Приобщение детей к истокам русской народной культуры
учебно-методический материал

Ткаченко Марина Петровна

Сообщение для музыкальных руководителей и воспитателей детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры

        Детский музыкальный фольклор – это особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование, двигательная активность. Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения и на протяжении всего периода взросления. Детский музыкальный фольклор уже на ранних этапах дает возможность приобщать детей к истокам русской народной культуры. С раннего детства ребенок слышит напевные колыбельные песни, которые его убаюкивают, успокаивают и усыпляют, откликается на песенки – пестушки, которые сопровождают уход за ребенком, ласковые прикосновения к нему, слышит русские народные сказки и сопровождающие их песенки: поет колобок, поют козлятам коза и волк, поет лиса петушку и т.д.

        Важно отметить, что в основе детского музыкального фольклора лежит, прежде всего, игра. Именно она помогает детям познать окружающий мир, проявить свои чувства, мысли, желания, творческие способности, фантазию и самостоятельность. Применяя игровые моменты, действия и приемы дети лучше усваивают музыкальный фольклор, его виды и жанры.

        В музыкальном воспитании широко используются народные песни, игры, пляски, хороводы.  Дети с большим удовольствием поют и исполняют их как на  музыкальных занятиях, так и в свободное время деятельности.

        В младшем дошкольном возрасте малыши активно реагируют на небольшие детские народные песенки, прибаутки, эмоционально откликаются на знакомые им образы персонажей (зайчика, птички…), сопровождая их игровыми действиями. Например, русская народная прибаутка «Петушок»: для ее быстрого усвоения можно использовать игрушку петушка, провести игру, распределяя между детьми (поочередно) роли Вани и петушка. А в русской народной прибаутке «Ладушки» дети не только поют песню, но и показывают простейшие движения по ее тексту.

        Детские народные песни вызывают у малышей радость, положительные эмоции. При одном упоминании названия песни лица детей освещаются улыбками, они с удовольствием их исполняют.

        В старшем дошкольном возрасте такие небольшие детские народные песенки используются в качестве попевок при распевании. Они помогают детям в развитии певческого голоса, так как обладают простотой и ясностью, протяжностью и напевностью. Именно на таких простейших народных песенках – попевках у детей формируется музыкальный слух, память, ритм. Дети учатся прохлопывать и простукивать их музыкально-ритмический рисунок, выкладывать его на фланелеграфе, исполнять на детских музыкальных инструментах.

        Исполнение народных песен обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Например, русские народные прибаутки «Чики-чики-чикалочки», «Бай, качи, качи» очень хорошо отрабатывают дикцию. Их разучивание проводится в темпе на высоком звучании голоса, что помогает лучшему произношению слов.

        Дети старших групп усваивают и более сложный народный музыкальный фольклор – это исполнение русских народных песен, отражающих быт и традиции народа, знакомство с его песенным прошлым. А систематическое исполнение народных произведений способствует эстетическому и нравственному воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе, народному творчеству и искусству. Так, в русской народной песне «Пошла млада за водой» дети знакомятся с русским народным музыкальным инструментом – гуслями, домашней утварью (коромысел золотой, ведерки дубовые); дети поют и инсценируют песню в русских костюмах, сопровождая ее плясовыми движениями. А русская народная песня «Прялица» знакомит детей со старинным приспособлением для ссучивания нити «прялкой». Девочки поют песню и своими движениями показывают работу с нитью на прялке. Всё это вызывает у детей интерес к творчеству и быту народного искусства.

        На примере народных песен дети учатся исполнять и простейшие танцевальные движения, элементы народных плясок, а сами народные плясовые мелодии помогают детям проявить свое творчество, импровизацию. Слушая плясовые мелодии, у детей появляется непроизвольное желание плясать, исполняя и комбинируя знакомые танцевальные движения, а так же придумывая новые.

        Особой популярностью у детей пользуются народные игры, хороводы, хороводы плясового характера. Всех их объединяет игровое действие. Ведь хоровод – это и танец и игра. Он требует и танцевальных движений, и исполнения какого-нибудь действия (чаще всего того, о чем поется в песне). Например, обыгрывая игру «Ворон» (русская народная прибаутка), дети учатся двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни, уметь расширять и сужать круг, отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения, при этом соблюдая правила игры и ее игровые действия. В хороводах плясового характера дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями (например, широко бытующая игра – хоровод «Каравай»). Любой хоровод требует от детей внимания и подчиняет общему настроению, он заставляет радоваться или грустить сообща. Многие хороводы отражают красоту родной природы, связывают ее с разными временами года, знакомят детей с трудовыми действиями людей («Во поле береза стояла», «На горе-то калина», «Земелюшка – чернозем», «Как на тоненький ледок»…).

         На материале детского фольклора дети учатся разнообразным выразительным движениям, показывающим характер и повадки зверей (например, как ходит неуклюже медведь, крадется лиса, прыгает зайчик, скачет лошадка…).

        Произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и разнообразные трудовые процессы), и по задачам.

        Начиная с младшего возраста дети знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами и учатся на них играть (для малышей – это колокольчик, свистулька, деревянные ложки; для старшего возраста – гусли, балалайка, гармошки, различные шумовые инструменты: трещотки…). Знакомство с этими инструментами, исполнение под их аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.

        Особое место в детском фольклоре отводится шутке, веселью, детской радости. Дети эмоционально откликаются на шутливые диалоги, небылицы, дразнилки, которые с радостью исполняют и в самостоятельной деятельности, развивая свое творчество, фантазию. В детском фольклоре на одну и ту же тему есть много потешек, прибауток, закличек и чтобы у детей был интерес, произведения следует использовать комплексно. Например, перед исполнением хороводной игры «Заинька, попляши» можно загадать загадку. Или перед игрой в «Зиму» загадать не только загадку про нее, но еще привести пословицы и поговорки о зимних явлениях.

        Детский фольклор близок и интересен детям, он пробуждает у них творческие проявления, обогащает жизнь новыми впечатлениями. А участие ребят в календарных праздниках (встреча и проводы масленицы, закликание птиц, встреча Весны…) в развлечениях – «посиделках», в театрализованной деятельности, помогает приблизить их к истокам русской народной культуры. Фольклор делает жизнь детей интересной, эмоциональной, увлекательной. Дети становятся добрее, понимают шутку, юмор, радуются светлым дням, учатся дружить и помогать друг другу, речь детей становится чистой и выразительной, а использование музыкального материала, основанного на народных песнях, прибаутках, хороводов, плясок, игр развивает чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Кроме того, они развивают не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат – ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным голосом, как можно громче.

        

Музыкальный руководитель  МАДОУ

                                                                «Детский сад №33»

                                                             Ткаченко Марина Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...