Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность
статья

Сорокина Елена Владимировна

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminar_muz.ruk_.docx20.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность

Сорокина Елена Владимировна,

музыкальный руководитель

СП «Детский сад № 53» ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани

Музыка для детей раннего возраста - это источник детской радости. Ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой первичный творческий потенциал.

Малыши воспринимают и понимают смысл музыкальных произведений в разных видах музыкальной деятельности: в пении, в музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и в музыкально - игровой деятельности.

Игра – это свободная деятельность, в которой важен не  столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. Игра, а тем более детская игра является непременным атрибутом народной педагогики.

Именно поэтому в своей работе с детьми раннего возраста я использую народный фольклор -  детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Короткие фразы, мелодия которые  находится в пределах до-соль первой октавы, что отвечает педагогическим требованиям детей раннего возраста. В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками и игрушками.

Отбирая музыкальные игры для детей раннего возраста, обращаю внимание на ритмичные сочетания музыки и слов (стихи, потешки), что задаёт динамику активности детей. Эта особенность важна для них, т. к. ребенок в данном возрасте ведом окружающей ситуацией. Используемые мной музыкальные игры чаще всего коллективные, они направлены на установление контакта детей с игрушками, другими детьми, взрослыми.

Музыкально - игровая деятельность решает  такие задачи музыкального воспитания, как - развитие музыкального слуха, чистоты интонирования, чувства ритма, памяти, достижение координации пения и движения:

         - Игры-песенки способствует развитию речимотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Выбирая игру-песню принимаю во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, а также песни, которые детям понятны: «Кошка», «Собачка», «Серый зайка умывается», «Лягушки», «Ёжик» и др.

Песня «Бобик»

Вот наш Бобик, славный пёс! Хлопают в ладошки.

- Гав! Гав!

Белый лобик, черный нос Показывают на свой лоб и нос

-Гав! Гав!

Бобик, Бобик, лапку дай! Протягивают к игрушке руку.

- Гав! Гав!

Сядь на коврик и не лай! «Грозят» указательным пальцем.

- Гав! Гав!

      Наряду с песнями я использую на занятиях музыкой малые формы фольклора, такие как небольшие попевки, потешки, заклички, лаконичные и четкие по форме, глубокие и ритмичные. Например: «Петушок», «Киска, брысь!», «Заинька», «Белые гуси», « Вороны» и т. д.

         «Тра-та-та»

          Тра-та-та! Тра-та-та! Дети хлопают в ладоши.

Вышла кошка за кота

За кота Котовича, Делают шлепки по коленям двумя руками

одновременно.

За кота Петровича! Шлепки по коленям поочерёдно

«Листопад»

Осень, осень! Листопад!                Ритмичные хлопки.

Лес осенний конопат.                     фонарики.

Листья рыжие шуршат                   Трут ладошку о ладошку.

И летят, летят, летят!                      Качают руками.

Развивая чувство ритма и рифмы, готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

         Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание.

         Игра-упражнение для мышц мягкого нёба и глотки "Жаба Квака".

Жаба Квака с солнцем встала,  (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала.  (дети зевают)

Травку сочную сжевала  (имитируют жевательные движения)

Да водички поглотала (глотают)

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!  (произносят звуки отрывисто и громко)

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша»

         Игра, развивающие речевое дыхание, темп речи «Машина».

Предлагаю детям завести машину, накачать шины и отправиться путешествовать.  Дети крутят руль и издают звук губами на выдохе. Важно следить за правильностью выдоха.

Завели машину ш-ш-ш

Накачали шины ш-ш-ш

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей.

        «В осеннем лесу»

В осеннем лесу

Дует ветер («Ф-ф-ф…» - продолжительный выдох)

Листья дрожат на ветру (« Ш-ш-ш...» - продолжительный выдох)

Листья опадают («П! П! П!» - короткий активный выдох)

          -  Для развития фонематического слуха провожу музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики», «Кошка и котёнок», «Кто как лает», «Мишка пляшет – мишка спит» и др.

         - Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков использую такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Тихо - громко»!» и др.

          - Еще одной важной задачей, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей, что так же активно влияет на развитие речевых процессов.

           Для формирования у детей умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки провожу такие музыкально-ритмические игры, как: «Мы ногами топ-топ», «Полянка», « На дворе мороз и ветер», «Прогулка» и т.д.

«НОГИ И НОЖКИ»

сл. Е. Макшанцевой, муз. В. Агафонникова.

1.Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ. - (Шагают в соответствии с ритмом музыки)

2.Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ,

Топ-топ-топ-топ-топ. - (Бегут в соответствии с ритмом музыки)

Особую роль в развития речи детей  играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук. На музыкальных занятиях использую пальчиковые игры под музыку, они позволяют эффективно решать задачи речевого развития: «Пальчики гуляют», «Мишка», «Белка», «Пирожки» и т.д.

«ДВЕ ТЕТЕРИ»

Как на нашем на лугу - Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу - Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери - Помахать кистями рук как крыльями,

  Поклевали                   - Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели                     - Помахать руками

        Много радости детям доставляют хороводные игры, которые предполагают построение в круг и выполнение ритмических движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений. Способствуют развитию внимания к действиям других людей. Например: «Карусели», «Раздувайся пузырь», «Лошадка» и др.

 «Где же наши ручки»

Где же, где же наши ручки? Дети спрятав за спину выполняют пружинку

Нету наших ручек,

Вот, вот наши ручки, Фонарики

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки Хлопки

Пляшут наши ручки!

Во втором куплете слова 1-го куплета повторяются, но вместо слова «ручки» поём «ножки»

«ЗИМНЯЯ ПЛЯСКА»

1. Мы погреемся немножко, Дети двигаются по кругу.

Мы похлопаем в ладошки:

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, Хлопают, подпевают.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

2. Ножки тоже мы погреем, Дети двигаются по кругу.

Мы потопаем скорее:

Топ, топ, топ, топ, топ, Топают.

Топ, топ, топ, топ, топ.

3. Рукавицы мы надели, Имитируют «одевание рукавиц»,

Не боимся мы метели: скользящие движения правой ладони

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг, по левой и наоборот.

Прыг, прыг, прыг, прыг, прыг. Прыгают.

4. Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились: Дети кружатся.

Да, да, да, да, да,

Да, да, да, да, да.

Музыкальное развитие ребенка может быть веселым, увлекательным, ненавязчивым, интересным. Но в любом случае – полезным. Невозможно представить нашу жизнь без музыки. Поэтому в жизни ребенка она тоже непременно будет. Но пусть она не просто присутствует, а помогает растить гармоничную личность.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей раннего возраста через музыкально игровую деятельность

Развитие детей раннего возраста через музыкально игровую деятельность            ...

Развитие детей раннего возраста через музыкально - игровую деятельность»

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.Период  раннего возраста- один из самых сложных для р...

Статья "Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность"

Ранний возраст это важный период в жизни каждого ребёнка, когда закладываются основные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.Период  раннего возраста- один из самых сложных для р...

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)

На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,...