Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию "Собака - поводырь - глаза слепого человека"
план-конспект занятия (старшая группа)

Журавлева Татьяна Владимировна

Цель: расширение знаний детей о функции собак - поводырей в обществе.

Задачи:

Образовательные:

- пополнить знания детей о домашних животных и их функции в обществе;

- создать представление об особенностях работы собак-поводырей;

- отработать умение проходить лабиринты;

- продолжать прививать интерес к пословицам;

- расширять знания детей о волонтёрском движении в России;

- тренировать навыки ориентации в пространстве.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, воображение;

- развивать познавательный интерес;

- развивать читательскую грамотность;

- развивать творческие навыки;

- развивать самостоятельность и инициативу;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к слабовидящим людям;

- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, технология модерация, координационная лестница.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОД Собака поводырь23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

 по социально-коммуникативному развитию

Возрастная категория: 5 – 7 лет.

Тема: «Собака - поводырь - глаза слепого человека». 

Цель: расширение знаний детей о функции собак - поводырей в обществе. 

Задачи:

Образовательные:

- пополнить знания детей о домашних животных и их функции в обществе;

- создать представление об особенностях работы собак-поводырей;

- отработать умение проходить лабиринты;

- продолжать прививать интерес к пословицам;

- расширять знания детей о волонтёрском движении в России;

- тренировать навыки ориентации в пространстве.

Развивающие:

- развивать память, внимание, мышление, воображение;

- развивать познавательный интерес;

- развивать читательскую грамотность;

- развивать творческие навыки;

- развивать самостоятельность и инициативу;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к слабовидящим людям;

- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, технология модерация, координационная лестница.

Оборудование и материалы: колокольчик, клубок плотных ниток, телефон, коробка с мягкими игрушками – собаками, координационная лестница (можно сделать своими руками из цветного скотча или скакалок, ленты (поводки).

Раздаточный: прил.1, карандаши, прил.2. 

Ход.

(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика).

Воспитатель:

Колокольчик, ты звени,

Всех ребят в кружок зови.

Ребята, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поприветствовать друг друга!

«Ласковый клубочек»

Ребята, сейчас мы будем передавать клубок по кругу, наматывает нить на палец и при этом говорить доброе пожелание соседу.

(Дети играют в игру).

Воспитатель: Ребята, прекрасно, клубок нас всех объединил.

(Раздаётся звук сообщения).

Воспитатель: Ребята, кажется, мне на телефон пришло важное аудиосообщение! Давайте его прослушаем.

Аудиозапись: Здравствуйте! Меня зовут Петя, я волонтёр, помогающий слабовидящим людям. Говорят, что в ваш детский сад ходят очень добрые и отзывчивые дети, вот я и решил к вам обратиться. Всё дело в том, что сейчас нам очень не хватает собак поводырей. Кто бы согласился нам помочь и потренировать нескольких таких собак?

Дети: Мы поможем.

Воспитатель: Как я рада, что вы согласились. Я немедленно отправлю Пете сообщение о том, что мы окажем волонтёрам содействие. Пусть присылают собак.

Этап 1. 

Воспитатель: Пока мы ждём, нам следует обсудить, чем же занимается собака - поводырь. Вы знаете, ребята?

Дети: Она помогает людям со слабым зрением ориентироваться в пространстве, преодолевать препятствия, благополучно следовать от одного места в городе до другого.

Воспитатель: Всё верно. Эти собаки выполняют очень важную функцию в обществе. Вообще, люди приручили и научили быть полезными очень многих животных. Собаки не только охраняют и ориентируют слабовидящих, они также могут находить опасные вещества на границе и в аэропортах, отыскивать людей в завалах после природных катастроф (землетрясений, обвалов, сходов лавин), кошки ловят мышей, защищают дома от мелких грызунов и других вредителей, лошади перевозят грузы и помогают преодолевать большие расстояния и т.д. В целом, домашние животные – это хорошие помощники и товарищи.

Этап 2.

Воспитатель: Не зря, ребята, есть такая пословица: «Собака – друг человека».

Как вы думаете, что она означает?

Дети: Собаки – хорошие помощники и компаньоны, они всегда рядом со своими хозяевами. Они готовы спасти, утешить, развеселить.

Воспитатель: Да, это действительно так.

Ребята, хотелось бы сказать ещё вот что, все люди в этом мире разные. Я говорю не только о внешности, но и о физических возможностях. Кто-то рождён с определёнными особенностями. Например, некоторые люди плохо видят с рождения или не видят вовсе. Конечно, им очень нужна помощь и поддержка. Важно уважительно относиться к ним, обращать внимание на их достоинства, не обсуждать недостатки и болезни. Эти темы могут очень ранить людей с ограниченными физическими возможностями. Собаки оказывают невероятную помощь слабовидящим.

Охотно выполнит команды,

Подаст перчатку, трость найдёт,

Через опасные преграды

Легко и точно обведёт.

 Собака-поводырь – это хорошо воспитанная, послушная, дружелюбная собака, специально обученная для работы со слепым человеком. Как мы уже сказали, она помогает незрячим и слабовидящим людям передвигаться по улице и обходить препятствия, встречающиеся на пути. Собака, которая ведёт слепого человека, это – поводырь. От слова «водить». Такая собака считается служебной.

(Раздаётся стук в дверь. Педагог её открывает. На пороге коробка с собаками).

Этап 3.

Воспитатель: Ой, ребята, а вот и щенки, которых мы должны обучить, сделать из них профессиональных поводырей. Я пока поставлю коробку рядом со мной. Сейчас малышей нужно научить одному очень важному правилу: «Всегда держись рядом с хозяином».

Как вы думаете, почему это правило так важно?

Дети: Потому что слепой человек может упасть, наткнуться на что-то, выйти на проезжую часть случайно, пока собака отвлеклась.

Воспитатель: Конечно, если собака-поводырь ненадолго отвлечётся на улице от своего хозяина, слабовидящий человек может попасть в опасную ситуацию.

Прил.1.

Итак, собаки этих хозяев отвлеклись, они не рядом. Необходимо определить, какая собака кому принадлежит.

(Дети проходят лабиринты).

Воспитатель: Отлично. Я думаю, что щенята запомнят, что нужно обязательно держаться рядом с хозяином, никуда не убегать.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, собаки-поводыри должны быть очень ловкими и сильными. Сейчас мы научим их тренироваться на такой лестнице. Итак, передвигаться нужно вот таким образом. (Педагог показывает любой посильный вариант передвижения по координационной лестнице).

Воспитатель: Пока вы выполняете задание, щенки будут рядом. Они внимательно смотрят на вас и учатся!

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Вы прекрасно справились! Молодцы.

Этап 4. 

Воспитатель: Приступим к следующему заданию. Научим щенков ориентироваться в пространстве. (Прил.2). Итак, представим, что девочка плохо видит. Нам нужно проводить её от леса до дома. Точно слушайте мою инструкцию и выполняйте её, рисуйте нужный путь.

(Дети рисуют путь от девочки до дома. В конце задания можно предложить детям раскрасить девочку и дом).

Этап 5.

Воспитатель: Отличная работа. Теперь сделаем похожее задание, но уже с щенками, чтобы они попробовали себя в деле. Итак, перед вами на полу нарисован лабиринт (Пример в прил.3). Сейчас мы привяжем собак на поводки и вместе с ними попробуем преодолеть все препятствия по моей инструкции.

(Дети привязывают ленты к игрушкам. Потом педагог выбирает несколько детей для прохождения лабиринта, при этом даёт устную инструкцию. Например: сделай два шага вперёд, три шага вправо и т.д. Дети выполняют устную инструкцию, рядом «ведут» собаку на поводке. Можно выбрать собак на колёсах, если такие имеются).

Воспитатель: Отличная работа, друзья. Мы с вами начали воспитывать прекрасных поводырей, которые в будущем будут помогать людям. Конечно, это работа не одного дня, им ещё многому нужно научиться. После занятия я отправлю щенков обратно к волонтёрам.

Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, покажите три пальца. Если не понравилось, то один. Если какое-то задание оказалось интересным, а какое-то нет, то два пальца. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок в группе и немного поиграем.

Список использованных ресурсов:

1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (5-6 лет) / Л.В. Абрамова. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.

2. Петрова В.И. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет / В.И. Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.

3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности. ОО "Социально-коммуникативное развитие"

Конспект образовательной деятельности"ДОРОГОЮ ДОБРА"....

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей второй младшей группы на тему: Путешествие в сказку "Репка"

"....Давайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!"   Е.А. Покровский...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе. тема: "Секреты дружбы"

Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС в старшей группе. Цель: Развитие дружеских отношений в детском коллективе через освоение воспитанниками дружеских отношений....

План-конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием личностно-ориентированной технологии с детьми старшей группы. Тема: «Ответственность за поступки»

Задачи:1.     Формировать навык выбора способа правильного поведения в различных ситуациях.2.     Воспитывать чувство ответственности за своё поведение перед др...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС Рассказ сказки «Заюшкина избушка» для детей средней группы.

Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну,а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь...