Программа дополнительного образования "Мир ТИКО"
рабочая программа (средняя группа)

Метелкина Марианна Валерьевна

Лежащая в основе настоящей программы система логических заданий и тематического моделирования  позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у воспитанников пространственные и зрительные представления, а также помогает детям в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Программа дополнительного образования

«Мир ТИКО»

(разработана на основе образовательной программы

дополнительного образования детей дошкольного возраста

И.В Логиновой «ТИКО-МАСТЕРА)

Автор-составитель:

Метелкина Марианна Валерьевна

воспитатель МБДОУ №49 «Росинка»

2020г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………..3-8

2. Содержание программы……………………………………………..9-14

2.1 Учебный (тематический) план………………………………………..9

2.2 Перспективное планирование……………………………………10-12

2.3 Содержание обучения…………………………………………….13-14

3. Список использованной литературы…………………………………15

Пояснительная записка

Актуальность

Ребенок дошкольного возраста - настоящий исследователь. Огромное значение для активизации познавательной сферы имеет стремление ребенка не только рассматривать окружающие предметы, но и взаимодействовать с ними: разъединить и соединить детали, получая из них совершенно новые продукты, экспериментировать. Доказано, что конструирование играет большую роль в интеллектуальном развитии детей.

Конструирование являет собой практическую деятельность, направленную на получение определенного, заранее задуманного продукта. В дошкольном возрасте конструирование тесно связано с игрой и является той самой деятельностью, которая полностью отвечает интересам детей.

В условиях введения ФГОС ДО конструктивная созидательная деятельность становится идеальной формой работы, позволяющей педагогу сочетать обучение, развитие и воспитание своих воспитанников в режиме игры.

Направленность

Настоящая программа имеет техническую направленность. Ее реализация предоставляет каждому ребенку возможность самовыражения.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Однако готовые игрушки не удовлетворяют потребность ребенка в реализации творческих способностей. Программа «Мир ТИКО» разработана с целью предоставления ребенку возможности приобретения таких социальнонеобходимых качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Помимо это ребенок незаметно для себя учится пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, что формирует у него определенную базу для обучения к школе. Плюс ко всему у ребенка формируется логическое и пространственное мышление.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что она позволяет дошкольникам раскрыть практическую целесообразность конструирования, формирует необходимые в дальнейшей жизни умения и навыки. Интеграция различных образовательных областей позволяетрасширить круг интересов воспитанников, мотивирует их на овладение новыми умениями и навыками. В ходе образовательной деятельности дети примеряют на себя роли строителей, архитекторов и творцов. А главное, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои собственные идеи.

Педагогическая целесообразность  

Лежащая в основе настоящей программы система логических заданий и тематического моделирования  позволяет педагогам формировать, развивать, корректировать у воспитанников пространственные и зрительные представления, а также помогает детям в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Отличительная особенность

Содержательной базойнастоящей программы является формирование у воспитанников элементарных геометрических представлений и понятий. Выбор этой стратегии обусловлен целесообразностьюразвития у детей дошкольного возраста логического и пространственного мышления.  Большинство образовательных программ дошкольного образования включают в раздел «Конструирование» его художественную направленность, в то время ка программа «Мир ТИКО» удовлетворяет потребность воспитанников в овладении техническим конструированием, столь необходимого для их интеллектуального развития.

Цель программы: создание условий для развития технического творчества у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Познакомить с конструктором ТИКО, его отличительными особенностями и техническими возможностями.
  • Расширить представления о геометрических фигурах.
  • Учить размещать в пространстве различные геометрически тела, создавая определённую конструкцию.
  • Формировать у детей конструктивные умения: расположение деталей в разных направлениях по разным плоскостям, соединение деталей, соотнесение постройки с технической картой.
  • Упражнять в создании сюжетных композиций в процессе конструирования.

Развивающие:

  • Способствоватьразвитию чувства формы при конструировании поделок.
  • Развивать логическое и пространственное мышление, творческое воображение, память и внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетические чувства.
  • Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.

Принципы реализации программы

  1. Принцип последовательности. (планирование материала по направлению от простого к сложному).
  2. Принцип тематического планирования материала (материал разбит на тематические блоки).
  3. Принцип занимательности(использование в работе приемов повышения мотивации воспитанников к предстоящей деятельности).
  4. Принцип личностно-ориентированного общения. (в основе воспитательно – образовательного процесса лежит партнерство между детьми и педагогом).
  5. Принцип наглядности (использование наглядности в соответствии с темой занятия: иллюстрации, образцы работ, технические карты).

Организационно-методическое обеспечение программы

Настоящая образовательная программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) и рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2раза в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

Формы реализации программы:

Реализация программы предполагает осуществление специально  организованных  занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

Общий план занятий:

Каждое занятие имеет определенную структуру.

  1. Организационный момент (создание мотивации на предстоящую деятельность).
  2. Повторение пройденного материала (с целью выявленияусвоенных знаний):
  3. Ознакомление с новой темой (используя при этом загадки, стихи,  энциклопедические сведения, видеоматериал в соответствии с темой занятия; показ готового образца;рассматривание образца, анализ способа конструирования);
  4. Непосредственно конструирование (показ педагогом процесса изготовления конструкции; самостоятельное конструирование детей);
  5. Рефлексия, анализ собственных работ и работ сверстников.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Проведение выставок детских работ.  

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети научаться:

  • ориентироваться в названиях деталей конструктора;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция), разные виды многоугольников;
  • конструировать предметы по условию, заданномупедагогом;
  • конструировать плоские и объемные фигуры по образцу либо заданной схеме;
  • выполнять задания самостоятельно, претворять в жизнь собственные замыслы;
  • работать в коллективе (в том числе в паре);
  • анализировать постройки;

У детей сформируются:

  • морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, находчивость, творческие способности;
  • познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
  • конструкторские навыки и умения;

Материалы и оборудование

Конструкторы: ТИКО «Фантазер», ТИКО «Класс» ТИКО «Шары», ТИКО «Малыш».

Технические карты и схемы построек.

Содержание программы

Учебный (тематический) план

№ п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1

Водное занятие

1

1

0

2

Плоскостное моделирование

35

17,5

17,5

Выставка работ.

3

Объемное моделирование

35

17,5

17,5

Участие в конкурсах.

4

Итоговое занятие.

1

0

1

Выставка работ.

Итого:

72

36

36

Перспективное планирование

Количество занятий в неделю:2 в неделю.

Продолжительность занятий: 20 минут.

Месяц

№ занятия

Тема занятия

Сентябрь

1

Вводное занятие

2

«Гриб – боровик»

3

«Корзина для урожая»

4

«Сладкая конфетка»

5

«Кот – рыболов»

6

«Золотая рыбка»

7

«Божья коровка в гостях у ребят»

8

«Аленький цветочек»

Октябрь

1

«Красивая ваза»

2

«Осеннее дерево»

3

«Зайка – побегайка»

4

«Котя – коток»

5

«Парусник»

6

«Щенок Тузик»

7

«Самолетик»

8

«Цветик – семицветик»

Ноябрь

1

«Белка Анюта»

2

«Красавец Мухомор»

3

«Ёжик Вовка»

4

«Ежика Вероника»

5

«Заяц беляк»

6

«Волк – зубами щёлк»

7

«Жар птица»

8

«Кормушка для птички»

Декабрь

1

«Красивая снежинка»

2

«Малыши снеговички»

3

«Снегурочка – краса»

4

«Снегурушка – краса»

5

«Ёлочка - красавица»

6

«Готовим подарки»

7

«Добрый Дедушка Мороз»

8

«Добрый Дедушка Мороз»

Январь

1

«Готовимся к Олимпиаде: олимпийские кольца»

2

«В боулинге»

3

«Фигурист»

4

«Награждаем чемпионов: медаль»

5

«Кот – чемпион»

6

«Санки – саночки»

7

«Путешествие в жаркие страны: встреча с Верблюдом»

8

«Путешествие в жаркие страны: встреча с Черепахой»

Февраль

1

«Артиллерийский расчет»

2

«Пушка»

3

«Танк»

4

«Ракетная установка»

5

«Подводная лодка»

6

«Пистолет»

7

«Пистолет»

8

«Идем в разведку!» (бинокль)

Март

1

«Загадочная цифра 8»

2

«Погадаем на ромашке!»

3

«Журавлиная стая»

4

«Гнездо»

5

«Удивительные превращения бабочки Зои: кокон»

6

«Удивительные превращения бабочки Зои: гусеница»

7

«Бабочка Зоя»

8

«Березовый листок»

Апрель

1

«Космонавт»

2

«Летим на Луну!» (ракета)

3

«Встреча с Лунатик»

4

«Навстречу звездам: звездолет»

5

«Кометы»

6

«Искусственный спутник Земли»

7

«Строим мост»

8

«Автомобиль»

Май

1

«Паровозик из Ромашково»

2

«Вагончики»

3

«Разноцветные кораблики»

4

«Катерок»

5

«Шустрый мотоцикл»

6

«Джип внедорожник»

7

«Путешествие на автомобиле»

8

Итоговое занятие.

Содержание обучения

1. Вводное занятие.

Теория: 1 ч.

Практика: 0 ч.

Программное содержание:

  • познакомить детей с конструкторами, с техникой безопасности при работе с деталями;
  • создать мотивацию на предстоящую работы в течение периода;
  • развивать внимание, память, воображение;
  • воспитывать интерес к конструированию.

2. Блок «Плоскостное моделирование».

Теория: 17,5 ч.

Практика: 17,5  ч.

Программное содержание:

  • формировать представление о «четырехугольнике», уточнить понятия: «разные», «одинаковые», «угол», «сторона»;
  • учить сравнивать геометрические фигуры по форме;
  • формировать навык классификации (по одному – двум свойствам)
  • учить выявлять существующие закономерности;
  • формировать умение ориентироваться на плоскости;
  • уточнить понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • учить выделять часть из целого; дать понятия «целое», «часть»;
  • развивать творческое воображение, слуховое внимание, память и логическое мышление;
  • развивать конструктивные способности;
  • воспитывать усидчивость.

2. Блок «Объемное моделирование».

Теория: 17,5 ч.

Практика: 17,5 ч.

Программное содержание:

  • учить сравнивать предметы кубической и пирамидальной формы; уточнить понятия «высокий», «низкий»;
  • учить конструировать и классифицировать кубыи пирамиды по сходным признакам (цвет, размер, высота);
  • формировать умение оценивать и анализировать постройки;
  • совершенствовать конструктивные способности;
  • способствовать развитию мелкой моторики;
  • развивать техническое творчество;
  • развивать пространственное мышление;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать умение доводить начатое до конца.

4. Итоговое занятие.

Теория: 0 ч.

Практика: 1 ч.

Программное содержание:

  • выявить умения и навыки, приобретенные в процессе обучения;
  • поддерживать интерес к конструированию;
  • воспитывать умение видеть красоту в конструкциях.

Список использованной литературы

  1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

2. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

3. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

4. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

5. И.В. Логинова. Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

6. И.В. Логинова. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 2» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». – СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования дошкольников 3-4 лет по развитию пространственных представлений через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования «Фантазер»

Программа реализуется как научно-познавательное направление. Её педагогическая целесообразность обусловлена важностью для ребенка развития общего интеллекта и таких навыков, как  пространственное...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Тико-мастера» "Тико-конструирование"

1.Программа  дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»   «Тико-мастера»  (для детей 3-4 лет)2.Программа дополнительного образован...

Программа дополнительного образования "ТИКО-конструирование" для детей 3-4 лет

Цель:  Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....

программа дополнительной платной услуги "ТИКО конструирование"

laquo;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.Это весьма полезно, а потому не тольконе следует этому мешать,но нужно принимать меры к тому,чтобы всегда у них было что делать»Ян Амос Коменский...

Педагогический анализ развития навыков ТИКО-моделирования у обучающихся по программе дополнительного образования детей «ТИКО-мастера»

Технология ТИКО-моделирования. Рекомендации педагогам для диагностического обследования детей....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Тико – мастера»

hellip;.Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой в...