Программа дополнительного образования "Мир ТИКО"
рабочая программа (средняя группа)
Лежащая в основе настоящей программы система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у воспитанников пространственные и зрительные представления, а также помогает детям в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Мир ТИКО" | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Мир ТИКО»
(разработана на основе образовательной программы
дополнительного образования детей дошкольного возраста
И.В Логиновой «ТИКО-МАСТЕРА)
Автор-составитель:
Метелкина Марианна Валерьевна
воспитатель МБДОУ №49 «Росинка»
2020г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………..3-8
2. Содержание программы……………………………………………..9-14
2.1 Учебный (тематический) план………………………………………..9
2.2 Перспективное планирование……………………………………10-12
2.3 Содержание обучения…………………………………………….13-14
3. Список использованной литературы…………………………………15
Пояснительная записка
Актуальность
Ребенок дошкольного возраста - настоящий исследователь. Огромное значение для активизации познавательной сферы имеет стремление ребенка не только рассматривать окружающие предметы, но и взаимодействовать с ними: разъединить и соединить детали, получая из них совершенно новые продукты, экспериментировать. Доказано, что конструирование играет большую роль в интеллектуальном развитии детей.
Конструирование являет собой практическую деятельность, направленную на получение определенного, заранее задуманного продукта. В дошкольном возрасте конструирование тесно связано с игрой и является той самой деятельностью, которая полностью отвечает интересам детей.
В условиях введения ФГОС ДО конструктивная созидательная деятельность становится идеальной формой работы, позволяющей педагогу сочетать обучение, развитие и воспитание своих воспитанников в режиме игры.
Направленность
Настоящая программа имеет техническую направленность. Ее реализация предоставляет каждому ребенку возможность самовыражения.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Однако готовые игрушки не удовлетворяют потребность ребенка в реализации творческих способностей. Программа «Мир ТИКО» разработана с целью предоставления ребенку возможности приобретения таких социальнонеобходимых качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Помимо это ребенок незаметно для себя учится пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, что формирует у него определенную базу для обучения к школе. Плюс ко всему у ребенка формируется логическое и пространственное мышление.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что она позволяет дошкольникам раскрыть практическую целесообразность конструирования, формирует необходимые в дальнейшей жизни умения и навыки. Интеграция различных образовательных областей позволяетрасширить круг интересов воспитанников, мотивирует их на овладение новыми умениями и навыками. В ходе образовательной деятельности дети примеряют на себя роли строителей, архитекторов и творцов. А главное, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои собственные идеи.
Педагогическая целесообразность
Лежащая в основе настоящей программы система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у воспитанников пространственные и зрительные представления, а также помогает детям в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Отличительная особенность
Содержательной базойнастоящей программы является формирование у воспитанников элементарных геометрических представлений и понятий. Выбор этой стратегии обусловлен целесообразностьюразвития у детей дошкольного возраста логического и пространственного мышления. Большинство образовательных программ дошкольного образования включают в раздел «Конструирование» его художественную направленность, в то время ка программа «Мир ТИКО» удовлетворяет потребность воспитанников в овладении техническим конструированием, столь необходимого для их интеллектуального развития.
Цель программы: создание условий для развития технического творчества у детей дошкольного возраста.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить с конструктором ТИКО, его отличительными особенностями и техническими возможностями.
- Расширить представления о геометрических фигурах.
- Учить размещать в пространстве различные геометрически тела, создавая определённую конструкцию.
- Формировать у детей конструктивные умения: расположение деталей в разных направлениях по разным плоскостям, соединение деталей, соотнесение постройки с технической картой.
- Упражнять в создании сюжетных композиций в процессе конструирования.
Развивающие:
- Способствоватьразвитию чувства формы при конструировании поделок.
- Развивать логическое и пространственное мышление, творческое воображение, память и внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетические чувства.
- Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Принципы реализации программы
- Принцип последовательности. (планирование материала по направлению от простого к сложному).
- Принцип тематического планирования материала (материал разбит на тематические блоки).
- Принцип занимательности(использование в работе приемов повышения мотивации воспитанников к предстоящей деятельности).
- Принцип личностно-ориентированного общения. (в основе воспитательно – образовательного процесса лежит партнерство между детьми и педагогом).
- Принцип наглядности (использование наглядности в соответствии с темой занятия: иллюстрации, образцы работ, технические карты).
Организационно-методическое обеспечение программы
Настоящая образовательная программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2раза в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Формы реализации программы:
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Общий план занятий:
Каждое занятие имеет определенную структуру.
- Организационный момент (создание мотивации на предстоящую деятельность).
- Повторение пройденного материала (с целью выявленияусвоенных знаний):
- Ознакомление с новой темой (используя при этом загадки, стихи, энциклопедические сведения, видеоматериал в соответствии с темой занятия; показ готового образца;рассматривание образца, анализ способа конструирования);
- Непосредственно конструирование (показ педагогом процесса изготовления конструкции; самостоятельное конструирование детей);
- Рефлексия, анализ собственных работ и работ сверстников.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Проведение выставок детских работ.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе дети научаться:
- ориентироваться в названиях деталей конструктора;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), разные виды многоугольников;
- конструировать предметы по условию, заданномупедагогом;
- конструировать плоские и объемные фигуры по образцу либо заданной схеме;
- выполнять задания самостоятельно, претворять в жизнь собственные замыслы;
- работать в коллективе (в том числе в паре);
- анализировать постройки;
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- конструкторские навыки и умения;
Материалы и оборудование
Конструкторы: ТИКО «Фантазер», ТИКО «Класс» ТИКО «Шары», ТИКО «Малыш».
Технические карты и схемы построек.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Водное занятие | 1 | 1 | 0 | |
2 | Плоскостное моделирование | 35 | 17,5 | 17,5 | Выставка работ. |
3 | Объемное моделирование | 35 | 17,5 | 17,5 | Участие в конкурсах. |
4 | Итоговое занятие. | 1 | 0 | 1 | Выставка работ. |
Итого: | 72 | 36 | 36 |
Перспективное планирование
Количество занятий в неделю:2 в неделю.
Продолжительность занятий: 20 минут.
Месяц | № занятия | Тема занятия |
Сентябрь | 1 | Вводное занятие |
2 | «Гриб – боровик» | |
3 | «Корзина для урожая» | |
4 | «Сладкая конфетка» | |
5 | «Кот – рыболов» | |
6 | «Золотая рыбка» | |
7 | «Божья коровка в гостях у ребят» | |
8 | «Аленький цветочек» | |
Октябрь | 1 | «Красивая ваза» |
2 | «Осеннее дерево» | |
3 | «Зайка – побегайка» | |
4 | «Котя – коток» | |
5 | «Парусник» | |
6 | «Щенок Тузик» | |
7 | «Самолетик» | |
8 | «Цветик – семицветик» | |
Ноябрь | 1 | «Белка Анюта» |
2 | «Красавец Мухомор» | |
3 | «Ёжик Вовка» | |
4 | «Ежика Вероника» | |
5 | «Заяц беляк» | |
6 | «Волк – зубами щёлк» | |
7 | «Жар птица» | |
8 | «Кормушка для птички» | |
Декабрь | 1 | «Красивая снежинка» |
2 | «Малыши снеговички» | |
3 | «Снегурочка – краса» | |
4 | «Снегурушка – краса» | |
5 | «Ёлочка - красавица» | |
6 | «Готовим подарки» | |
7 | «Добрый Дедушка Мороз» | |
8 | «Добрый Дедушка Мороз» | |
Январь | 1 | «Готовимся к Олимпиаде: олимпийские кольца» |
2 | «В боулинге» | |
3 | «Фигурист» | |
4 | «Награждаем чемпионов: медаль» | |
5 | «Кот – чемпион» | |
6 | «Санки – саночки» | |
7 | «Путешествие в жаркие страны: встреча с Верблюдом» | |
8 | «Путешествие в жаркие страны: встреча с Черепахой» | |
Февраль | 1 | «Артиллерийский расчет» |
2 | «Пушка» | |
3 | «Танк» | |
4 | «Ракетная установка» | |
5 | «Подводная лодка» | |
6 | «Пистолет» | |
7 | «Пистолет» | |
8 | «Идем в разведку!» (бинокль) | |
Март | 1 | «Загадочная цифра 8» |
2 | «Погадаем на ромашке!» | |
3 | «Журавлиная стая» | |
4 | «Гнездо» | |
5 | «Удивительные превращения бабочки Зои: кокон» | |
6 | «Удивительные превращения бабочки Зои: гусеница» | |
7 | «Бабочка Зоя» | |
8 | «Березовый листок» | |
Апрель | 1 | «Космонавт» |
2 | «Летим на Луну!» (ракета) | |
3 | «Встреча с Лунатик» | |
4 | «Навстречу звездам: звездолет» | |
5 | «Кометы» | |
6 | «Искусственный спутник Земли» | |
7 | «Строим мост» | |
8 | «Автомобиль» | |
Май | 1 | «Паровозик из Ромашково» |
2 | «Вагончики» | |
3 | «Разноцветные кораблики» | |
4 | «Катерок» | |
5 | «Шустрый мотоцикл» | |
6 | «Джип внедорожник» | |
7 | «Путешествие на автомобиле» | |
8 | Итоговое занятие. |
Содержание обучения
1. Вводное занятие.
Теория: 1 ч.
Практика: 0 ч.
Программное содержание:
- познакомить детей с конструкторами, с техникой безопасности при работе с деталями;
- создать мотивацию на предстоящую работы в течение периода;
- развивать внимание, память, воображение;
- воспитывать интерес к конструированию.
2. Блок «Плоскостное моделирование».
Теория: 17,5 ч.
Практика: 17,5 ч.
Программное содержание:
- формировать представление о «четырехугольнике», уточнить понятия: «разные», «одинаковые», «угол», «сторона»;
- учить сравнивать геометрические фигуры по форме;
- формировать навык классификации (по одному – двум свойствам)
- учить выявлять существующие закономерности;
- формировать умение ориентироваться на плоскости;
- уточнить понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- учить выделять часть из целого; дать понятия «целое», «часть»;
- развивать творческое воображение, слуховое внимание, память и логическое мышление;
- развивать конструктивные способности;
- воспитывать усидчивость.
2. Блок «Объемное моделирование».
Теория: 17,5 ч.
Практика: 17,5 ч.
Программное содержание:
- учить сравнивать предметы кубической и пирамидальной формы; уточнить понятия «высокий», «низкий»;
- учить конструировать и классифицировать кубыи пирамиды по сходным признакам (цвет, размер, высота);
- формировать умение оценивать и анализировать постройки;
- совершенствовать конструктивные способности;
- способствовать развитию мелкой моторики;
- развивать техническое творчество;
- развивать пространственное мышление;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать умение доводить начатое до конца.
4. Итоговое занятие.
Теория: 0 ч.
Практика: 1 ч.
Программное содержание:
- выявить умения и навыки, приобретенные в процессе обучения;
- поддерживать интерес к конструированию;
- воспитывать умение видеть красоту в конструкциях.
Список использованной литературы
- В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
2. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
3. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
4. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
5. И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
6. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»
Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как пространственное...
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа
Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"
1.Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...
Программа дополнительного образования "ТИКО-конструирование" для детей 3-4 лет
Цель: Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....
программа дополнительной платной услуги "ТИКО конструирование"
laquo;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.Это весьма полезно, а потому не тольконе следует этому мешать,но нужно принимать меры к тому,чтобы всегда у них было что делать»Ян Амос Коменский...
Педагогический анализ развития навыков ТИКО-моделирования у обучающихся по программе дополнительного образования детей «ТИКО-мастера»
Технология ТИКО-моделирования. Рекомендации педагогам для диагностического обследования детей....
Программа дополнительного образования "Тико - мастер"
Программа дополнительного образования "Тико-мастер" (Тико-конструктор)...