ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа)

Наумкина Наталия Викторовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

PATRIOTIC EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация: В статье представлен практический опыт работы в области нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Abstract: The article presents practical experience in the field of moral and patriotic education of older preschool children.

Ключевые слова: дошкольники, воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание.

Keywords: preschoolers, education, patriotism, patriotic education.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Актуальность заключается в том, что современные дети совершенно не интересуются историей,  особенностями народных традиций, достопримечательностями   родного города и страны, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю.

В содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) подчёркивается необходимость патриотического воспитания подрастающего поколения, ведь  именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа формирования будущего гражданина своей страны.[1]

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Очень важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Нельзя быть патриотом не чувствуя связи с Родиной, без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры,  не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши отцы и деды.[3]

Здесь немаловажную роль оказывает влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.[1]

Среди множества задач патриотического воспитания детей можно выделить основные:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину, уважительного отношения к Родине;
  • формировать патриотические чувства к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, городу);
  • формирование уважения к культурному наследию своего народа;
  • воспитание любви к своим национальным особенностям;
  • чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
  • уважительное  отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание дошкольников представляет собой комплексное использование разнообразных методов и форм работы с учётом возраста детей: беседы о родном городе и стране, рассказы воспитателя о знаменитых людях и достопримечательностях; наблюдения за изменениями в облике родного города, трудом людей;  экскурсии и целевые прогулки; показ иллюстраций, фильмов, слайдов; прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине); использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички); ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством; знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов; организация тематических выставок; участие в акциях, общественных и народных календарных праздниках. [2]

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Заповедь А.С. Макаренко гласит «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.  И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как равноправным партнерам образовательного процесса и вовлечение их в жизнь детского сада. [4]

Одним из примеров эффективной работы с родителями может служить привлечение их к оформлению фотовыставок о родном крае, принятию участия в конкурсах рисунков или поделок.

Особенно привлекательной формой работы с родителями является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную  ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и развития дошкольников. Нами были реализованы детско-родительские проекты: «Родные истоки», «Мой родной город Балашов», «Моя семья». В проекте «Родные истоки» дети познакомились с символикой нашего города: флаг, герб. Совместно с родителями изготовили фотоальбом «Мой Балашов»,  родителями подготовлена презентация «Родной город Балашов» и  «Улицы города Балашова имени героев России». Удачно подобранный материал (слайды, музыка, звук и пр.) дети воспринимают с интересом, легче запоминают, проявляют эмоциональность. Презентация даёт возможность погрузить детей в атмосферу реального города. Также была организована и проведена встреча с  известными земляками, которые прославили наш город.

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины — изучение своей семьи.  Так возникла идея создания детско-родительского проекта «Моя семья». В проекте большое  место  отведено знакомству с  профессиями.  Родители  подготовили  небольшие видеоролики, где в доступной форме  рассказали детям о своих профессиях. Дети с большим интересом наблюдали за происходящим на экране проектора, а полученные знания закрепили в сюжетно-ролевых играх.

Стало уже традицией в преддверии великого праздника  «Дня Победы» посещение Балашовского краеведческого музея детьми детского сада. Работники музея организовывают для дошкольников познавательные и увлекательные экскурсии по залу «Боевой славы».  Дети, затаив дыхание, слушают  рассказы экскурсоводов о Великой Отечественной войне, о героических подвигах своих земляков на фронте и в тылу. Дошкольники с интересом рассматривают   фотографии, документы, фронтовую переписку,  личные вещи участников войны, макеты оружия.  

Одной из ключевых составляющих патриотического воспитания дошкольников является акция «Георгиевская ленточка».  Ежегодно педагоги совместно с  родителями и представителями старшего поколения знакомят детей с историей возникновения Георгиевской ленты, изготавливают поздравительные открытки и Георгиевские ленточки для ветеранов и жителей города. Никто из жителей города не остается равнодушным, когда дети преподносят  Георгиевские ленточки и открытки. Люди благодарят маленьких патриотов и  организаторов за дань вечной памяти, уважения и признательности ветеранам, подарившим всем нам мир.

Совместная деятельность детей и родителей объединила  их  общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, а так же способствовала формированию коллективных взаимоотношений и укреплению семейных уз.

С развитием компьютерных технологий у детей  появилась возможность  посещать  любые объекты, расположенные за пределами ДОУ. Мы можем посетить различные  мероприятиями, не покидая при этом здания детского сада. Будь это виртуальная экскурсия по городам и заповедным местам нашей Родины, где дети познакомились с родной природой, а, как известно любовь  к  родной  природе - одно  из  проявлений  патриотизма. Или занимательное путешествие по русским народным сказкам, организованное сотрудниками библиотеки, ведь так важно  знакомить  детей  с  устным  народным  творчеством, которое формирует начало любви к своему народу, к своей стране. Или  видеоэкскурсия в мир музыкальных инструментов, где дети благодаря ансамблю Районного Дома Культуры  могут прикоснуться к народной культуре.

Увлечённый своей работой педагог всегда старается искать новые подходы, идеи, методы в своей педагогической деятельности, которые бы максимально заинтересовали детей и соответствовали бы их возрасту. Так была разработана настольная игра - ходилка «Моя Родина - Россия», которая позволяет детям в доступной форме получить и закрепить знания о своей Родине. Используя игровое поле (физическая карта России) педагог в игровой форме отправляется вместе с детьми в невероятное путешествие по просторам Родины. На каждой остановке воспитанники получают занимательные задания, расширяющие кругозор детей о народных костюмах, природных особенностях, историческом и культурном наследии нашей страны.

Систематическая работа, построенная на межпоколенном сотрудничестве, объединении усилий семьи и детского сада в вопросах формирования любви к Родине и гордости за исторические достижения её народа,  во взаимосвязи различных средств, форм и методов воспитания могут дать очевидные положительные результаты и стать основой для пролонгированного нравственно-патриотического воспитания.

Список использованных источников.

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 .
  2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
  3. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
  4. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 - 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по                         ...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»

В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...

Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....