Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад с. Терновка»
Утверждаю:
Заведующий
МДОУ Детский сад с. Терновка
______________ Г.Г. Мукатаева
Приказ №___от __________2023г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Танцевальная ритмика»
Возраст учащихся – 5-6 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: воспитатель Мокренькова Анна Александровна
Научный руководитель:
г.Энгельс2023
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Прима» имеет художественную направленность.
Актуальность программы обусловлена потребностью современного общества в духовном, нравственном воспитании детей, а также их физическом здоровье. Танцевальное искусство предоставляет широкий спектр возможностей для эстетического и нравственного воспитания и физического развития учащихся, что особенно важно при существующих проблемах со здоровьем у современных детей.
Педагогическая целесообразность
Учитывая, что период детства характеризуется проявлением различных талантов, поддержка и развитие юных танцоров помогает решить проблему занятости детей, открывает неограниченные возможности воспитания и самоопределения, самореализации, выявления одаренности ребенка.
Отличительная особенность
Отличительными особенностями данной программы являются:
упор на развитие физических данных учащихся на начальном этапе обучения, что позволяет в дальнейшем эффективнее изучать классический танец; комплексное использование методов обучения классическому танцу, гимнастике и акробатике, импровизации, партнерству, что позволяет наиболее полно развить творческие и физические способности учащихся.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Прима» базового уровня рассчитана на детей в возрасте от 5-6 лет, проявляющих интерес к классическому танцу.
Возрастные особенности учащихся 5 - 6 лет.
Дети этого возраста отличаются неустойчивостью внимания, большой подвижностью. Идет быстрое формирование таких психологических процессов, как память, внимание, восприятие и др. Основным видом деятельности в этой группе являются музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, различные упражнения на развитие чувства ритма, простейшие танцевальные движения.
Объем программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объем программы 72 часа.
Режим занятий
Продолжительность занятия 45 минут, предусмотрен 10-минутный перерыв. Занятия проводятся с сентября по май включительно.
Цель программы – развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения танцевальному искусству.
Обучающие задачи
Обучить основам классического танца, современного танца; технике исполнения специальных танцевальных движений.
Познакомить с историей классического танца; специальной хореографической терминологией; особенностями разножанровых танцев.
Развивающие задачи
Развить природные хореографические данные (выворотность, гибкость, шаг, прыжок и т.п.); музыкальный слух и ритм; артистичность; воображение; память; образное мышление;
Воспитательные задачи
Воспитать уважительное отношение к истории танца; трудолюбие, целеустремленность; развивать навыки общения в коллективе. Сформировать устойчивый интерес к искусству танца; эстетический вкус; интерес к самостоятельному творческому процессу.
Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Прима» учащиеся смогут овладеть планируемыми предметными, метапредметными и личностными результатами.
Предметные
К концу обучения по данной программе учащийся должен знать:
основы и историю классического танца; технику исполнения специальных танцевальных движений; специальную хореографическую терминологию.
К концу обучения по данной программе учащийся должен уметь:
исполнять танцевальные композиции; давать оценку качеству своего исполнения.
Занятия способствует воспитанию эстетических качеств у детей и раскрытию творческого потенциала.
Метапредметные
У учащихся развиты:
природные хореографические данные (выворотность, гибкость, шаг, прыжок и т.п.); музыкальный слух и ритм; артистичность, акробатичность; воображение, память, образное мышление;
Учащиеся умеют:
оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности ее решения; владеть основами самоконтроля самооценки.
Личностные
Учащиеся проявляют: уважительное отношение к истории танца; трудолюбие, целеустремленность; культуру общения в коллективе; эстетический вкус; устойчивый интерес к искусству танца и к самостоятельному творческому процессу.
Учебный план
Название темы, раздела | Всего | Теория | Практика | Формы контроля |
1 полугодие | ||||
1.Организационные занятия | 2 | 1 | 1 | Беседа |
Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности и ЧС. | 1 | 1 | – | Беседа |
2. Основы классического танца | 10 | 2 | 18 | |
I, II, III позиция рук | 2 | 1 | 3 | Практическое задание |
I, II, III позиция ног | 2 | 1 | 3 | Практическое задание |
demi plié по I поз. | 2 | 1 | 3 | Практическое задание |
demi plié по II, V поз. | 4 | 2 | 2 | Практическое задание |
3. Игропластика | 6 | 2 | 4 | |
Упражнения на середине зала | 3 | 1 | 2 | Практическое задание |
Упражнения в парах | 3 | 1 | 2 | Практическое задание |
4. Ритмика | 6 | 1 | 5 | |
Ритмический рисунок музыки | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
Упражнения с хлопками | 2 | – | 2 | Практическое задание |
Танцевальные комбинации | 3 | – | 2 | Практическое задание |
5. Партерная гимнастика | 4 | 1 | 3 | |
Упражнение «Складка» | 1 | 1 | Практическое задание | |
Упражнение «Лягушка» | 1 | 1 | Практическое задание | |
Упражнение «Орешек» | 1 | 1 | Практическое задание | |
Упражнение «Угол» | 1 | 1 | Практическое задание | |
6.Постановочная и репетиционная работа | 5 | 1 | 4 | Практическое задание |
7.Промежуточный контроль | 2 | 1 | 1 | Оценка выполненного задания |
2 полугодие | ||||
1. Основы классического танца | 10 | 1 | 9 | |
Batement tandu по I позиции | 5 | 1 | 4 | Практическое задание |
Releve по I позиции | 5 | – | 5 | Практическое задание |
2. Игропластика | 5 | 1 | 6 | |
Игры на воображение с | 2 | 1 | 1 | Творческое задание |
лентой, игрушкой | ||||
Упражнения в парах | 3 | – | 3 | Практическое задание |
3. Ритмика. | 5 | 1 | 4 | |
Упражнения с хлопками | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
Упражнения по кругу | 1 | – | 1 | Практическое задание |
Марш с счётом и хлопками | 2 | – | 2 | Практическое задание |
4. Партерная гимнастика | 5 | 1 | 4 | |
Упражнения на развитие стопы | 2 | 2 | 4 | Практическое задание |
Упражнения на развитие гибкости | 3 | 1 | 2 | Практическое задание |
5.Постановочная и репетиционная работа | 10 | 2 | 8 | Практическое задание |
6.Итоговый контроль | 2 | 1 | 1 | Тестирование Практическое задание |
Всего | 72 | 12 | 60 |
Содержание учебного плана
1 полугодие
- Организационное занятие.
Теория. Цели и задачи объединения. Правила поведения и формы занятий. Инструктажи по технике безопасности. Постановка целей и задач на текущий учебный год.
Практика. Входящая диагностика с целью оценки личностных качеств учащихся (выполнение танцевальных комбинаций).
Основы классического танца
Теория. Упражнения лицом к станку. Упражнения за станком одной рукой. Ряд упражнений в сторону, затем вперед и назад (для более правильного восприятия выворотности). Классический экзерсис - ядро хореографической лексики, фундамент хореографического искусства и танцевального обучения. Занятия по классическому танцу содержат упражнения для головы, корпуса, рук и ног, гармонически развивающие тело. Упражнения у станка, комбинации на середине зала, без опоры. Упражнения исполняются поочередно правой и левой ногой.
На середине зала port de bras по I и V позициям. Методика исполнения движений.
Практика. Классический танец у станка (I, II, III поз рук и ног; Demi plie в I, II, V позициях. Музыкальный размер: 4/4. Battement tendus с I позиции в сторону, вперед и назад. Музыкальный размер: 4/4 и 2/4.). Классический экзерсис на середине зала. Перегибы корпуса назад и в сторону, ноги по I позиции, на 2 такта 4/4 или на 8 тактов 3/4.
Игропластика.
Теория. Методика исполнения.
Практика. «Волны» - руки открыты на II позиции исполняются пластичные движения вверх и вниз двумя руками одновременно; «Ленточки» - руки расслаблены внизу, поочередно пластичные движения правой и левой руками вверх-вниз перед грудью; «Бабочки» - плавные маховые движения руками в сторону;
Ритмика.
Теория. Техника выполнения движений в соответствии с музыкальным ритмом. Ритмическая настройка.
Практика. Шаг с подскоком: на «раз» - сделать небольшой шаг вперед правой ногой; на «и» - легко подпрыгнуть на правой ноге и немного продвинуться вперед; на «два и» - все с левой ноги. Приставной шаг: на
«раз» - скользя правым носком по полу, шаг на всю ступню, левая нога сзади на носке; на «два» - скользящими движением по полу приставить левую ногу к правой. Шаг галопа: на «раз» - сделать небольшой шаг правой ногой вправо, слегка присесть; на «и» - подтянуть левую ногу к правой и как бы подбить правую ногу, ударяя пяткой левой ноги о правую. Правую ногу чуть отвести в сторону. Шаг галопа можно делать в правую и левую сторону, вперед и назад с правой и левой ноги. Шаги выполняются в виде скользящих прыжков.
5.Партерная гимнастика.
Теория. Методика исполнения. Техника безопасности.
Практика. Упражнения для развития выворотности ног. Сидя на полу ноги вытянуты вперед исполняются круговые движения стопой к себе и от себя.
Упражнения «Складка» - тело складывается к ногам. Упражнение «Лягушка»
- ноги согнуты в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить. Опираясь руками на колени, опускать их как можно ниже к полу. Упражнение «Орешек» - сидя ноги согнуты, грудь прижата к коленям, руки впереди сжаты в замок, исполняются перекаты на спину и обратно. Упражнение «Угол» - лежа на спине, поднять одновременно корпус и вытянутые ноги, образуя угол.
Постановочная и репетиционная работа.
Теория. Рассказ о теме и замысле танцевальной композиции, о характере исполнения танцевальных движений.
Практика. Разучивание и отработка танцевальных композиций. Постановка танца, отработка техники исполнения.
- Промежуточный контроль. Контрольный устный опрос. Выполнение
практического задания.
2 полугодие
1. Основы классического танца. Теория. Методика исполнения.
Практика. Battement tendus с demi plie в I позиции в сторону, вперед и назад. Музыкальный размер: 4/4 и 2/4. Demu rond de jambe par terre. Движение, предшествующее изучению rond de jambe par terre. Музыкальный размер: 4/4. 2.Игропластика.
Теория. Методика исполнения.
Практика. «Стрекоза» - круговые движения от себя. «Волна» - упражнение корпусом. Игры на воображение: «Цветочная поляна», «Мороженное»,
«Замок».
Ритмика
Теория. Методика исполнения.
Практика. Переменный шаг. Основа танцевальных шагов польки, русского танца, вальса и др. Они выполняются с носка. Движения могут следовать вперед, назад и в сторону. Состоит из двух шагов: приставного и шага впереди стоящей ноги. Шаг польки. Разновидность переменного шага выполняется на прыжковой основе вперед-назад и с поворотом кругом. Шаг с притопом. Выполняется всей ступней. На уроках ритмики выполняется ходьба под музыку, песню, сопровождается в разных ритмах и темпах с музыкальным размером 2/4, 3/4, 4/4. Детей необходимо учить ходить под музыку или песню с соблюдением дистанции, правильности постановки ноги в заданном темпе и ритме. Используются следующие упражнения: «Ходьба с хлопками»; «Ходьба с движением рук»; шаги на сильные доли такта и хлопки на слабые. Игры на координацию и игры с хлопками. Считалочки.
Партерная гимнастика.
Теория. Методика исполнения.
Практика. Упражнение «Лодочка» - лежа на животе руки впереди, ноги вытянуты сзади, оторвать от пола и начать раскачиваться. Упражнение
«Кошечка» - стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу, проползти грудью по полу и лечь на живот. Упражнение «Рыбка» - лежа на животе, опираясь на руки, прогнуть спину назад, согнув ноги в коленях.
Упражнение «Корзинка» - лежа на животе, разведенные ноги согнуть, руками взяться за стопы и поднимать вверх. «Шпагат» - ноги прямые, стопы вытянуты.
Постановочная и репетиционная работа.
Теория. Рассказ о теме и замысле танцевальной композиции, о характере исполнения танцевальных движений.
Практика. Разучивание и отработка танцевальных композиций. Постановка танца, отработка техники исполнения.
6.Итоговый контроль
Контрольный устный опрос. Выполнение танцевального творческого задания. Демонстрация танцевального номера на отчетном концерте объединения.
Раздел 2 Комплекс организационно – педагогических условий.
Методическое обеспечение учебного процесса.
Используемые педагогические технологии и методы обучения и воспитания.
На занятиях применяются технологии проблемного обучения (деятельность учащихся на занятиях организуется коллективно, по подгруппам с учётом индивидуальных интересов, уровня учебных возможностей и образовательных достижений учащихся). Технология опережающего обучения (основные танцевальные элементы изучаются до того, как начнется изучение по программе), технологии дифференциации и индивидуализации обучения (смещивание учащихся имеющие разные способности в одну группу), мультимедиа технологии (презентация видео - уроков, спектаклей, фотоматериалов).
Методика преподавания предмета основана на принципах оптимального сочетания природосообразности и культуросообразности, инновационности и традиционализма в образовании, педагогике сотрудничества и педагогической поддержки, а также на принципах хореографической педагогики. В зависимости от темы и уровня подготовленности учащихся используются различные типы занятий. Но чаще всего занятия комбинированного типа. Наряду с классическим танцем проводится современный танец, занятия по ритмике и пластике.
Формы организации занятий
Используются различные формы и методы проведения занятий: практическое занятие; мастер-класс; занятие-игра; занятие – анализ; внеаудиторные занятия (посещение театров, участие в конкурсах различного уровня).
Для детей младшего возраста занятия проводятся в игровой форме. На первом году обучения, когда складываются межличностные отношения и система ценностей в коллективе, основы эффективности танцевальной деятельности учащихся достигаются через игровые технологии.
Игра используется как метод обучения и воспитания. Особенная роль играм отводится на занятиях в разделе «Ритмика», где ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по анализу танцевальной музыки способствуют развитию музыкальности и чувства ритма. При этом в первую очередь обращается внимание на умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение, умение согласовывать музыку с движением. Роль игр на последующих годах обучения видоизменяется в зависимости от возраста, творческих способностей учащихся и хореографической подготовки.
Одним из важных элементов танцевальных занятий является импровизация. Учащиеся фантазируют на предложенные музыкальные темы, осуществляют собственные постановки танцев на понравившуюся музыку, предлагают идеи и эскизы костюмов.
В организацию образовательного процесса обязательно включена индивидуально-дифференцированная форма. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как учащегося, так и педагога. Суть
данной формы состоит в том, чтобы побуждать учащегося к самостоятельному физическому совершенствованию, поиску своей индивидуальной выразительности.
Формы контроля и аттестации планируемых образовательных
результатов:
Для систематического отслеживания динамики развития учащихся и контроля за освоением дополнительной общеразвивающей программы организуется текущий и промежуточный контроль, итоговый контроль.
Входная диагностика проводится в форме собеседования с учащимися и их родителями.
Промежуточный контроль проводится в конце декабря (1 полугодие), в конце мая (2 полугодие) проводится итоговый контроль
Формы контроля: демонстрация изученных движений и комбинаций у станка и на середине зала; демонстрация движений партерного экзерсиса; танцевальные номера, согласно репертуарному плану ансамбля.
Итоговый контроль проводится в форме отчетного концерта. Результаты контроля фиксируются в «дневниках успеха». Способы стимулирования учащихся: -наклейки-смайлики.
Косвенной оценкой результативности деятельности объединения служат дипломы и грамоты, получаемые на конкурсах различного уровня.
Информационное обеспечение
Список литературы для педагога
- Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. –М.: Просвещение, 1995. –160 с.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
- Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития) – М.: Академия ребенка, 2002. – 416 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физической активности – М.: Медицина, 1966.– 349 с.
- Бурцева Г.В. История и теория современных направлений хореографии – Б.: АГИК, 2002. – 9 с.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр Педагогический поиск, 2000. – 144 с.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Искусство, 1934. – 192 с.
- Никитин В.Ю. Модерн–Джаз танец. История. Методика. Практика –М.: Издательство «ГИТИС», 2002. – 158 с.
- Перлина Л.В. Танец модерн и методика его преподавания Учебное пособие. – Барнаул: Изд–во АлтГАКИ, 2010. – 123 с.
Электронные ресурсы
- Классический танец: первый год обучения [Электронный ресурс]/ ALFIA youtube.com: https://www.youtube.com/playlist? list=PLr4_jUh3D2mXt2VDLDopXP0fklwPe4n5
- Балет энциклопедия [Электронный ресурс]/ под ред. Григоровича Ю.Н.– М.: Советская энциклопедия – Режим доступа: http://www.ballet–enc.ru/
Материально-техническое обеспечение ДОП:
- музыкальный зал, оборудованный зеркалами,
- музыкальный центр – (фонограммы),
- детская форма для занятий (чешки),
- различные предметы (цветные платки, ленты, кольца, шарики, деревянные ложки, султанчики),
- костюмы для выступлений,
-реквизит для танцев и спортивных упражнений.
Список литературы для родителей и учащихся
- Адеева, Л.М. Пластика. Ритм. Гармония: самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков: учебное пособие. - СПб.: Композитор; Санкт-Петербург, 2006. - 51с.
- Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 256с.
https://www.youtube.com/playlist?list=PLy33JETWkYrHOIzD3zvHTu6Y0C_c SGk8O – видеоуроки, мастер-классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....