Развитие детей раннего возраста через музыкально - игровую деятельность»
статья по музыке
Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Период раннего возраста- один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте родители чаще всего приводят в ясельки своих любимых деток. Начинается сложный и болезненный этап — адаптация. Одна из главных задач музыкального воспитания детей раннего возраста как в период адаптации так и в дальнейшей работе с малышами – это использование игры как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие детей раннего возраста через музыкально - игровую деятельность» | 35.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья "Развитие детей раннего возраста через музыкально - игровую деятельность»
Музыкальный руководитель
ГБДОУ №17 Петроградского района
г. Санкт - Петербурга Волынина Ирина Сергеевна
Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.
Период раннего возраста- один из самых сложных для ребёнка, его родителей и педагогов, т.к. именно в этом возрасте родители чаще всего приводят в ясельки своих любимых деток. Начинается сложный и болезненный этап — адаптация. Одна из главных задач музыкального воспитания детей раннего возраста как в период адаптации так и в дальнейшей работе с малышами – это использование игры как средство эмоционального взаимодействия ребёнка со взрослым.
Уже в раннем возрасте на музыкальных занятиях ребенок имеет возможность в игре быть
- самостоятельным,
- по своему усмотрению общаться со сверстниками,
- выполнять простейшие игровые действия,
-танцевальные движения,
-подпевать повторяющиеся слова и звукоподражания.
Первым этапом моей работы является
«Знакомство» с малышами.
Работая в тесном контакте с воспитателем, в течение месяца регулярно посещаю группу, наблюдаю за детьми, у воспитателя получаю сведения об особенностях каждого ребенка.
Устанавливаю теплые, доверительные отношения с малышами.
Приходя к детям в группу, всегда беру с собой какое-либо игровое пособие (игрушку, куклы би-ба-бо, музыкальные инструменты)
Когда я понимаю, что малыши ко мне уже привыкли, делаю первые шаги сближения с ними через коммуникативные игры:
Пример «Сорока-белобока» , «Идёт коза рогатая» (пальчиковые игры)
Очень вовлекает в музыкально-игровую деятельность такие игры как: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», откуда дети могут достать либо музыкальные инструменты, либо музыкальные игрушки или игровые персонажи, могут послушать, что шумит или гремит в коробочке.
Очень любят дети раннего возраста игры с куклами.
Куколка может шагать, танцевать, можно её уложить спать. Предлагаю наиболее активным детям самостоятельно действовать с игрушками-предметами.
Маленький ребенок может воспринимать только то действие взрослого, которое адресовано лично ему, поэтому вся работа строится на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Дети на данном этапе работы постепенно привыкают ко мне, активных и отзывчивых детей становится уже намного больше.
Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью.
А это значит, что этап «знакомства» заканчивается и пора знакомиться с музыкальным залом. Обязательно использую игровой момент.
В группу приходит Зайчик, и я сообщаю детям: «Зайчик вас приглашает в гости. Хотите посмотреть, где живет Зайчик?», мы отправляемся в музыкальный зал. Осматриваем зал с малышами, смотрим, где живет Зайчик.
Как правило, первые 2-3 занятия дети только слушают, наблюдают, а иногда и пытаются прервать процесс пения или игры, привлекая внимание на себя.
Поэтому в этот период стараюсь научить детей слушать меня, пробуждаю в них желание делать как я.
В ходе общения с ребятами, в первую очередь, я обращаю внимание на уровень их музыкального развития. Многие малыши затрудняются воспроизвести показанное действие, музыкальные способности очень малы. В связи с выявленными трудностями определяю задачи:
1. Прививать интерес к музыкально-игровой деятельности
2. Развивать эстетическое восприятие музыки
3. Развивать музыкально-сенсорные способности
4. Поднимать эмоциональное настроение детей в музыкально-игровой деятельности
Игровая форма занятий становится основной, использую в работе с малышами различные игровые приемы.
Малыши «гуляют» и пляшут, превращаются в листочки, цветочки, имитируют движения зайчиков, мишек, птичек, поют для любимых игрушек , едут на паровозике, на лошадке, на машине, на автобусе.
Основу музыкального развития составляет - формирование сенсорных способностей у детей.
С этой целью мы с малышами прослушиваем разнообразные музыкальные произведения, даю упражнения на различение свойств музыкального звука: высоты, тембра, динамики, длительности, использую различные музыкально-дидактические игры.
Игры на тембродинамическое восприятие
Пример: Игра «Тихие и громкие звоночки» муз.Рустамова
В соответствии с динамикой музыки, дети звенят колокольчиком.
Игра «Тихо и громко» Е.Тиличеевой
Хлопают тихо и громко в ладошки, тихо и громко топают ножками в соответствии с динамикой музыки
Игры на звуковысотное восприятие
- Игровое упражнение «Кошка и котята» -
- Киса мама зовет своих котят «мяу-мяу-мяу» (звук 1 окт.), затем тоненько мяукают котята мяу-мяу-мяу (звук 2 окт.)
- «Колокольчики звенят» (большой и маленький колокольчик).
Игры на развитие ритмического восприятия
Развитию ритмического слуха, восприятия у детей помогают игры:
«Кто идет» (зайка или мишка),
«Что делают дети?» (спят, танцуют, шагают)
Особого внимания требует работа над протяжённостью звуков в пении так как многие дети поют с «говорком». Для обучения детей напевности применяю песенки-игры - «Колыбельные», «Кошка» Ан. Александрова, «Лошадка» муз. Е.Тиличеева, «Петушок» обр. М Красев
Активно использую на занятиях подвижные игры – это одно из самых любимых занятий малышей.
Например - «Солнышко и дождик» муз.М.Раухвергера
(развивать слуховое внимание, ориентироваться в пространстве, менять движения со сменой частей музыки)
- «Волшебный платок» автор М. Саджая
(создавать образ, соответствующий характеру музыки, развивать способность детей исполнять выразительные движения)
При разучивании игр-плясок в упражнениях с детьми использую прием подражания показу взрослого, а также совместные с детьми действия.
«Пляска с листочками» муз. А. Филиппенко (согласовывать движения с текстом, выполнять движения по показу взрослого, в конце пляски прятаться за листочки)
Пляска-игра «Качели» муз. А. Филиппенко (развивать чувство ритма, координацию движений)
Важную роль играет принцип повторения игры, пляски, с которыми я знакомлю детей.
Когда дети уже получили некоторый запас музыкальных впечатлений и игровых умений, приходит время закрепить первые навыки, проводим праздник или развлечение.
Осенний утренник является первым для малышей праздником в детском саду, адаптация ещё не завершена, всё ново и неизвестно.
Несмотря на это праздники проходят на должном уровне, потому что вместе с воспитателями мы стараемся в большей степени сделать утренник зрелищным и игровым, для радости детей больше ввожу игр и песен с игрушками, персонажами кукольного театра, танцуем, собираем грибочки, овощи и фрукты. В Новогодний праздник знакомим детей с традиционными персонажами зимнего периода.
Очень важно в данной возрастной группе использование интересного и яркого наглядного материала и обыгрывание его на занятиях, праздниках и развлечениях.
И как результат этого — эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Музыкально-игровая деятельность способствует как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность
Расширение представлений детей о цвете, форме, величине предметов, успешная реализация воспитательно-образовательной программы, направленной на познавательное развитие детей, формирование у них ...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразитель...
Диагностика речевого развития детей раннего возраста в игровой деятельности
Методика диагностики речевого развитя детей раннего возраста. Анализ и обработка полученных данных....
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности
Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания....
Сенсорное развитие детей раннего возраста в игровой деятельности
Игры с куклами, прищепками , вязаным конструктором для развития сенсорных навыков у детей раннего возраста....
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Выступление из опыта работы...
План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...