Семинар - практикум для педагогов " Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста".
материал
Организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_hud_est_razvitie.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тимоновсая СОШ с УИОП структурное подразделение
(дошкольное отделение)
Семинар – практикум
«Использование инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста.»
Подготовила воспитатель:
первой квалификационной категории
Шляпникова Е.А.
Цель: организация работы по обобщению опыта воспитателей и повышения уровня их компетенции.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели МБОУ №57.
«Искусство должно быть
средством воспитания,
но цель его удовольствие»
Бертольд Брехт
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас такая красивая тема семинара, что невольно рука тянется включить приятную музыку и что-то творить и, причем, вместе с вами. Тем более пора то какая…весна! Многие поэты, писатели, композиторы, художники посвятили свои произведении весне.
Сейчас я включу музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна» для настроения и немного с вами поговорю.
С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольных учреждений — ФОП ДО, которая носит инновационный характер построения образовательной системы дошкольных учреждений. Эти инновации заключаются в идеологических установках, одна из которых определяет реализацию образовательной программы дошкольного учреждения творческая активность, обеспечивающая художественно-эстетическое развитие ребенка.
Вот именно здесь, на этом месте, мне хочется вспомнить высказывание педагога-психолога Льва Семеновича Выготского - «Ранний возраст сензитивен во всем».
Какая же уникальная и наивысшая возможность дана нам педагогам-дошкольникам для наиболее эффективного развития ребенка. Ведь уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Художественно - эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический и интегрированный процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
В нашем детском саду работают специалисты: воспитатели, логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель и инструктор по ФК. Каждый из педагогов вносит существенный вклад в художественно-эстетическое развитие дошкольников. И без тесной взаимосвязи педагогов невозможно гармоничное развитие личности ребенка.
Сотрудничество специалистов и воспитателей часто остается незамеченным. Многое остается за кадром, это – индивидуальная работа, разучивание стихов и песен, отработка умений и навыков, закрепление пройденного материала и многое другое.
Давайте еще раз вспомним виды детской художественно-эстетической деятельности: театрализованная, художественная литература, продуктивная, игровая, музыкальная.
Основная задача педагога-воспитателя – это моделирование социокультурной пространственно-предметной художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать "творческой ареной", на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. В дошкольном учебном заведении можно создать "галерею искусств", "мастерскую народных ремесел", "музей", "уголки красоты", "райские уголки", "кукольный дом" и т. д. Следует отметить, что художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т. п.). Р. М. Чумичева утверждает, что эффект социокультурной среды зависит не столько от условий, сколько в большей мере от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее и социокультурное развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность.
Чтобы увести детей от стереотипного мышления необходимо ставить перед собой несколько задач:
1) разбудить фантазию, воображение детей;
2) научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными изобразительными техниками.
Большие возможности для развития фантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:
- задания на дорисовку, где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его;
- игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет;
- игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо;
- задания «Нарисуй настроение», «Нарисуй музыку», «Мои цветные сны» помогают детям передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;
- уйти от стереотипности в изображении, например, домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки», где детям предлагается изобразить свой дом в виде какого-нибудь объекта (грибок, яблоко, цветок, посуда и т. д.).
- Сейчас я хочу вам предложить выполнить одно из заданий с элементами ТРИЗ. (Воспитателям раздаются листы бумаги с заданиями).
При проведении совместной деятельности возможно включать элементы арт-терапии. Дети перевоплощаются в цветы, растения, животных. От их лица рассказывают о своих переживаниях и чувствах. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Мальчик нарисовал себя в образе кота с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень большой, сильный, меня все боятся».
В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Дети очень любят разыгрывать народные сказки. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, движения). Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Практический этап «Я дружу с интонацией».
- Сейчас я предлагаю вам изобразить варианты интонаций.
- Представьте, что вы один из медвежат, который проголодался и просит ест у мамы-медведицы «Мам, мёду б нам» с разными интонациями: ласково попросить, ныть, сердито требовать и даже приказывать.
А сейчас я хотела бы поиграть с вами в игру «Назовите правильно героя»:
- коли есть печка, не нужен диван, щукой командует в сказке (Емеля);
- в Людоедах знает толк, съест, как мышь, любого (Кот в сапогах);
- озорник, хвастун, крепыш, подлетел к окну (Карлсон);
- Стрела у Ивана упала в болото и в лапы попала она (Лягушки).
Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. На музыкальных занятиях, музыка помогает ребенку восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушая музыку природы: звон ручейка, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы и ветра, ребёнок расслабляется, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей и успокаивается.
Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Музыка обладает способностью оказывать воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
- Сейчас я предлагаю вам всем вместе под веселую детскую песню «Весна-красна идет» выполнить танцевальные движения.
Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. К чему мы с вами и стремимся.
Спасибо за внимание.
Рефлексия.
Подведем итоги нашего семинара- практикума. На ватмане бумаги изображено небо. На небе сияет солнце и есть тучки. Если вам понравилось сегодняшнее наше общение дорисуйте лучи солнца, если что-то не понравилось или вы бы хотели что-то добавить или изменить можете дорисовать капли дождя под тучками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста. Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.
Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...
Сценарий семинара- практикума на тему «Использование малых фольклорных форм для развития детей дошкольного возраста»
Одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, л...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...
Семинар – практикум для воспитателей «Изготовление дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста»
Семинар – практикум для воспитателей «Изготовление дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста»...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...
13.10.2022г. Семинар «Формирование интереса к художественно-эстетической деятельности у детей раннего возраста».
Семинар был подготовлен командой МДОУ «Детский сад № 72» и проведен в формате он-лайн. В ходе семинара обсуждались такие актуальные вопросы: что такое эстетическое развитие малышей; о...