МАСТЕР-КЛАСС «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
методическая разработка
C утверждением рабочей федеральной программы воспитания, которая является частью федеральной образовательной программы, возвращается термин воспитательно-образовательный процесс, несколько утраченный в последнее время. Основу воспитания, начиная в дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Цель: раскрыть перед участниками мастер-класса традиционные ценности русского народа средствами жанровой живописи.
С утверждением рабочей федеральной программы воспитания, которая является частью федеральной образовательной программы, возвращается термин воспитательно-образовательный процесс, несколько утраченный в последнее время.
Основу воспитания на всех уровнях образования, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества. Традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению.
Ценности российского общества:
-жизнь,
-достоинство,
-права и свободы человека,
-патриотизм,
-гражданственность,
-служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
-высокие нравственные идеалы,
-крепкая семья,
-созидательный труд,
-приоритет духовного над материальным,
-гуманизм,
-милосердие,
-справедливость,
-коллективизм,
-взаимопомощь и взаимоуважение,
-историческая память и преемственность поколений,
-единство народов России.
(пункт 5 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утв. Указом Президента РФ от 09.11.2022г.)
Произведения искусства входят в жизнь детей с раннего возраста.
ФОП ДО Направление Художественно-эстетическое развитие
- формирование эстетического отношения к окружающему миру и
элементарных представлений о видах искусства с раннего детства;
- воспитание любви к искусству, популяризация живописи;
- интеграции репродукций произведений отечественных
живописцев в развивающую предметно-пространственную среду
образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста;
- формирование у ребенка ценностного отношения к действительности.
2-3 года
Задачи: приобщение к искусству: развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Начинаем знакомство с народными игрушками: дымковские, богородские, матрешка, ванька-встанька, игрушки-забавы: курочки на кормушке, свистульки, зайка барабанщик и др.
3-4 года
Задачи: формировать понимание красоты произведений искусства. Знакомить с глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды, скульптурами малых форм.
Знакомить с репродукциями русских художников-иллюстраторов: Юрий Васнецов, Владимир Сутеев, Евгений Чарушин
4-5 лет
Задачи: познакомить детей с видами и жанрами искусства, историей его возникновения, средствами выразительности разных видов искусства. Развивать отзывчивость и эстетическое сопереживание на красоту окружающей действительности.
Познакомить с профессией художник, с жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет), средствами выразительности (цвет, линия, композиция).
Народно-прикладное искусство: дымковские, филимоновские узоры.
5-6 лет
Задачи: развивать эстетический вкус, умение наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей действительности, формировать духовно-нравственные качества в процессе ознакомления с различными видами искусства. Знакомить с народно-прикладным искусством: городецкая роспись, Полховско-Майданская роспись, Гжельская роспись.
Продолжать знакомить с основными жанрами изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, произведениями живописи (И.Шишкина, И.Левитана, Серова, Грабаря, Кончаловского и др.)
6-7 лет
Задачи: воспитывать чувство гордости за свою страну в процессе ознакомления с разными видами искусства. Продолжать знакомить с историей и видами искусства. Расширять представления об основных живописных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, батальная и жанровая живопись). Знакомить с произведениями живописи художников: Шишкина, Левитана, Саврасова, Пластова, В.Васнецова и др., художниками-иллюстраторами: Билибиным, Ю.Васнецовым, Канашевичем, Лебедевым, Мавриной, Чарушиным и др.)
Вы, наверное, заметили, что воспитательные задачи каждой возрастной группы схожи: развивать эстетический вкус, умение оценивать прекрасное в окружающей действительности.
В федеральной программе воспитания говорится, что в основе эстетического направления воспитания лежат ценности культура и красота.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «Красивая».
Откуда у ребенка такое видение окружающего мира?
Ответом могут служить слова народного поэта Литвы Э.Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка…». Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота-ложь».
Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось из детства? (красивый луг, цветущий сад, красивая мама, добрая бабушка). Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображается лицо и голос.
Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь.
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, и конечно, же живопись. Невозможно при этом не вспомнить слова А.Блока-тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть!» Конечно, это разные вещи. Многие ли взрослые, не говоря уже о детях, умеют видеть картину? Например, когда я была в музеях изобразительного искусства, обращала внимание на размер картины, на то, что там изображено, похоже или непохоже на окружающую действительность, и восторгалась, когда видишь точное его изображение, и, никогда не задумывалась над тем, а что же этим хотел сказать художник, какие ценности он здесь нам показывает?
Я хочу предложить вам для рассматривания репродукцию картины Б.Кустодиева «Масленица». Эту репродукцию мы можем предложить детям для рассматривания в рамках лексической темы «Народные праздники». Эта картина входит в примерный перечень произведений изобразительного искусства в ФОП ДО для знакомства детей 5-6 лет.
(показываю картину на фоне отрывка из пьесы «Февраль. Масленица» П.И.Чайковского).
Когда мы предлагаем детям для рассматривания репродукции картин, обычно задаем традиционные вопросы: что вы видите на картине? Кто изображен? Какое время года изображено? Но сегодня я хочу предложить посмотреть на эту картину шире, с точки зрения ценностей, какие ценности русского народа показывает нам художник.
Вопросы к аудитории:
- Глядя на эту картину, какие ценности мы откроем детям?
(-широта русской души, русская душа – щедрая, богатая, любящая,
-сохранение русских традиций).
2. Художник показывает нам много церквей. Какую за ценность мы откроем детям?
(вера в себя, в свой народ, в свою Россию, свою сопричастность к каждому, кто здесь катается, веселится).
3.Художник нам показывает по всей широте картины группы людей. Какую ценность мы откроем детям?
(русский народ – это всегда круг, всегда игра, всегда соборность, это всегда вместе. Художник нам показывает единение народа).
4. Если мы посмотрим на небо, что мы видим? (птиц). Какую ценность мы откроем детям?
(ценность свободы, человек – свободен как птица, это связь поколений).
5. А что такое снег? Что такое замороженные слева и справа деревья? Это мерзлость? Или это что-то другое?
(чистота действий, помыслов, вера в лучшее, вечное, светлое завтра).
Сегодня в мире тройной кризис: мировоззренческий, психологический, душевный. Сегодня время проверки на каких ценностях мы стоим.
В этой картине ценности вскрываются перед нами. И мы обязаны донести их до наших детей.
Затем предлагаю педагогам разбиться на 3 группы. Каждой группе задание: рассмотреть репродукции картин и рассказать, какие ценности мы можем раскрыть детям.
1 группа Аркадий Александрович Пластов «Ужин тракториста»
2 группа Константин Егорович Маковский «Дети, бегущие от грозы»
3 группа Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок».
Группы раскрывают ценности, которые они находят в этих картинах. Происходит обмен мыслями и мнениями между участниками групп.
И, подводя итог нашего мастер-класса, какой вывод можно сделать? (Произведения искусства являются мощнейшим средством воспитания традиционных российских ценностей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развите креативных качеств личносим у детей среднего дошкольного возраста средствами ознакомления с произведениями изобразительного искусства
в проетке обусловленна актуальность проблемы развития креативных качеств у детей...
Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"
Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....
Формирование традиционных семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому изобразительному искусству
Материал будет полезен педагогам и специалистам ДОУ...
Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства»
Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспитания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокуп...
Традиционные ценности российского общества: духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников...
Приобщение детей к традиционным ценностям российского общества, через участие во Всероссийском проекте «Живые письма дошкольников».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно в раннем детстве формируются основы мировоззрения, моральных ценностей и национальной идентичности ребенка.Организационно-педагогические условия и ...