др. Они имеют маршевый темп, содержание их созвучное желанием ребят бать сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.«День Защитников Отечества» - это та тема, которая воспитывает гордость за нашу армию и её воинов, готовых в любую минуту встать на защиту нашей Родины. Особый восторг у детей и их родителей вызывают танцевальные композиции, которые дети исполняют на этом празднике: «Синий платочек», «Граница» и т. п.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме я рассказываю детям о величии подвига советских солдат, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов, расположенных в центре нашего города / памятник танкистам, памятник неизвестному солдату, аллея Славы/. Праздник «День Победы» формирует у детей представление о празднике Победы, о героизме защитников нашей страны, о жертвах, принесённых во имя победы, воспитывает уважение к ветеранам войны. Русский писатель Ю. Я. Яковлев очень правильно сказал «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке достаётся ему от матери». Праздники «День матери», «8Марта» - воспитывают уважение к женщине, к матери, как самому дорогому для каждого человека, знакомят с профессиями в которых заняты женщины; у мальчиков воспитывают любовь к маме, бережное отношение к девочкам, учат проявлять мужские качества, а девочек – быть нежными, «женственными». Любимые песни , исполняемые детьми на этот праздник: «Мамин праздник» муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова; «Самая хорошая» муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой; «Песенка про бабушку» муз. М. Парцхаладзе и др.
Итак, совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания педагогами нашего ДОУ, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Патриотическое воспитание средствами музыки».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки.
Основные моменты в работе музыкального руководителя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. ...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала"
Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала" составлен и проведен в рамках Программы «Южный Урал:...
Консультация для педагогов "Военно-патриотическое воспитание средствами музыки»
Как всем нам известно, дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.Во...
Консультация для педагогов ДОУ "Нравственно-патриотическое воспитание посредством музыки"
Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Об этом моя консультация для педагогов ДОУ....
Патриотическое воспитание средствами музыки
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребенка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки....
«Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки»
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки»...