ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
PATRIOTIC EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Аннотация: В статье представлен практический опыт работы в области нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Abstract: The article presents practical experience in the field of moral and patriotic education of older preschool children.
Ключевые слова: дошкольники, воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание.
Keywords: preschoolers, education, patriotism, patriotic education.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Актуальность заключается в том, что современные дети совершенно не интересуются историей, особенностями народных традиций, достопримечательностями родного города и страны, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.
В содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) подчёркивается необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего гражданина своей страны.[1]
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Очень важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Нельзя быть патриотом не чувствуя связи с Родиной, без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды.[3]
Здесь немаловажную роль оказывает влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти.
Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.[1]
Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные:
- воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину, уважительного отношения к Родине;
- формировать патриотические чувства к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
- формирование уважения к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- уважительное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой комплексное использование разнообразных методов и форм работы с учётом возраста детей: беседы о родном городе и стране, рассказы воспитателя о знаменитых людях и достопримечательностях; наблюдения за изменениями в облике родного города, трудом людей; экскурсии и целевые прогулки; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине); использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички); ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством; знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов; организация тематических выставок; участие в акциях, общественных и народных календарных праздниках. [2]
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Заповедь А.С. Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как равноправным партнерам образовательного процесса и вовлечение их в жизнь детского сада. [4]
Одним из примеров эффективной работы с родителями может служить привлечение их к оформлению фотовыставок о родном крае, принятию участия в конкурсах рисунков или поделок.
Особенно привлекательной формой работы с родителями является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников. Нами были реализованы детско-родительские проекты: «Родные истоки», «Мой родной город Балашов», «Моя семья». В проекте «Родные истоки» дети познакомились с символикой нашего города: флаг, герб. Совместно с родителями изготовили фотоальбом «Мой Балашов», родителями подготовлена презентация «Родной город Балашов» и «Улицы города Балашова имени героев России». Удачно подобранный материал (слайды, музыка, звук и пр.) дети воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность. Презентация даёт возможность погрузить детей в атмосферу реального города. Также была организована и проведена встреча с известными земляками, которые прославили наш город.
Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины — изучение своей семьи. Так возникла идея создания детско-родительского проекта «Моя семья». В проекте большое место отведено знакомству с профессиями. Родители подготовили небольшие видеоролики, где в доступной форме рассказали детям о своих профессиях. Дети с большим интересом наблюдали за происходящим на экране проектора, а полученные знания закрепили в сюжетно-ролевых играх.
Стало уже традицией в преддверии великого праздника «Дня Победы» посещение Балашовского краеведческого музея детьми детского сада. Работники музея организовывают для дошкольников познавательные и увлекательные экскурсии по залу «Боевой славы». Дети, затаив дыхание, слушают рассказы экскурсоводов о Великой Отечественной войне, о героических подвигах своих земляков на фронте и в тылу. Дошкольники с интересом рассматривают фотографии, документы, фронтовую переписку, личные вещи участников войны, макеты оружия.
Одной из ключевых составляющих патриотического воспитания дошкольников является акция «Георгиевская ленточка». Ежегодно педагоги совместно с родителями и представителями старшего поколения знакомят детей с историей возникновения Георгиевской ленты, изготавливают поздравительные открытки и Георгиевские ленточки для ветеранов и жителей города. Никто из жителей города не остается равнодушным, когда дети преподносят Георгиевские ленточки и открытки. Люди благодарят маленьких патриотов и организаторов за дань вечной памяти, уважения и признательности ветеранам, подарившим всем нам мир.
Совместная деятельность детей и родителей объединила их общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, а так же способствовала формированию коллективных взаимоотношений и укреплению семейных уз.
С развитием компьютерных технологий у детей появилась возможность посещать любые объекты, расположенные за пределами ДОУ. Мы можем посетить различные мероприятиями, не покидая при этом здания детского сада. Будь это виртуальная экскурсия по городам и заповедным местам нашей Родины, где дети познакомились с родной природой, а, как известно любовь к родной природе - одно из проявлений патриотизма. Или занимательное путешествие по русским народным сказкам, организованное сотрудниками библиотеки, ведь так важно знакомить детей с устным народным творчеством, которое формирует начало любви к своему народу, к своей стране. Или видеоэкскурсия в мир музыкальных инструментов, где дети благодаря ансамблю Районного Дома Культуры могут прикоснуться к народной культуре.
Увлечённый своей работой педагог всегда старается искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы их возрасту. Так была разработана настольная игра - ходилка «Моя Родина - Россия», которая позволяет детям в доступной форме получить и закрепить знания о своей Родине. Используя игровое поле (физическая карта России) педагог в игровой форме отправляется вместе с детьми в невероятное путешествие по просторам Родины. На каждой остановке воспитанники получают занимательные задания, расширяющие кругозор детей о народных костюмах, природных особенностях, историческом и культурном наследии нашей страны.
Систематическая работа, построенная на межпоколенном сотрудничестве, объединении усилий семьи и детского сада в вопросах формирования любви к Родине и гордости за исторические достижения её народа, во взаимосвязи различных средств, форм и методов воспитания могут дать очевидные положительные результаты и стать основой для пролонгированного нравственно-патриотического воспитания.
Список использованных источников.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 .
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
- Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 - 46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по ...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...
Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....