Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию "Собака - поводырь - глаза слепого человека"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: расширение знаний детей о функции собак - поводырей в обществе.
Задачи:
Образовательные:
- пополнить знания детей о домашних животных и их функции в обществе;
- создать представление об особенностях работы собак-поводырей;
- отработать умение проходить лабиринты;
- продолжать прививать интерес к пословицам;
- расширять знания детей о волонтёрском движении в России;
- тренировать навыки ориентации в пространстве.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать читательскую грамотность;
- развивать творческие навыки;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к слабовидящим людям;
- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, технология модерация, координационная лестница.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОД Собака поводырь | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по социально-коммуникативному развитию
Возрастная категория: 5 – 7 лет.
Тема: «Собака - поводырь - глаза слепого человека».
Цель: расширение знаний детей о функции собак - поводырей в обществе.
Задачи:
Образовательные:
- пополнить знания детей о домашних животных и их функции в обществе;
- создать представление об особенностях работы собак-поводырей;
- отработать умение проходить лабиринты;
- продолжать прививать интерес к пословицам;
- расширять знания детей о волонтёрском движении в России;
- тренировать навыки ориентации в пространстве.
Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать познавательный интерес;
- развивать читательскую грамотность;
- развивать творческие навыки;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к слабовидящим людям;
- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ, технология модерация, координационная лестница.
Оборудование и материалы: колокольчик, клубок плотных ниток, телефон, коробка с мягкими игрушками – собаками, координационная лестница (можно сделать своими руками из цветного скотча или скакалок, ленты (поводки).
Раздаточный: прил.1, карандаши, прил.2.
Ход.
(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика).
Воспитатель:
Колокольчик, ты звени,
Всех ребят в кружок зови.
Ребята, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поприветствовать друг друга!
«Ласковый клубочек»
Ребята, сейчас мы будем передавать клубок по кругу, наматывает нить на палец и при этом говорить доброе пожелание соседу.
(Дети играют в игру).
Воспитатель: Ребята, прекрасно, клубок нас всех объединил.
(Раздаётся звук сообщения).
Воспитатель: Ребята, кажется, мне на телефон пришло важное аудиосообщение! Давайте его прослушаем.
Аудиозапись: Здравствуйте! Меня зовут Петя, я волонтёр, помогающий слабовидящим людям. Говорят, что в ваш детский сад ходят очень добрые и отзывчивые дети, вот я и решил к вам обратиться. Всё дело в том, что сейчас нам очень не хватает собак поводырей. Кто бы согласился нам помочь и потренировать нескольких таких собак?
Дети: Мы поможем.
Воспитатель: Как я рада, что вы согласились. Я немедленно отправлю Пете сообщение о том, что мы окажем волонтёрам содействие. Пусть присылают собак.
Этап 1.
Воспитатель: Пока мы ждём, нам следует обсудить, чем же занимается собака - поводырь. Вы знаете, ребята?
Дети: Она помогает людям со слабым зрением ориентироваться в пространстве, преодолевать препятствия, благополучно следовать от одного места в городе до другого.
Воспитатель: Всё верно. Эти собаки выполняют очень важную функцию в обществе. Вообще, люди приручили и научили быть полезными очень многих животных. Собаки не только охраняют и ориентируют слабовидящих, они также могут находить опасные вещества на границе и в аэропортах, отыскивать людей в завалах после природных катастроф (землетрясений, обвалов, сходов лавин), кошки ловят мышей, защищают дома от мелких грызунов и других вредителей, лошади перевозят грузы и помогают преодолевать большие расстояния и т.д. В целом, домашние животные – это хорошие помощники и товарищи.
Этап 2.
Воспитатель: Не зря, ребята, есть такая пословица: «Собака – друг человека».
Как вы думаете, что она означает?
Дети: Собаки – хорошие помощники и компаньоны, они всегда рядом со своими хозяевами. Они готовы спасти, утешить, развеселить.
Воспитатель: Да, это действительно так.
Ребята, хотелось бы сказать ещё вот что, все люди в этом мире разные. Я говорю не только о внешности, но и о физических возможностях. Кто-то рождён с определёнными особенностями. Например, некоторые люди плохо видят с рождения или не видят вовсе. Конечно, им очень нужна помощь и поддержка. Важно уважительно относиться к ним, обращать внимание на их достоинства, не обсуждать недостатки и болезни. Эти темы могут очень ранить людей с ограниченными физическими возможностями. Собаки оказывают невероятную помощь слабовидящим.
Охотно выполнит команды,
Подаст перчатку, трость найдёт,
Через опасные преграды
Легко и точно обведёт.
Собака-поводырь – это хорошо воспитанная, послушная, дружелюбная собака, специально обученная для работы со слепым человеком. Как мы уже сказали, она помогает незрячим и слабовидящим людям передвигаться по улице и обходить препятствия, встречающиеся на пути. Собака, которая ведёт слепого человека, это – поводырь. От слова «водить». Такая собака считается служебной.
(Раздаётся стук в дверь. Педагог её открывает. На пороге коробка с собаками).
Этап 3.
Воспитатель: Ой, ребята, а вот и щенки, которых мы должны обучить, сделать из них профессиональных поводырей. Я пока поставлю коробку рядом со мной. Сейчас малышей нужно научить одному очень важному правилу: «Всегда держись рядом с хозяином».
Как вы думаете, почему это правило так важно?
Дети: Потому что слепой человек может упасть, наткнуться на что-то, выйти на проезжую часть случайно, пока собака отвлеклась.
Воспитатель: Конечно, если собака-поводырь ненадолго отвлечётся на улице от своего хозяина, слабовидящий человек может попасть в опасную ситуацию.
Прил.1.
Итак, собаки этих хозяев отвлеклись, они не рядом. Необходимо определить, какая собака кому принадлежит.
(Дети проходят лабиринты).
Воспитатель: Отлично. Я думаю, что щенята запомнят, что нужно обязательно держаться рядом с хозяином, никуда не убегать.
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, собаки-поводыри должны быть очень ловкими и сильными. Сейчас мы научим их тренироваться на такой лестнице. Итак, передвигаться нужно вот таким образом. (Педагог показывает любой посильный вариант передвижения по координационной лестнице).
Воспитатель: Пока вы выполняете задание, щенки будут рядом. Они внимательно смотрят на вас и учатся!
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Вы прекрасно справились! Молодцы.
Этап 4.
Воспитатель: Приступим к следующему заданию. Научим щенков ориентироваться в пространстве. (Прил.2). Итак, представим, что девочка плохо видит. Нам нужно проводить её от леса до дома. Точно слушайте мою инструкцию и выполняйте её, рисуйте нужный путь.
(Дети рисуют путь от девочки до дома. В конце задания можно предложить детям раскрасить девочку и дом).
Этап 5.
Воспитатель: Отличная работа. Теперь сделаем похожее задание, но уже с щенками, чтобы они попробовали себя в деле. Итак, перед вами на полу нарисован лабиринт (Пример в прил.3). Сейчас мы привяжем собак на поводки и вместе с ними попробуем преодолеть все препятствия по моей инструкции.
(Дети привязывают ленты к игрушкам. Потом педагог выбирает несколько детей для прохождения лабиринта, при этом даёт устную инструкцию. Например: сделай два шага вперёд, три шага вправо и т.д. Дети выполняют устную инструкцию, рядом «ведут» собаку на поводке. Можно выбрать собак на колёсах, если такие имеются).
Воспитатель: Отличная работа, друзья. Мы с вами начали воспитывать прекрасных поводырей, которые в будущем будут помогать людям. Конечно, это работа не одного дня, им ещё многому нужно научиться. После занятия я отправлю щенков обратно к волонтёрам.
Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, покажите три пальца. Если не понравилось, то один. Если какое-то задание оказалось интересным, а какое-то нет, то два пальца. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок в группе и немного поиграем.
Список использованных ресурсов:
1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (5-6 лет) / Л.В. Абрамова. - М.: Мозаика-Синтез, 2020.
2. Петрова В.И. Этические беседы с дошкольниками: Основы нравственного воспитания: Для занятий с детьми 4-7 лет / В.И. Петрова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»
Конспект организованной образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста...
Конспект образовательной деятельности. ОО "Социально-коммуникативное развитие"
Конспект образовательной деятельности"ДОРОГОЮ ДОБРА"....
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей второй младшей группы на тему: Путешествие в сказку "Репка"
"....Давайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!" Е.А. Покровский...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе. тема: "Секреты дружбы"
Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС в старшей группе. Цель: Развитие дружеских отношений в детском коллективе через освоение воспитанниками дружеских отношений....
План-конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с использованием личностно-ориентированной технологии с детьми старшей группы. Тема: «Ответственность за поступки»
Задачи:1. Формировать навык выбора способа правильного поведения в различных ситуациях.2. Воспитывать чувство ответственности за своё поведение перед др...
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми второй младшей группы Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Танечка и Ванечка учатся играть»
Цель: развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаний детей о своей принадлежности к полу....
Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС Рассказ сказки «Заюшкина избушка» для детей средней группы.
Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну,а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь...