Учебный проект по духовно- нравственному воспитанию детей
проект
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Канский детский сад»
Учебный проект по духовно- нравственному воспитанию детей
Павина Галина Филаретовна,
воспитатель
2019 год
Ребёнок – это живой человек,
это вовсе не орнамент жизни,
это отдельная, полнокровная и богатая жизнь.
И пусть в этой жизни у ребёнка всегда
будет рядом добрый – надёжный друг,
родитель, наставник, именно от вас зависит
каким вырастит ваш ребёнок.
А.С. Макаренко.
Пояснительная записка:
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни.
Тема проекта: «Моя семья»
Учебный проект: Непосредственно- образовательная деятельность, продуктивная, коммуникативная, игровая
Тип проекта: учебно-методический, краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети, родители .
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Гипотеза: В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Цель : Приобщение к семейным традициям.
Задачи:
1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация для родителей «Что такое генеалогическое древо?»
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».
5. Выставка рисунков и фотографий «Моя семья».
6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
7. Родительское собрание « Моя семья – что может быть дороже»
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
* Опрос детей по проблеме
* Определение цели и задач
* Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – основной (практический)
* Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении
* Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»
* Выставка «Генеалогическое древо семьи»
* Выставка рисунков и фотографий «Моя семья»
* Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»
* Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
III этап-заключительный
* Обработка результатов по реализации проекта
* Родительское собрание: «Моя семья – что может быть дороже»
* Презентация проекта «Моя семья»
Место проведения: МБДОУ « Усть – Каннский детский сад»
Режим работы: во время и вне занятий.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети: воспитание чувства любви к членам семьи, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Реализация проекта
Этапы | Содержание |
1 этап Подготовительный | Опрос детей: «Что я знаю о семье?» |
2 этап Основной | НОД на тему «Моя семья» Коммуникация «Моя семья» Рисование «Мама» Коммуникация «Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых». Лепка «Мебель для трех медведей» Коммуникация «Группировка предметов» (одежда, обувь, головные уборы). Конструирование «Мамины косички» |
Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Гуси-лебеди» «Сказка об умном мышонке» С. Маршак «Мамина работа» Е. Пермяк «Мамина дочка» В.Белов «Косточка» К.Ушинский «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто «У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский | |
Дидактические игры: «Кем быть?» «Закончи предложение» «Кто старше?» «Кто младше?» «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало) «Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений) «Собери портрет из деталей» «Составь семью из фигурок» «Радость - или огорчение?» «Назови как тебя дома ласково называют?» Сюжетно-ролевые игры: | |
«Семья», «Больница», «Магазин». | |
Беседы: «Выходной день в моей семье» «Как я помогаю дома» «Кем работают твои родители» (с использованием альбома) «Как мы отдыхаем» | |
Чтение стихотворений, загадки | |
Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье», «Блинчики» | |
Консультация «Что такое генеалогическое древо?» | |
Выставка «Генеалогическое древо семьи» | |
Выставка рисунков «Моя семья»
| |
3 этап Заключительный | Подведение итогов в реализации проекта Родительское собрание « Моя семья – что может быть дороже» (приложение 2) Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ |
Заключение: Я предполагаю, что:
- за время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысится;
- в процессе работы над проектом воспитатели ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Канский детский сад»
Родительское собрание в средней группе
Павина Галина Филаретовна,
воспитатель.
Тема : « Моя семья – что может быть дороже »
Форма проведения: Творческая мастерская + Мастер- класс.
Место проведения: музыкальный зал
Оборудование: магнитофон, доска, оборудование для сюжетно – ролевой игры «Дом».
План проведения:
1. Приветствие воспитателя
2. Выступление детей.
3. Игра «Я начну, а ты закончи» (пословицы и поговорки)
4. Выставка рисунков « Моя семья»
5. Вручение грамот.
6. Презентация: «Что такое семья».
7. Обмен мнениями, обсуждение.
8. Обобщение воспитателя по первой части собрания, памятка родителям от ребенка.
9. Подведение итогов, памятка для родителей «Советы родителям на каждый день»
Программное содержание:
• Вовлечь родителей в разрешение жизненных ситуаций, семейных конфликтов;
• Научить родителей слышать и понимать своего ребенка;
• Повысить уровень педагогической культуры родителей;
• Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
• Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей;
• Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения;
• Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Подготовительный этап - Предварительная работа: 1. Провести анкетирование родителей на тему «Моя семья» (Смотри приложения)
2. Подготовить приглашение на собрание каждой семье. (Совместно с детьми изготовить приглашения в виде открыток)
3. Подготовить с детьми сценку «Выходной в моей семье».
4. Интервью с детьми на тему «Что такое семья? » Записать высказывания детей на видео.
5. Подготовить вопросник для беседы с родителями.
6. Подготовить выставку детских рисунков на тему: «Я и моя семья», организовать конкурс рисунков в различных номинациях.
7. Подготовить и вывесить на доску размышления психологов В. Леви, Ю. Гиппенрейтер, Сухомлинского, на тему о семье и детях.
8. Подготовить для родителей памятки «Задание к собранию»:
• Выучить одну - две пословицы или поговорку о семье;
• Принести 2-3 семейных фотографии для изготовления коллажа;
• Приобрести один журнал с картинками семьи или детей.
Организационный этап
Пока родители собираются, тихо звучат записи детских песен про семью «Под крышей дома твоего» и другие; столы расставлены полукругом, стулья для детей стоят перед родителями.
Основной этап
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в таком круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Самое главное и ценное в жизни - это семья! Семья - это замечательные мама и папа, добрые бабушка и дедушка, веселые и дружные братья и сестры. Давайте расскажем о своей семье, о ее увлечениях и путешествиях.
/Дети вбегают с воздушными шарами в зал под фонограмму песни группы «Непоседы» Выстраиваются полукругом./
Чтение стихотворений.
1 ребёнок Семья – это мы.
Семья – это я.
Семья – это папа и мама моя
. Семья – это Саша, братишка родной.
Семья – это котик пушистенький мой.
2 ребёнок Семья – это крёстные тети дяди.
Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом.
Семья – это счастье, семья – это дом.
Где любят и ждут и не помнят о злом.
3 ребёнок Эти дни - одно везенье!
Воскресенья так нужны.
Потому что в воскресенье
Мама делает блины.
4 ребёнок Папа чашки к чаю моет,
Вытираем их вдвоём.
А потом мы всей семьей
Чай с вареньем долго пьём.
Дети и родители показывают сценку «Выходной день у нас дома»
5 ребенок Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
6 ребенок Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня.
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
7 ребенок Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите.
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
/ Дети садятся на стульчики рядом с родителями./
Воспитатель: - Интересно, а наши родители знают пословицы о семье? Я начну, а вы закончите:
- В гостях хорошо, а дома… лучше.
- В дружной семье и в холод тепло. В недружной семье добра… не бывает.
- В прилежном доме густо, а в ленивом доме… пусто.
- В своем доме и стены… помогают.
- В семье и каша …гуще.
- В семье разлад, так и дому …не рад.
- В семье согласно, так идет дело… прекрасно.
(Родители вместе с детьми читают приготовленные заранее пословицы и поговорки о семье)
Выставка рисунков: Дети и родители рассказывают о своем рисунке: - Кто и где изображен на рисунке? - Чем заняты? - Какая у вас семья? И др.
Вручение грамот в различных номинациях: «За мастерство», «За искренность и доброту» и другие. / Дети уходят в группу./
Воспитатель: - Что же такое семья? (ответы родителей)
А теперь послушайте как ответили ваши дети. (Показ интервью на видео проекторе)
Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью. (Информация на слайде) Что такое семья - этот вопрос стоит задать себе до попытки ее создать. Семья это счастье, к которому нужно готовиться. Создание семьи – это искусство и это искусство должен освоить каждый.
Чтение стихотворения:
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева коротко ответила “я”
Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет? Постирает белье?
Меня приласкает? Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя! ”
“я”, “я” … тихо молвила Ева – “я”, “я”…
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы родителей, но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Жизнедеятельность семьи связана с выполнением следующих функций: Воспитательная функция считается главной функцией семьи, которая выражается в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, в воспитании детей.
“Воспитание великое дело: им решается участь человека", – сказал В. Г. Белинский. -Как вы выполняете эту функцию? (ответы родителей):
• Хозяйственная функция выражается в том, что объединенные усилия супругов позволяют легче противостоять материальным невзгодам, вести совместное хозяйство и обеспечивать членов своей семьи пищей, жильем и одеждой и т. д.
• Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке в горе и радости, в психологической защите.
• Семья выполняет также и функцию первичного социального контроля. -Что это такое? Это контроль родителей за поведением детей и обучение их правилам поведения в обществе, выполнения социальных норм, обучение их человеческому достоинству. -Как вы реализуете эту функцию в своей семье? (ответы родителей)
• Функция духовного общения проявляется в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии общества. -Как вы проводите свой досуг? (выступление родителей) - В какие игры вы играете всей семьей? (ответы родителей) «Веселая мастерская». (Воспитатель предлагает родителям сделать коллаж семьи) (в конце все оформляют выставку)
Подведение итогов собрания, обмен мнениями:
Воспитатель: А теперь я раздам вам вот такие сердечки. И мамам предлагаю написать, что такое семья, как они думают? И написать пожелания своему ребёнку. Эти сердечки мы сложим в коробку вот сюда. И будем очень надеяться. Что все, что вы им пожелаете, сбудется.
Воспитатель: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Любите друг друга.
Советы родителям на каждый день:
• Говорите сыну или дочери: "Людям должно быть с тобой легло". Не бойтесь повторять это.
• Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
• Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала померитесь, а потом идите по своим делам.
• Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой не забывайте сказать: "А все-таки, как хорошо у нас дома".
• Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: "Ты хорош, но не лучше других".
• Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
• В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть-Канский детский сад»
Павина Галина Филаретовна,
Воспитатель
Тема: « Весна идёт – весне дорогу».
Цель. Дать представление о весне как времени года.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать первоначальные представления об изменениях в живой и неживой природе в весенний период года.
Развивающие:
- Вовлекать детей в разговор, побуждая делиться своими впечатлениями.
- Развивать навыки связной речи.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи,
самостоятельности, инициативности.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу,
- Совершенствовать умения слышать и слушать друг друга.
Методические приёмы:
- музыкальное сопровождение;
- словесный / вопросы, объяснения/
- наглядный / видеофильм, картинки – образцы с изображением весенних изменений в природе/;
- игровой ;
- физминутка;
- практический ;
- элементы релаксации;
- наблюдение за работой детей;
- поощрение детей.
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие;
- Познавательное; речевое развитие
- Художественно – эстетическое;
- Физическое.
Материал:
- мультимедийное оборудование;
- мультимедийная презентация;
- картинки – образцы;
- разрезные картинки – пазлы.
1. Вводная. Организационный момент.
Тренинговое упражнение: « Доброе утро»
- Ребята, у нас сегодня необычная встреча, и к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Доброе утро.
Дети: Доброе утро и солнцу, и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Ребята, я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по весеннему лесу.
2. Основная часть
Мотивационная игра: « Какое время года».
- А сейчас у нас какое время года ( весна).
- Назовите приметы весны. ( неживая природа и растение).
- Ребята, а хотели бы вы сейчас оказаться в весеннем лесу и посмотреть, что происходит весной с его обитателями? ( ответы детей).
Имитационная игра: « Едим на транспорте»
- А на чём можно туда отправиться?/ ответы, деление на микрогруппы по видам транспорта./
- А я поеду на поезде.
- Готовы. Поехали.
/процесс « передвижения» сопровождается мультимедийной презентацией: весенняя природа/.
Оказались на поляне / ковёр/.
- Вот мы и прибыли. Как прекрасно в лесу / дети оглядываются вокруг/.
Релаксационный момент.
/ Звучит аудиозапись со звуками леса( пение птиц), воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать звуки леса/
- Давайте попробуем почувствовать лесной воздух, чем может пахнуть в лесу ранней весной. /ответы детей/
- А сейчас давайте затаимся на полянке и посмотрим, что происходит в весеннем лесу, присаживайтесь на брёвнышко, пенёчки.
Просмотр видеофильма: « Весна в лесу».
Физминутка: « Что мы видели»
/Мы сидели и смотрели как просыпался медведь, бегали волки , прыгал зайчишка, и т.д./
- Мы посмотрели , что происходит в лесу, а сейчас попробуем рассказать. А для этого надо собрать картинки.
Д/и: « Собери картинку» ( обобщение). Работа микрогруппами. /дети объединяются по цвету пазлов/
Игра: « Расскажи , что видишь» .Составление рассказа с опорой на картинку.
Каждая группа защищает свою картинку /2-3 предложения, словосочетания/.
Дети собирают картинки:
-изменения в жизни растений.
- что происходит с животными весной.
- неживая природа /приметы весны/
Рефлексия: /Возвращение в детский сад на одном транспорте – повтор имитационной игры./
- Много интересного мы увидели, но нам пора возвращаться.
- Вам было интересно в лесу?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
- Что вам сегодня было трудно?
- И мне с вами было интересно.
А сейчас протяните друг другу ладошки и скажите:
- « Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Мама-мамочка моя"
Углубить знания детей о роли мамы в их жизни....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ на тему: «Уклонись от зла и сотвори благо»
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем...
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста "Собака бывает кусачей, только от жизни собачей..."
Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Духовно-нравственное воспитание личности, через приобщение к русской народной культуры»
Цель проекта: Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение дошкольников к русской народной культуры....
- Мне нравится (1)