Развитие познавательного интереса детей раннего возраста средствами музыкально – игровой деятельности
учебно-методический материал

Ткаченко Марина Петровна

Сообщение для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста средствами музыкально – игровой деятельности

        Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Она играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

 «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…  Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», - писал о музыке В. А. Сухомлинский. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

        Ранний и младший дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Специалисты разных профессий (врачи, ученые, педагоги, психологи, музыканты) исследуют возможности развития маленького ребенка в первые годы его жизни, доказывают необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Что же касается музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Музыка влияет на весь физиологический процесс развития и жизни человека. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. С первого дня рождения ребенок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это, прежде всего, голос матери с убаюкивающими или оживленными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней свое внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому.

Музыка сопровождает человека всю жизнь, а ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать ребенка к музыке, сделать его активным помощником эстетического воспитания.

Музыкальная деятельность в работе с детьми раннего возраста

(2 -3 года)

Музыка – один из ярких видов образовательных областей.  Интерес к ней проявляется на самых ранних этапах развития детей, и малыши с большим удовольствием делают свои первые шаги в этот прекрасный мир искусства. Богатое разнообразие музыки и та непосредственность, с которой они откликаются на нее – помогают им приобретать первоначальные способы познания музыкальной деятельности, овладевать определенными знаниями, умениями, навыками.

С первых дней жизни ребенок начинает получать разные впечатления. Встречаясь с музыкой, они становятся более увлекательными, интересными, познавательными – это благотворно воздействует на всестороннее развитие детей.  Музыка способствует активному общению взрослого с ребенком, создает основу эмоционального контакта между ними, помогает выражать свои чувства, настроение, потребность к выполнению определенных действий, заданий, движений.

Образовательная работа с детьми раннего возраста в ДОУ в целях планомерного воздействия на развитие детей предусматривает проведение специальных игр – занятий, в том числе и музыкальных. В этом возрасте дети соприкасаются с основными видами музыкальной деятельности, которые, почти без ограничений, имеют тесную внутреннюю взаимосвязь и игровую основу.  Внимание и активизация детей обуславливается творческим подходом педагогов в организации и проведении игровых музыкальных занятий, применением игровых методов и приемов, характерных для слушания музыки, пения, музыкально – ритмических движений. Создание необходимых условий, подбор музыкально – игрового материала, пособий и атрибутов, музыкальных инструментов и игрушек позволяют вызывать у малышей эмоциональный отклик на увиденное и происходящее действие, побуждают в свободной, непринужденной обстановке проявлять желание включаться в процесс музыкально – игровой деятельности. Все это положительно сказывается на развитии познавательного интереса малышей. Стремление детей общаться с музыкой, умело и со смыслом подобранные педагогами произведения, игры, пляски, упражнения воспитывают правильное отношение к окружающему миру, знакомят с различными явлениями природы, быту, труду людей, жизни и повадкам зверей.

Музыкальные проявлений детей раннего возраста связаны с развитием восприятия окружающего, эмоционально – двигательной сферой, развитием речи. Детей привлекает пение, звучание музыкальных инструментов и игрушек – это помогает установить контакт с маленьким ребенком, помогает наладить с ним отношения, сделать содержательным общение.

Задачи музыкальной деятельности в этом возрасте самые простые и, прежде всего, направлены на обогащение слухового опыта детей. Малыши внимательно прислушиваются к звучанию колокольчика, погремушки, слушают пение птички, рычание медведя... Им очень нравится музыка, и они с большим вниманием на нее откликаются:  эмоционально реагируют на ее характер исполнения (веселая, колыбельная), изобразительность, передающую различные образы, доступные для малышей (птичка, зайчик…), слушают разные по тембру, высоте, звучанию музыкальные инструменты  и игрушки,  накапливают первоначальный опыт музыкально – познавательных впечатлений.  

Интерес к пению также проявляется на ранних этапах развития детей. На занятиях, в свободной деятельности педагоги исполняют простейшие песенки, потешки, доступные по содержанию и контрастные по характеру исполнения. Главной особенностью таких песен является стимулирование детей к звукоподражаниям животным («Собачка» М. Раухвергера, «Кошка» Ан. Александрова), появляется способность к возникновению первоначальных вокализаций («Баю-баю», муз. М. Красева, «Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой).

Привлекательными становятся первые взаимосвязи музыки и движения. Дети учатся ходить за воспитателем стайкой, осваивают ходьбу под музыку, учатся ходить в одном направлении, не натыкаясь друг на друга, выполняют простейшие плясовые движения: топают ногами, хлопают, поворачивают кистями рук, выполняют несложные действия и движения с предметами (гремят погремушкой, машут флажком, платочком, звенят колокольчиком, стучат палочкой по барабану). Они делают первые попытки в передаче музыкально – игровых образов (прыгают зайчики, летают птички...)

Игровые действия детей еще несовершенны. Для них педагог предлагает самые простые виды заданий, которые наглядно вводят малышей в игровой замысел и они тут же решают заданную им задачу разными способами и умениями.  Музыкальные произведения, предложенные педагогом, носят музыкально – игровой характер, который, в свою очередь, помогает   выполнять поставленные цели и задачи, а также помогает обыграть ситуацию, может развить дальнейшие действия детей. Например, произведения «Зайчики и лисичка», муз. Б. Финаровского, «Птички прилетели» Л. Черноус, «Игра с зайчиком», «Игра с погремушкой», музыка

А. Филиппенко. Дети могут прикрывать лицо руками, считая, что их не видно - педагог может дать наводящий вопрос, который побуждает малышей отвечать и продолжать далее следовать продолжению произведения: «Где детки?» - «Вот они!» или, следуя музыкальной пляске – игре «Где же наши ручки?», дети прячут руки за спину, а потом их показывают и выполняют «фонарики», прячут ноги, присев на корточки, а при их показе – топают, пританцовывая на месте, прячут лицо руками и с удовольствием его открывают.    

Постепенно у детей формируются некоторые навыки в пении, движении под музыку, они могут узнавать и различать музыку изобразительного и контрастного характера, с интересом играют с музыкальными игрушками и инструментами. Весь музыкально – игровой материал, применяемый на занятиях музыки, оказывает положительное влияние на применение его в других видах деятельности развития малышей, так как содержит необходимую информацию познания и приобретения, как музыкальных способностей, так и познания окружающего мира в целом. Повтор произведений, используемый не только в игровых занятиях, но и в свободной деятельности, окружающей обстановке, развлечениях способствует развитию у детей восприятия, памяти, внимания, мышления, познавательного интереса.

Не маловажное значение в обучении и воспитании детей раннего возраста имеет наглядный показ педагогов, объяснения, пояснения, соответствующие указания, просьбы, простейшие поручения, помощь при выполнении какого – либо задания. В ходе всей работы развитие и познание малышей идет на подражании взрослым, их действиям, которые должны быть правильными, выразительными, эмоциональными. Благодаря этим качествам малыши приобретают полезные и нужные знания, характерные для их возраста и развития.  

Сотрудничество и тесное взаимодействие педагогов предполагает вести целенаправленную работу в организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Создание необходимых условий, интересная и увлекательная форма преподнесения необходимого материала, а главное интегративный подход к реализации поставленных целей и задач может полноценно влиять на дальнейшее развитие малышей.

Музыкальный руководитель МАДОУ

                                                             «Детский сад №33»

                                                             Ткаченко Марина Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста средствами музыкально – игровой деятельности

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания. Она  играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяе...

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность...

Развитие детей раннего возраста через музыкально игровую деятельность

Развитие детей раннего возраста через музыкально игровую деятельность            ...

Развитие детей раннего возраста через музыкально - игровую деятельность»

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.Период  раннего возраста- один из самых сложных для р...

Статья "Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность"

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.Период  раннего возраста- один из самых сложных для р...

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых технологий»

Опыт работы воспитателя по игровым пособиям Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизинера...