программа дополнительной платной услуги "ТИКО конструирование"
рабочая программа (средняя группа)

Тупицына Евгения Викторовна

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Коменский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_prgramma_tiko_ispravlennnaya_2.docx64.74 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка                                                                                     2
  2. Цель и задачи программы                                                                                 2
  3. Учебно-тематический план                                                                              3
  4. Содержание программы                                                                                   7
  5. Годовой календарно учебный график                                                             9
  6. Организационно-педагогические условия реализации программы           17
  7. Планируемые результаты                                                                               20
  8. Оценочные методики                                                                                      20

-формы контроля                                                                                             22

-условия реализации программы                                                                   25

-воспитательная работа                                                                                  25

     9. Литература                                            26

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а потому не только

не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать»

Ян Амос Коменский

Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста «ТИКО- конструирование» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий с трансформируемым игровым конструктором для обучения - ТИКО.

Дополнительная услуга моделирования «ТИКО-конструирование»- это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Конструирование в рамках программы – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и соответствует возрастным особенностям дошкольников.

2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель данной программы - формирования и развития логической сферы конструктивных умений и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на основе использования конструктора для объемного моделирования «ТИКО».

Задачи программы:

- формирование представлений о плоскостных и объемных геометрических фигурах (понятия «объем», «куб»);

- расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;

- развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развитие сенсомоторных процессов через формирование практических умений;

- создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

содержание

примечание

Сентябрь                      

1

Вводное. Знакомство с конструктором «ТИКО».

Наборы конструктора «ТИКО».

2

Веселая геометрия.

Схемы для конструктора.

3

Конструирование по замыслу.

октябрь

1

Моделирование «Животные наших лесов – медведь».

Иллюстрации, схема.

2

Моделирование «Животные наших лесов – волк».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Животные наших лесов – лиса».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Домашние животные – кошка».

Иллюстрации. Схема.

5

Моделирование «Домашние животные – собака».

Иллюстрации. Схема.

6

Моделирование «Домашние животные – мышь».

Иллюстрации. Схема.

7

Плоскостное моделирование «Дом».

Иллюстрации. Схема.

8

Объемное моделирование «Дом».

Иллюстрации. Схема.

9

Фантазирование на тему «Мое животное».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

ноябрь

1

Моделирование «Растения, деревья».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «Насекомые, цветы».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Птицы».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Домашняя птица».

Иллюстрации. Схема.

5

Моделирование «Домашние животные».

Иллюстрации. Схема.

6

Моделирование «Дикие животные».

Иллюстрации. Схема.

7

Моделирование «Животные крайнего севера».

Иллюстрации. Схема.

8

Моделирование «Животные жарких стран».

Иллюстрации. Схема

9

Фантазирование на тему «Животный мир».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

декабрь

1

Моделирование «Замки».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «Крепости».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Дома».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Зимний лес».

Иллюстрации. Схема.

5

Моделирование «Снеговик и елка».

Иллюстрации. Схема.

6

Моделирование «Дед Мороз и Снегурочка».

Иллюстрации. Схема.

7

Моделирование «Резиденция деда Мороза и Снегурочки».

Иллюстрации. Схема.

8

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

январь

1

Моделирование «Снежинки».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «Птицы зимой».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Зимний лес».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Животные крайнего севера».

Иллюстрации. Схема.

5

Моделирование «Снежный городок».

Иллюстрации. Схема.

6

Фантазирование на тему «Зима».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

февраль

1

Моделирование плоскостное «Военная техника».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование объемное «Военная техника».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Оружие».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Специальная техника».

Иллюстрации. Схема.

5

Моделирование «Летательные аппараты».

Иллюстрации. Схема.

6

Моделирование «Подводные аппараты».

Иллюстрации. Схема.

7

Моделирование «ПДД».

Иллюстрации. Схема.

8

Фантазирование на тему «Техника в мире людей».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

март

1

Моделирование «Цветы».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «Подарок маме».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Коврик для мамы» (осевая симметрия).

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Коврик для мамы» (чередование цвета).

Иллюстрации. Схема.

5

Моделирование «Ваза».

Иллюстрации. Схема.

6

Моделирование «Ваза с цветами».

Иллюстрации. Схема.

7

Моделирование «Мебель».

Иллюстрации. Схема.

8

Моделирование «Дом».

Иллюстрации. Схема.

9

Фантазирование на тему «Мамин помощник».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

апрель

1

Моделирование плоскостное «Летательные аппараты»

Иллюстрации. схема

2

Моделирование объемное «Летательные аппараты»

Иллюстрации. схема

3

Моделирование «Космос»

Иллюстрации. схема

4

Моделирование «Космические корабли»

Иллюстрации. схема

5

Моделирование «Звездное небо»

Иллюстрации. схема

6

Моделирование «Космонавты и пришельцы»

Иллюстрации. схема

7

Моделирование «Космодром»

Иллюстрации. схема

8

Фантазирование на тему «Космос»

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение

май

1

Моделирование объемное «Военная техника».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «Оружие Победы».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «День Победы».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Логический квадрат».

Иллюстрации. Схема.

5

Иллюстрации. Схема.

6

Симметрия – узор.

Иллюстрации. Схема.

7

Симметрия – чередование цвета.

Иллюстрации. Схема.

8

Моделирование узора с помощью чередования 3-4 цветов.

Иллюстрации. Схема.

9

Конструирование по замыслу.

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

июнь

1

Моделирование «Детская площадка».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «ПДД».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Доктор Айболит».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Подводный мир».

Иллюстрации. Схема.

5

Иллюстрации. Схема.

6

Моделирование «Животные жарких стран».

Иллюстрации. Схема.

7

Иллюстрации. Схема.

8

Фантазирование на тему «Мир вокруг нас».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

июль

1

Моделирование «Животные нашего леса».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «Растения».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Мебель».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Дома, замки».

Иллюстрации. Схема.

5

Конструирование декорации к сказке «Теремок».

Иллюстрации. Схема.

6

Конструирование декорации к сказке «Заюшкина избушка».

Иллюстрации. Схема.

7

Конструирование декорации к сказке «Колобок».

Иллюстрации. Схема.

8

Конструирование декорации к сказке «Маша и медведь».

Иллюстрации. Схема.

9

Фантазирование на тему «Тридевятое царство».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

август

1

Моделирование «Мой дом».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «Бытовая техника».

Иллюстрации. Схема.

3

Моделирование «Мебель для дома».

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «Мебель для улицы».

Иллюстрации. Схема.

5

Моделирование «Моя улица».

Иллюстрации. Схема.

6

Моделирование «Детская игровая площадка».

Иллюстрации. Схема.

7

Моделирование «Специальные машины».

Иллюстрации. Схема.

8

Моделирование «Парк развлечений».

Иллюстрации. Схема.

9

Фантазирование на тему «Поселок нашей мечты».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

сентябрь

1

Моделирование « В осеннем лесу – корзина с грибами».

Иллюстрации. Схема.

2

Моделирование «Животные наших лесов».

Иллюстрации. Схема.

3

Конструирование по замыслу.

Иллюстрации. Схема.

4

Моделирование «В осеннем лесу – деревья».

Иллюстрации. Схема.

5

Моделирование «На пруду».

Иллюстрации. Схема.

6

Фантазирование на тему «Осень».

Иллюстрации. Схема, музыкальное сопровождение.

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В качестве содержательной базы в программе «ТИКО-конструирование» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики, и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления детей среднего дошкольного возраста. С этой целью программа «ТИКО-конструирование» через практическую деятельность с конструктором ТИКО знакомит детей среднего дошкольного возраста с плоскостным и объемным моделированием.

Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение ребенка специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как во время моделирования «ТИКО-конструиром» ребята создают модели объектов реального мира.

Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы.

Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:

1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.

2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.

3) Свободное решение творческих задач, в процессе которого ребята делают модели по собственным проектам.

В процессе занятий дети много работают со схемой и учатся:

- делать выбор комплектующих по схеме;

- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;

- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).

Кроме этого, на занятиях по ТИКО-конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.

Технология ТИКО-конструирование значима в свете внедрения ФГОС, так как:

1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:

- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО- конструктора;

- речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО- грамматика(развитие фонематического слуха, словообразование);

- художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО- конструктора;

- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;

 - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментироватьи созидать свой собственный мир, где нет границ.

Программа реализуется с учетом Положения об организации дополнительных услуг в детском саду «Светлячок» от 08.09.2017 г. Дополнительная услуга проводится 2 раза в неделю, 20-25 минут (одно занятие посвящается знакомству с новыми математическими понятиями, приемами и способами конструирования, на втором занятии дети повторяют изученную тему). Раз в месяц педагог организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – ТИКО-поделки, объединенные единой тематикой

        В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

        Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ.

Дополнительная услуга «ТИКО-конструирование», объединяет несколько, видов деятельности: пальчиковую гимнастику, физминутки, практическую часть и обыгрывание поделок. Первая часть – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность, третья часть – игра с поделками.

5.ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ занятия

содержание

цель

Дата проведения

Время проведения

сентябрь

1

Вводное. Знакомство с конструктором «ТИКО».

Знакомство с конструктором ТИКО: разные детали – форма, цвет, число.

21.09.18

15.30-16.00

2

Веселая геометрия.

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

25.09.18

15.30-16.00

3

Конструирование по замыслу.

Развивать фантазию.

28.09.18

15.30-16.00

Октябрь

1

Моделирование «Животные наших лесов – медведь».

Учить моделировать целостный образ на основе детали, части. Схемы.

02.10.18

15.30-16.00

2

Моделирование «Животные наших лесов – волк».

Учить моделировать целостный образ на основе детали, части. Схемы.

05.10.18

15.30-16.00

3

Моделирование «Животные наших лесов – лиса».

Учить видеть образ в схеме.

09.10.18

15.30-16.00

4

Моделирование «Домашние животные – кошка».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

12.10.18

15.30-16.00

5

Моделирование «Домашние животные – собака».

Учить моделировать целостный образ на основе детали, части. Схемы.

16.10.18

15.30-16.00

6

Моделирование «Домашние животные – мышь».

Учить моделировать целостный образ на основе детали, части. Схемы.

19.10.18

15.30-16.00

7

Плоскостное моделирование «Дом».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

23.10.18.

15.30-16.00

8

Объемное моделирование «Дом» .

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений и создавать на этой основе относительно новый художественный образ.

26.10.18

15.30-16.00

9

Фантазирование на тему «Мое животное».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

30.10.18

15.30-16.00

Ноябрь

1

Моделирование «Растения, деревья».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

02.11.18

15.30-16.00

2

Моделирование «Насекомые, цветы».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

06.11.18

15.30-16.00

3

Моделирование «Птицы».

Учить использовать прием реконструкции.

09.11.18

15.30-16.00

4

Моделирование «Домашняя птица».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

13.11.18

15.30-16.00

5

Моделирование «Домашние животные».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

16.11.18

15.30-16.00

6

Моделирование «Дикие животные».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

20.11.18

15.30-16.00

7

Моделирование «Животные крайнего севера».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

23.11.18

15.30-16.00

8

Моделирование «Животные жарких стран».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

27.11.18

15.30-16.00

9

Фантазирование на тему «Животный мир».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

30.11.18

15.30-16.00

Декабрь

1

Моделирование «Замки».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

04.12.18

15.30-16.00

2

Моделирование «Крепости».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

07.12.18

15.30-16.00

3

Моделирование «Дома».

Развивать наблюдательность. Внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

11.12.18

15.30-16.00

4

Моделирование «Зимний лес».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

14.12.18

15.30-16.00

5

Моделирование «Снеговик и елка».

Создавать в воображении образы, объединяя их в сюжет.

18.12.18

15.30-16.00

6

Моделирование «Дед Мороз и Снегурочка».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

21.12.18

15.30-16.00

7

Моделирование «Резиденция деда Мороза и Снегурочки».

Учить использовать прием реконструкции.

25.12.18

15.30-16.00

8

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

28.12.18

15.30-16.00

Январь

1

Моделирование «Снежинки».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

11.01.19

15.30-16.00

2

Моделирование «Птицы зимой».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

15.01.19

15.30-16.00

3

Моделирование «Зимний лес».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

18.01.19

15.30-16.00

4

Моделирование «Животные крайнего севера».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

22.01.19

15.30-16.00

5

Моделирование «Снежный городок».

Развивать наблюдательность, внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

25.01.19

15.30-16.00

6

Фантазирование на тему «Зима».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

29.01.19

15.30-16.00

Февраль

1

Моделирование плоскостное «Военная техника».

Учить использовать прием реконструкции.

01.02.19

15.30-16.00

2

Моделирование объемное «Военная техника».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

05.02.19

15.30-16.00

3

Моделирование «Оружие».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

08.02.19

15.30-16.00

4

Моделирование «Специальная техника».

Учить использовать прием реконструкции.

12.02.19

15.30-16.00

5

Моделирование «Летательные аппараты».

Развивать наблюдательность, внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

15.02.19

15.30-16.00

6

Моделирование «Подводные аппараты».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

19.02.19

15.30-16.00

7

Моделирование «ПДД».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

22.02.19

15.30-16.00

8

Фантазирование на тему «Техника в мире людей».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

26.02.19

15.30-16.00

Март

1

Моделирование «Цветы».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

01.03.19

15.30-16.00

2

Моделирование «Подарок маме».

Создавать в воображении образы, объединяя их в сюжет.

05.03.19

15.30-16.00

3

Моделирование «Коврик для мамы» (осевая симметрия).

Познакомить с симметрией – осевая симметрия. Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

08.03.19

15.30-16.00

4

Моделирование «Коврик для мамы» (чередование цвета).

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений, познакомить с симметрией – чередование цвета.

12.03.19

15.30-16.00

5

Моделирование «Ваза».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

15.03.19

15.30-16.00

6

Моделирование «Ваза с цветами».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

19.03.19

15.30-16.00

7

Моделирование «Мебель».

Развивать наблюдательность, внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

22.03.19

15.30-16.00

8

Моделирование «Дом».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

26.03.19

15.30-16.00

9

Фантазирование на тему «Мамин помощник».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

29.03.19

15.30-16.00

Апрель

1

Моделирование плоскостное «Летательные аппараты».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

05.04.19

15.30-16.00

2

Моделирование объемное «Летательные аппараты».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

09.04.19

15.30-16.00

3

Моделирование «Космос».

Развивать наблюдательность, внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

12.04.19

15.30-16.00

4

Моделирование «Космические корабли».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

16.04.19

15.30-16.00

5

Моделирование «Звездное небо».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

19.04.19

15.30-16.00

6

Моделирование «Космонавты и пришельцы».

Учить использовать прием реконструкции.

23.04.19

15.30-16.00

7

Моделирование «Космодром».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

26.04.19

15.30-16.00

8

Фантазирование на тему «Космос».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

30.04.19

15.30-16.00

Май

1

Моделирование объемное «Военная техника».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

03.05.19

15.30-16.00

2

Моделирование «Оружие Победы».

Учить использовать прием реконструкции.

07.03.19

15.30-16.00

3

Моделирование «День Победы».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

10.05.19

15.30-16.00

4

Моделирование «Логический квадрат».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

14.05.19

15.30-16.00

5

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

17.05.19

15.30-16.00

6

Симметрия – узор.

Продолжить знакомство с симметрией – осевая симметрия. Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

21.05.19

15.30-16.00

7

Симметрия – чередование цвета.

Учить видеть образ в рисунке.

24.05.19

15.30-16.00

8

Моделирование узора с помощью чередования 3-4 цветов.

Развивать наблюдательность, внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

28.05.19

15.30-16.00

9

Конструирование по замыслу.

Создавать в воображении образ на заданную тему.

31.05.19

15.30-16.00

Июнь

1

Моделирование «Детская площадка».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

04.06.19

15.30-16.00

2

Моделирование «ПДД».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

07.06.19

15.30-16.00

3

Моделирование «Доктор Айболит».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

11.06.19

15.30-16.00

4

Моделирование «Подводный мир».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

14.06.19

15.30-16.00

5

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

18.06.19

15.30-16.00

6

Моделирование «Животные жарких стран».

Упражнять в создании фантастических образов животных.

21.06.19

15.30-16.00

7

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

25.06.19

15.30-16.00

8

Фантазирование на тему «Мир вокруг нас».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

28.06.19

15.30-16.00

Июль

1

Моделирование «Животные нашего леса».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

02.07.19

15.30-16.00

2

Моделирование «Растения».

Развивать наблюдательность, внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

05.07.19

15.30-16.00

3

Моделирование «Мебель».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

09.07.19

15.30-16.00

4

Моделирование «Дома, замки».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

12.07.19

15.30-16.00

5

Конструирование декорации к сказке «Теремок».

Создавать в воображении образы, объединяя их в сюжет.

16.07.19

15.30-16.00

6

Конструирование декорации к сказке «Заюшкина избушка».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

19.07.19

15.30-16.00

7

Конструирование декорации к сказке «Колобок».

Учить использовать прием реконструкции.

23.07.19

15.30-16.00

8

Конструирование декорации к сказке «Маша и медведь».

Создавать в воображении образы, объединяя их в сюжет.

26.07.19

15.30-16.00

9

Фантазирование на тему «Тридевятое царство».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

30.07.19

15.30-16.00

Август

1

Моделирование «Мой дом».

Развивать наблюдательность, внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

02.08.19

15.30-16.00

2

Моделирование «Бытовая техника».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

06.08.19

15.30-16.00

3

Моделирование «Мебель для дома».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

09.08.19

15.30-16.00

4

Моделирование «Мебель для улицы».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

13.08.19

15.30-16.00

5

Моделирование «Моя улица».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

16.08.19

15.30-16.00

6

Моделирование «Детская игровая площадка».

Создавать в воображении образы, объединяя их в сюжет.

20.08.19

15.30-16.00

7

Моделирование «Специальные машины».

Учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

23.08.19

15.30-16.00

8

Моделирование «Парк развлечений».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

27.08.19

15.30-16.00

9

Фантазирование на тему «Поселок нашей мечты».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

30.08.19

15.30-16.00

Сентябрь

1

Моделирование « В осеннем лесу – корзина с грибами».

Развивать наблюдательность, внимание способность к анализу, упражнять в создании новых образов.

03.09.19

15.30-16.00

2

Моделирование «Животные наших лесов».

Упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов; развивать вариативность мышления.

06.09.19

15.30-16.00

3

Конструирование по замыслу.

Создавать в воображении образ на заданную тему.

10.09.19

15.30-16.00

4

Моделирование «В осеннем лесу – деревья».

Упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений.

13.09.19

15.30-16.00

5

Моделирование «На пруду».

Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

17.09.19

15.30-16.00

6

Фантазирование на тему «Осень».

Создавать в воображении образ на заданную тему.

20.09.19

15.30-16.00

6.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказыо них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает дошкольника от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику. Отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у героев.

Форма работы дополнительной услуги в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.

Дополнительная услуга проводится два раз в неделю и предназначена для индивидуальной и групповой работы.

Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.

Модуль «Плоскостное моделирование»

Цель: исследование многоугольников, конструирование

и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

Обучающие:

- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;

- изучение и конструирование различных видов многоугольников;

- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;

- обучение различным видам конструирования;

- знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.

Развивающие:

- развитие комбинаторных способностей;

- совершенствование навыков классификации;

- развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

Воспитывающие:

- воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунки. Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

Модуль «Объемное моделирование»

Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Задачи:

Обучающие:

- выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;

- изучение и конструирование предметов окружающего мира, на основе различных видов многогранников;

- исследование «объема» многогранников.

Развивающие:

- формирование целостного восприятия предмета;

- развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;

- изучение и конструирование различных видов многогранников;

- исследование «объема»многогранников.

Воспитывающие:

- развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.

Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.

7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;

- сформированы представления о плоскостных и объемных геометрических фигурах;

- развиты психологические процессы (восприятие, память, воображение) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение и обобщение);

- конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

- ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;

- ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

8.ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

Выставки детских работ, организуемые в группах после проведённых занятия.

Творческий отчёт руководителя на педсовете.

Оценочные и методические материалы

В начале своей работы провела диагностическое обследование сформированности творческой активности и конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровня художественно – творческого развития.

Основываясь на критериях оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей среднего дошкольного возраста, были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.

Низкий уровень (9 - 6 баллов): ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.

Мониторинг образовательных результатов по конструктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста:

  1. Уровень развития умений и навыков.
  • Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий: Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный. Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний. Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий. Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Нулевой.  Полное отсутствие навыка

  • Умение проектировать по образцу

Высокий.  Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный. Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний. Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий. Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой. Полное отсутствие умения

  • Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий. Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный. Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

Средний. Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий. Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Нулевой. Полное отсутствие умения.

Формы контроля

Основные формы контроля

  • выборочный
  • предупредительный
  • итоговый

Критерии отслеживания усвоения программы

Прямыми критериями оценки служат успешное усвоение воспитанниками программы, а также повышение их теоретических знаний и практических навыков конструирования и моделирования и проявление творчества. Косвенными критериями служат создание дружного коллектива воспитанников, инициативность и активность детей на занятиях.

Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста

 Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние -выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:

1. «Дорисуй геометрическую фигуру».(Методика Е. Торренса «Неполные фигуры».Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей.)

2. «Нарисуй какой хочешь узор».(Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической фигуре определённой формы.)

3. «Весёлые картинки».(рисование при помощи открыток. Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.)

4. «Сказочная птица».(Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.)

Условия реализации программы

Детский сад «Светлячок» (с. Падун), филиал Детского сада «Светлячок»

Воспитательная работа

Я изучила научно-методическую литературу по данной теме; оформила картотеку пальчиковых игр и «Минуток радости» - физминутки; подготовила консультации для родителей:

-«Развитие познавательных способностей с помощью ТИКО- и ЛЕГО- конструирования»

-«ТИКО-конструктор что это такое?»

-«Конструирование в жизни ребенка»

-«Волшебный мир конструктора»

-«Цветные фантазии .. или как влияют цвета на поведение ребенка»

-компьютерная презентация для родителей «Конструктор ТИКО»;

создала предметно развивающую среду, включающую:

  • наборы конструктора ТИКО,
  • массажеры для пальчиковых гимнастик,
  • схемы плоскостных ТИКО-фигур.
  • Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
  • Диктанты для конструирования.
  • Логические задания на замещение фигур.
  • Логические игры и задания.
  • Правила составления логического квадрата.
  • Комбинаторные задания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. М.С. Аромштам, О.В. Баранова. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. – М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

3. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем (набор игр с Блоками Дьенеша). – М.: Корвет, 1993.

4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:

1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.

3. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

4. http://doshkolnik.ru/pedagogika/10551-tvorchestvo.html

5. https://multiurok.ru/files/monitoringh-liegho-konstruirovaniie-dlia-doshkol-n.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной платной услуги по развитию у детей художественных способностей «Капелька»

СОДЕРЖАНИЕI.Целевой раздел71.1.Пояснительная  записка71.1.1.Цели   и задачи  реализации Программы. 91.1.2.Принципы и походы к  формированию  Программы101.1.3.Значимы...

Рабочая программа дополнительной платной услуги по обучению чтению старших дошкольников.

Поможет учителю-логопеду или воспитателю приступить к обучению детей чтению в детском саду или вне его....

Программа дополнительных платных услуг "Студия развития логического мышления и математических способностей" "Занимательная математика" в средней группе

Программа составлена для работы с детьми 4-5 лет в течение 1 года. В ней представлено перспективное планирование по ознакомлению детей с развивающими играми В.В.Воскобовича по методике "Сказки Фиолето...

Программа дополнительной платной образовательной услуги "Забавные фигурки - оригами" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Забавные фигурки – Оригами» может быть использована педагогами дополнительного образования, а также педагогами групп компенсирующей и общеразвивающей направленности в совместной и специальн...

АРТ-ФАНТАЗИЯ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе программы Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети»

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Обосно...

Программа кружка "Квиллинг"Рабочая программа дополнительной платной образовательной услуги Творческая мастерская «Волшебный завиток» Обучение детей элементарным приемам техники квиллинг (скручивание из бумажных лент).

Рабочая программа для дополнительной платной услуги. Программа расчитана для детей старшей и подготовительной группы. Развиваем моторику рук, дети увличенно занимаются в кружке....