Значение РППС в формировании у дошкольников зачатков ранней профориентации
консультация (старшая группа)

Циома Юлия Владимировна

Для успешной  реализации задач по формированию  ранней профессиональной ориентации у детей,   разработан  проект, в котором реализуется комплекс мероприятий, с использованием регионального компонента, способствующего развитию познавательных интересов о сферах человеческой деятельности через визуализацию развивающей предметно-пространственной среды группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Значение РППС в формировании у дошкольников

зачатков ранней профориентации».

                 Профессиональное самоопределение  - это важная составляющая процесса формирования у дошкольников представлений о мире профессий,   развитие ключевых компетентностей дошкольников и  воспитание положительного отношения к труду. Целью ранней профессиональной ориентации является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, развитие у детей дошкольного возраста мотивации к осознанному  и самостоятельному выбору  своей будущей профессии. 

     Для успешной  реализации задач по формированию  ранней профессиональной ориентации у детей, в нашей группе  разработан  проект, в котором реализуется комплекс мероприятий, с использованием регионального компонента, способствующего развитию познавательных интересов о сферах человеческой деятельности через визуализацию развивающей предметно-пространственной среды группы.

     Для качественной работы в данном направлении в группе создан постоянно действующий стенд «Выбор Почемучек», на котором дети выбирают для себя направление ежедневной деятельности.  Например: ребенок берёт из ячейки свою фотографию, ставит ее в карманчик с изображением предпочитаемого уголка (уголок конструирования). Затем он находит для игры «партнеров», с которыми разворачивает сюжетно-ролевую игру «Архитекторы», «Инженеры», «Строители» и т.д.  В старшем дошкольном возрасте дети очень часто объединяются в группы по интересам. Играя сами, они не выпускают из вида своих товарищей, присоединяются к игре, взаимодействуя и фантазируя, вовлекая в сюжет все больше персонажей. Воспитателю остается наблюдать, при необходимости, направлять игровую деятельность, включаясь в игру, принимая на себя нужную роль.

      Формирование зачатков ранней профессиональной ориентации у детей направляется взрослым и заключается в том, чтобы постепенно сформировать у дошкольников внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать шаги своего профессионального развития, а  правильно организованная развивающая среда группы, положительно влияет на активность детей. Для этой цели оформлена модульная трансформируемая стенка «В мире профессий»,  где для детей собраны иллюстрации  профессий, альбомы для рассматривания, энциклопедии, фотографии людей, прославивших наш город своим трудом. Этот материал способствует развитию у детей познавательного интереса, формированию исследовательской деятельности в области  профориентирования.

      Круг профессий, с которыми знакомят дошкольников, достаточно широк, но далеко не с каждой профессией можно познакомить их, организуя экскурсии и целевые прогулки. На помощь приходят такие  формы работы по ранней профориентации, как образовательные ситуации, а также ИКТ, с помощью которых можно организовать виртуальные экскурсии в мир профессий. Для этого создаются картотеки образовательных  ситуаций, сюжетно - ролевых игр, дидактических игр, презентации.

        Игровые технологии помогают  расширить знания дошкольников о разнообразии профессий, обогатить представления о действиях людей той или иной профессии, о том как и с чем они работают.Для систематизации знаний о технических профессиях в развивающую предметно-пространственную среду группы можно ввести дидактический персонаж, побуждающий детей к активным действиям. Таким персонажем  в нашей группе стал робот «Технаренок».

                             С его помощью создаются проблемные ситуации,  в результате которых у детей возникает желание починить, отремонтировать механизм, машину, построить здание, сконструировать бытовую технику и т.д. Например, в процессе подготовки ко Дню защитника Отечества, дошкольники конструировали военные машины, самолёты, вертолёты и при этом все собранные модели были разные: машина передвигалась на колёсах, вертолёт приземлялся  на аэродром, самолет взлетал с площадки военного корабля. За всем этим внимательно наблюдает «Технаренок», дает оценку работам детей, тем самым вызывая у них стремление к деятельности и желание больше узнать о профессиях конструктора, инженера, техника.

       Огромное значение в формировании представлений детей о профессиях взрослых отводится играм профориентационной направленности, в которых дошкольники моделируют профессиональное поведение  и действия людей разных профессий.

       В связи с этим развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, обязательно трансформируемой, полифункциональной, доступной и, что очень важно- безопасной, а также

     соответствовать возрастным возможностям детей.

                             Таким образом, можно сделать вывод, что развивающая предметно – пространственная среда – это важное и необходимое условие,  благодаря которому у дошкольников расширяются представления о специфике профессий, обогащается словарь профориентационной направленности, развиваются интересы, склонности и способности к той или иной профессии, формируется умение применять полученные знания о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-ролевых играх.  А самое главное, у детей воспитывается осознанное отношение к труду, как к основной жизненной потребности.

         

Литература:

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002;

2. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013; 137

3. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9; Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012;

 4. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010;

5. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013;

6. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3;

7. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014; Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Работа с дошкольниками по ранней профориентации»

На семинаре  происходит повышение уровня     теоретической и      практической подготовки       воспитателей,...

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации.

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации, презентация методического материала....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации

Семинар – практикум для педагогов ДОУ. Тема: Работа с дошкольниками по ранней профориентации...

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации».

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации». Поможет педагогом в работе с детьми по ранней профориентации....

Формирование познавательной активности дошкольников по ранней профориентации посредством игровой деятельности

Педагогический опыт формировался в условиях МБДОУ «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области».  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошк...