Педагогический проект по самообразованию "Детский сад, семья и Я" в младшей группе №3
проект (младшая группа)

Чаловских Людмила Валерьевна

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Берёзка» с. Мамонтово

                                                                                                         Утверждаю:

                                                                                                            _________Н.Б.Мителёва

                                                                                                         заведующая  МБДОУ

                                                                                                          детский сад «Берёзка»

                                                                                            с. Мамонтово

                                                                                                          «___»  _________  2021г.

Педагогический проект в младшей группе № 3

по теме: «Детский сад, семья и Я»

Разработала

воспитатель:

Чаловских Л.В.

2021год

 

Содержание проектной деятельности:

 № стр.

Содержание

1

Участники проекта

2

Тип проекта

2

Сроки реализации проекта

2

Проблема проекта

2

Актуальность проекта 

2

Цель проекта

2

Задачи проекта

2

Планируемый результат

3

Возрастные особенности детей 3-4 года

3

Принципы и подходы к реализации проекта

4

Формы и методы работы

4

Итоговый продукт

4

Этапы реализации проекта:

4

I – подготовительный (организационный)

4

II – содержательный (практический)

5

III – заключительный (презентативный)

7

Риски и пути преодоления

8

Перспективы развития проекта

8

Ресурсное обеспечение проекта

9

Информационные ресурсы

9

Учебно-методические ресурсы

Литература

9

 

Семья – источник вдохновения

Где рядом взрослые и дети

  В семье от всех невзгод спасение.

 Здесь друг за друга все в ответе.

Паспорт педагогического проекта

«Роль  игрушки в период адаптации к ДОУ ».

Участники проекта

дети  младшей группы (3-4 года),  

родители

Руководитель проекта

воспитатель младшей группы

Тип проекта

долгосрочный

Вид проекта

образовательно-творческий

Сроки реализации проекта

с 01.09.21г.-31.05.22г.

            Проблема проекта

          В наше время в силу сильной загруженности родителей уделяется мало внимания совместной деятельности детей и родителей. Многие родители, в силу своей не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций. В силу своего возраста  дети не имеют элементарных  представлений о своей семье. Недостаточные знания о бабушках, дедушках. Это и определило тему моего проекта.

Актуальность проекта

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему даёт социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.       

        В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные

представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям

этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет

воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде

всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического

воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребенок должен осознать себя членом

семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность

поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

       Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого

человека, о семейных традициях и развитии их в современных условиях. Работа над

проектом имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепления и

развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понять ребенку, что он

часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь понять детям значимость

семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство

привязанности к семье и к дому.

            Новизна проекта заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно-нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная творческая, исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи, рода, по трансляции положительного опыта поддержания семейных традиций способствует воспитанию основ патриотического сознания, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке  системы(содержание форм и методов)  работы с родителями и направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Реализация данного проекта будет проходит с использованием новых форм  по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.

Цель проекта: Создать условия для формирования у детей первичных представлений о семье.

Задачи проекта:

  • формировать у детей представление о семье;
    формировать представления о родственных отношениях;
    формировать умение проявлять заботу о близких и родных  людях;
  • закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
    воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
  • воспитывать уважение к труду и занятиям членов семьи;
  • привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения;
  • установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
  • обобщать отношения детей с родителями опытом совместной творческой деятельности;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Планируемый результат

для детей

Сформировано представление о семье, знание всех членов семьи.

Сформированы положительные взаимоотношения между детьми и родителями.

для родителей

Установлены партнѐрские взаимоотношения с педагогом.

Развит творческий потенциал при совместной творческой деятельности с детьми.

Проявлена заинтересованность родителей к проведению совместных  проектов.

  • Закрепились связи семьи и детского сада.

для педагога

Созданы все условия для сотрудничества педагогов, родителей и   детей, подобрать наглядный и информационный материал, информированность в  разных вопросах воспитания детей.

Определить оптимальные пути взаимодействия в воспитательном       влиянии на ребенка.

Повысится собственный  профессиональный уровень.

Возрастные особенности детей 3-4 года

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.

Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.

Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.

Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.

Основные задачи развития малышей:

  • освоение навыков личной гигиены;
  • воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;
  • развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;
  • обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;
  • развитие способности к сопереживанию.

Доверие и привязанность к воспитателю — необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.

Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС) подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей.

Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность.

Принципы и подходы к реализации проекта:

Принцип  доступности

Принцип наглядности

Принцип системности

Формы  работы

групповая, индивидуальная

методы

- игровые:  дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;

- словесные:  чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; занятия; рассматривание картинок; рассматривание книг;

- практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребенка;

- наглядные:  использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов.

 

Итоговый продукт:  создание совместно с родителями и детьми семейного альбома «Детский сад, семья и Я» (в который войдут фотографии с проведенных совместных мероприятий детей, родителей и педагога)

Этапы реализации проекта:

 I – подготовительный  (организационный)

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подбор библиотеки.

Оформление родительского уголка.

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций, картин, игрушек

Выявить уровень взаимоотношений в семье детей и родителей.

Определить стиль воспитания родителей, педагогические ошибки, роль родителей в воспитании ребенка.

Развивать у детей интерес к произведениям литературы о семье и доме.

Просвещать родителей: размещать памятки, консультации, советы, рекомендации по реализации проекта.

Создать условия для реализации проекта.

 Для самостоятельной активности детей  подготовила центры развития:
• центр для сюжетно-ролевых игр;
• центр книги;
• центр сенсомоторного развития;
• центр настольно-печатных игр;
• центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой  зоны (с разнообразными игрушками для младшей  группы, строительным материалом, различными мягкими модулями).
        Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по следующим направлениям:

Социально- коммуникативная;

Познавательная;

Речевая;

Художественно-эстетическая;

Физическое развитие.

II – содержательный (практический)

 

Перспективный план педагогического проекта «Детский сад, семья и Я»

тема/месяц

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Цель деятельности

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

СЕНТЯБРЬ

«Что такое семья?»

Беседа: «Семья есть у всех»

Рассказывание русской народной сказки «Коза с козлятами»

 Рассматривание картины «Коза с козлятами»

 Сюжетно-ролевая игра: «Семья»;

«Овощи с огорода бабушки и дедушки»

Поздравляем осенних именниников.

Знакомить детей с понятиями «дом», «Семья», «родственники». Понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать интерес к обязанностям членов семьи, их занятиям вне дома. Стимулировать детей рассказывать о своей семье. Воспитывать уважение к близким

Социологическая анкета семьи

Помощь в создании фильма «Как мы лето проводили!»

Цель проводимых мероприятий: 

способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей в нравственно - духовном развитии подрастающего поколения; способствовать сплоченности отношений в семье и детском саду.

Познакомить с проектом педагогов

Цель проводимых мероприятий: повышению

педагогических   компетенций педагогов  по вопросам организации партнерства ДОУ с родителями.

ОКТЯБРЬ

«Члены моей семьи»

Беседа: «Бабушка и дедушка»

Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.

Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?»

Ира – инсценировка «Моя семья»

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Сюжетно-ролевая игра: В гостях у бабушки и дедушки»

Поздравляем осенних именинников.

 Довести до сознания детей, что семья это самое главное и самое дорогое в жизни каждого человека.

Вызывать положительные эмоции у детей. Формировать умение рассказывать небольшие истории из личного опыта.

Помощь в организации фотовыставки к Дню пожилого человека:

«Мои бабушка и дедушка»

Консультация: «Авторитет родителей-необходимое условие правильного воспитания»

НОЯБРЬ

«Труд в моей семье»

Беседа: «Мы с папой и мамой можем всё»

Заучивание песенки: «Вот так мама, золотая прямо!»

Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что...»

Аппликация: «Цветы для мамы!»

Сюжетно-ролевая игра: «Уложим куклу Машу спать»

Пальчиковая игра: «Семья»

Поздравляем осенних именинников.

Знакомить детей с творчеством поэтов и писателей, передающих в своем творчестве теплые и гармоничные семейные взаимоотношения, любовь к членам семьи, заботу о близких. Воспитывать умение сопереживать героям произведений, объяснять поступки персонажей и их последствия.

Памятка «Права детей!»

Папка-передвижка:«Духовно-нравственное воспитание в        семье»

ДЕКАБРЬ

«Семейные праздники и традиции»

Беседа: «Как мы отмечаем Новый год»

Конструирование: «Дом для моей семьи»

Рисование: «Бусы для бабушки»

Чтение худ.литературы: «Посидим и в тишине» Е.Благинина

Сюжетно-ролевая игра: «Больница»

Поздравляем зимних именинников.

 Помочь детям понять родственные отношения в семье.

Консультация: «Создание благоприятной семейной атмосферы дома и в детском саду»

Семинар-практикум «Современные формы работы с родителями »

ЯНВАРЬ

«Хочу быть как папа(мама)»

Беседа: «Кем работают мои родители»

Лепка: «Погремушка для малышки»

Чтение худ.литературы: «Купание» «Младший брат» А. Барто

Сюжетно-ролевая игра: Магазин»

Поздравляем зимних именинников.

Поддерживать интерес к ролевой игре, умение применять полученные ранее знания на практике.

Консультация:

«Куда сходить с ребенком в выходные»

Презентация

«Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ»

ФЕВРАЛЬ

«Мой папа -защитник Отечества»

Беседа: «Папы разные нужны, папы разные важны…»

«Как я дома помогаю»

Рассматривание иллюстраций: «Папина работа»; «Семья»

Сюжетно-ролевая игра: «Шофер везет груз»

Дидактическая игра: «Кто старше?»

«Кто младше?»

Рисование: «Самолеты летят»

Поздравляем зимних именинников.

Выяснить из личного опыта детей, чем они занимаются дома, как помогают родителям, какие обязанности у каждого члена семьи, знают ли о профессии пап и мам, занятиях бабушек и дедушек, сестер и братьев.

Проведение совместного развлечения: «День Защитника Отечества»

Консультация: «Создание единой педагогической основы взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии дошкольника»

МАРТ

«Моя любимая мамочка»

Беседа: «Моя любимая мамочка, бабушка, сестра!»

Театрализация: «Репка»

Подвижные игры:  «Наседка и цыплята», «Поезд»

Чтение стихотворений:

«Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто

 «Каждый по-своему маму поздравляет» И. Ивенсен

Поздравляем весенних именинников.

Развивать память, выразительность и правильность речи, умение слушать и пересказывать.

Проведение совместного развлечения:

«8 Марта»

Буклет: «Права ребёнка»

АПРЕЛЬ

«Моя семья это….»

Беседа: «Формирование навыков безопасного поведения детей дома»

Дидактические игра: «Назови, как тебя дома ласково называют?»

Театрализация по сказке: «Маша и медведь»

Поздравляем весенних именинников.

Развивать творческие способности воспитанников, приобщать к театральному искусству

 

Семейный досуг:

«Семья вместе – душа на месте»

Консультация: «Главное сотрудничество, а не наставничество» «Позиция воспитателя во взаимодействии с семьей.

МАЙ

«Моя семья это….»

Беседа: «Моя семья»

(подведение итогов по окончанию реализации проекта)

Поздравляем весенних именинников.

Изготовление макетов:

«Семейное древо -Моя семья»

Обобщение опыта с педагогами по проекту «Детский сад, семья и Я»

(презентация)

III – заключительный (презентативный)

Защита проекта воспитателем в форме презентации «Детский сад, семья и Я».  Вся информация о реализации данного проекта для родителей и педагогов  можно отследить на сайте ДОУ: https://detsadbereska.ucoz.ru/.

Риски и пути преодоления

В силу сильной загруженности родителей уделяется мало внимания совместной деятельности с детьми.

Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

Заинтересовать родителей путем их привлечения к совместной творческой деятельности с детьми.

 Достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.

В силу своего возраста дети не понимают своей значимости и принадлежности к семье.

Повышать уровень познавательного  развития, формировать доброжелательное отношение между ребёнком и родителями.

Перспективы развития проекта

        Данный проект – это яркий пример того, что дружная семья – это коллектив. Пусть маленький, но коллектив. И в обычных  буднях, праздничных заботах, ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы, где закладывается уважение, любовь и привязанность ребѐнка к семейным традициям, осознания себя членом этой семьи. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. И надеюсь будем продолжать расширять знания о традициях, родственных связях.

Ресурсное обеспечение

проект  разработан  на основании  нормативно-правовых документах:

Конституция РФ 12.12.1993г.

Конвенция о правах ребенка 20.11.1989г.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 №223 ФЗ.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.2660-10;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», от 15 мая 2013 г. N 26, регистр. №28564.

Материально – технические ресурсы обеспечивающие в реализации проекта:

РППС соответствующая младшему возрасту( дидактические игрушки, настольно-печатные  игры, детская литература), подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии), игрушки; магнитофон, фотоаппарат, ноутбук.

Информационные ресурсы

 http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news13493.html

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proiektnaiadieiatielnostmoiasiemia

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/10/11/ya-i-moya-semya

https://multiurok.ru/files/proiektnaia-dieiatiel-nost-v-dou-ia-i-moia-siem-ia.html

https://www.maam.ru/detskijsad/druzhnaja-semja-detskii-sad-roditeli-i-ja.html

https://urok.1sept.ru/articles/683817

Учебно-методические ресурсы

Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 3 изд., исправленное и дополненное - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»

«Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»  Содержание1. Введение1.1. Цели и задачи сохранность окружающей природы: улицы, парка, леса;1.2. Формы работы с род...

Краткосрочный педагогический проект «Учимся ухаживать за собой» (для детей младшей группы)

Краткосрочный педагогический проект«Учимся ухаживать за собой»(для детей младшей  группы)...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Краткосрочный педагогический проект «Учимся ухаживать за собой» (для детей младшей группы)

Цель: сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....

Собственная методическая разработка.Педагогический проект на тему: «Домашние животные» во второй младшей группе

Воспитание гуманного отношения к живым объектам природы через обогащение и углубление у детей представлений о домашних животных проживающих в квартире....

Педагогический проект на тему: «Встречаем птиц» во второй младшей группе

Цели проекта:Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым....

Педагогический проект. Тема «Здравствуй, Гостья - ЗИМА » во второй младшей группе.

Паспорт среднесрочного познавательно - исследовательского проекта по теме : "Здравствуй, Гостья- ЗИМА" во второй младшей группе....