«ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К БАЗОВЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВАМ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Тубасова Светлана Константиновна

ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Авторский подход к моделированию образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуротворчества и норматворчества)

В основу программного содержания закладываются образовательные маршруты, которые позволяют детям практически освоить и осмыслить нормы безопасности, не как набор правил, требующих механического запоминания (как вести себя, куда звонить, что делать), а как социокультурные явления, имеющее причины своего появления, историю формирования и развития, границы и мотивы применения, эмоционально – ценностные основания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_bez_opsnosti_vystuplenie_-_tubasova.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ «ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К БАЗОВЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВАМ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»

ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Авторский подход к моделированию образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуротворчества и норматворчества)

В основу программного содержания закладываются образовательные маршруты, которые позволяют детям практически освоить и осмыслить нормы безопасности, не как набор правил, требующих механического запоминания (как вести себя, куда звонить, что делать), а как социокультурные явления, имеющее причины своего появления, историю формирования и развития, границы и мотивы применения, эмоционально – ценностные основания.

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ И ЦЕННОСТЕЙ

Направления воспитания

Традиционные ценности российского общества

Духовно - нравственное

Нравственность, добро, милосердие, человек

Патриотическое

Родина, природа, культура язык. человек

Социальное

Человек. Семья, дружба, сотрудничество

Познавательное

Познание, история. Культура, природа, человек

Физическое и оздоровление

Жизнь, здоровье, безопасность, природа, человек

Трудовое

Труд, сотрудничество, культура, человек, семья

Эстетическое

Красота, культура, природа, человек

Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели

Методы обучения: совокупность путей, способов достижения целей, определяемых образовательной программой

Приём – часть метода, отдельный шаг в реализации метода

Средства воспитания в ДОО

Средства – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе для решения воспитательных задач

Средства материальной культуры – игрушки, посуда, одежда игры, мебель, инструменты и другие предметы бытового окружения, ТСО, дидактические материалы

Средства духовной культуры – книги, произведения искусства, речь

Явления и объекты окружающего мира - явления природы, природные объекты (мир животных, растения, минералы)

Средства обучения в ДОО

Средства обучения – материальные объекты, которые используются педагогом и детьми для открытия новых знаний, освоения информации

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Образовательная деятельность по формированию культуры безопасности личности может осуществляться в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации — в различные режимные моменты.

Для успешной реализации программы «Мир Без Опасности» целесообразно использовать следующие образовательные ситуации:

- культурно-гигиенические процедуры;

- прогулки на свежем воздухе;

- экспериментирование;

- ситуационные беседы (разговоры, обсуждения);

- подвижные игры;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- игры-драматизации;

- режиссерские игры;

- детский театр (теней, кукол, бибабо, пальчиковый и др.);

- встречи и беседы со специалистами, обеспечивающими безопасность жизни и здоровья людей (врачи, пожарные, сотрудники полиции, ГИБДД, МЧС и др.);

- тематические экскурсии;

- виртуальные путешествия;

- восприятие произведений фольклора — потешек, прибауток, загадок, считалок, жеребьевок, дразнилок, небылиц, поговорок, пословиц, сказок;

- восприятие разных видов искусства — художественной литературы, народной игрушки, живописи, графики, скульптуры, фотографии, музыки, театра;

- выставки, вернисажи;

- моделирование ситуаций, связанных с выявлением и преодолением опасностей;

- занятия физической культурой и спортом;

- развивающие занятия проблемно-эвристического характера, связанные с

организацией таких видов детской деятельности как познание окружающего мира,

конструирование, лепка, рисование, аппликация, труд в природе и хозяйственно-бытовой,

художественный труд и др.,

- мастер-классы;

- исследовательские проекты;

- практико-ориентированные проекты.

В теплое время года (поздней весной, летом, ранней осенью) большую часть из предложенных образовательных ситуаций желательно проводить на открытом воздухе. Часть образовательных ситуаций рекомендуется проводить в музыкальном или физкультурном зале, на прогулочной веранде, и других помещениях дошкольной образовательной организации. Условия организации образовательной деятельности, направленной на раннее приобщение детей к культуре безопасного поведения, описаны в учебно-методических пособиях, сопровождающих программу «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»:

«Дорожная азбука» поможет педагогам и родителям дать детям дошкольного и младшего школьного возраста основные понятия о безопасном поведении на дороге в качестве пешехода, пассажира, водителя детского транспортного средства

«Огонь — друг, огонь — враг» поможет педагогам и родителям расширить детский кругозор – познакомить с огнем как прородным и культурным явлением. Дети узнают о том, как человек «приручил» огонь, где огонь «живет» и как служит людям, какие профессии и виды искусства с ним связаны, почему случаются пожары, и что такое пожарная безопасность.

«Азбука безопасного общения и поведения» поможет расширить детский кругозор – познакомить с основами безопасного общения и поведения в различных жизненных ситуациях: дома и на улице, в транспорте и общественных местах, в гостях и во время прогулок, экскурсий, путешествий. Дети узнают о том, что такое нормы, правила поведения, этикет и для чего они нужны в культурном обществе.

«Опасные предметы, существа и явления» Книга включает беседы с детьми о различных предметах, растениях и животных, которые могут быть опасными при неправильном обращении с ними, а также о природных явлениях, представляющих угрозы разного рода для детей и взрослых. Предлагает варианты наблюдений и прогулок, подвижных и сюжетных игр, познавательных и творческих занятий для формирования у детей устойчивого опыта грамотного поведения дома, на улице, в природе.

Здоровый педагог – здоровый ребенок. Учимся правильно дышать. Пособие впервые раскрывает взгляд на здоровье как важнейший фактор успешности образовательного процесса и профессиональной самореализации педагога. Содержит следующие модули: «Индивидуальный уровень здоровья» и Культура дыхания». Предлагает конкретные рекомендации для освоения правильного дыхания во время сна, еды, разговора, физической нагрузки. Описывает специальные техники дыхания.

«Информационная безопасность».

Здоровый педагог – здоровый ребенок. Культура питания и закаливания. пособие расширит представление о здоровье как физическом, духовном и социальном благополучии человека.

Развивающая предметно пространственная среда - одно из важнейших условий успешности решения образовательных задач, поставленных программой «Мир Без Опасности». Конкретные рекомендации к ее проектированию в дошкольной образовательной организации разработаны на основе системы принципов, предложенных ФГОС ДО: безопасности, содержательной насыщенности, поли функциональности, трансформируемости, доступности, вариативности (гибкости).

Содержание развивающей предметно-пространственной среды по

формированию культуры безопасности у детей

Витальная безопасность

Уголок здоровья, наглядные и дидактические материалы по

валеологии, здоровому образу жизни, иллюстрации,

пропагандирующие ЗОЖ, дидактические и развивающие игры,

пособия по валеологии

Социальная безопасность

Уголок сюжетно-ролевых игр с атрибутами, уголок дружбы,

уединения, экран настроения, информационные стенды - лесенка

успеха, наши достижения

Дорожная безопасность

Уголок безопасности с наглядными и дидактическими

материалами по ПДД, макет «Улица города», настольные и

дидактические игры по ПДД, художественная литература,

раскраски по теме

Пожарная безопасность

Уголок безопасности с наглядными и дидактическими

материалами по пожарной безопасности, настольные и

дидактические игры по пожарной безопасности, художественная

литература, раскраски по теме

Экологическая безопасность

Уголок природы, наглядные материалы и дидактические игры на

экологическую тему, знаки экологической безопасности, макеты

«Раздельный сбор мусора», экологическая тропа на участке детского сада.

Педагогические технологии

Образовательная технология «Ситуация» 

В дидактическую основу Программы заложена универсальная технология деятельностного метода «Ситуация», разработанная Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллиной, А.И. Берениной, И.А. Лыковой в качестве педагогического инструмента для реализации комплексной программы дошкольного образования «Мир открытий». Суть данной технологии заключается в организации таких образовательных ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднением (проблемой), выявляют то, что пока не получается, исследуют причины затруднения, выходят на самостоятельную формулировку задач (познавательных, нравственных, художественных, двигательных и др.), а затем в специально созданных условиях делают свои «открытия»

например: почему этот предмет (материал, явление, процесс) опасен для жизни и здоровья человека; какова причина данной опасности (объект ядовитый, хрупкий, острый, режущий и др.); что нужно делать (или, наоборот, не делать), чтобы данной опасности избежать; какое правило поведения мы вынесем из этой ситуации; что такое правило; зачем людям нужны правила и мн. др.

При этом педагог выступает «проводником» детей в мир человеческой культуры и социума, поэтому берет на себя роли организатора, инициатора, помощника, консультанта.

 Алгоритм образовательной технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию. Создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в совместную с взрослым деятельность. Дети выявляют, что они хотят сделать (узнать, понять, найти, испытать), в результате появляется «детская» цель деятельности.

2. Актуализация детского опыта. Создаются условия для осуществления и разворачивания деятельности или «ансамбля деятельностей» (по В.В. Кудрявцеву), где целенаправленно актуализируется опыт детей, в т.ч. базовые понятия, представления, «ясные» и «неясные» (по Н.Н. Поддьякову) знания, умения, практические навыки, необходимые детям для нового «открытия».

3. Проблематизация (затруднение в ситуации). В контексте выбранной темы (вопроса, сюжета, проблемы) моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности и приходят к выводу о необходимости нового знания или способа действий.

4.«Открытие» нового знания (способа действий). Создаются условия для самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решаются проблемные вопросы, делаются «пробы» нового способа. Используя различные методы и формы взаимодействия с детьми (включенное наблюдение, обсуждение, ситуационная беседа, подводящий диалог, побуждающий диалог, моделирование, экспериментирование, «мозговой штурм» и др.), педагог поддерживает «построение» нового знания или способа действий, которые фиксируются детьми в речи (формулировки понятий и правил поведения) и, по возможности, в знаках (образах, символах).

5. Включение нового знания (способа действия) в систему детского опыта. Создаются условия для осуществления разных видов деятельности, в которых новые знания или способы действий используются детьми совместно с освоенными ранее.

6. Перенос сделанного «открытия» в новые смысловые контексты. Создаются условия для применения освоенного опыта (знания, понятия, правила поведения) в новых или измененных условиях для его широкой апробации каждым ребенком. Это возможно на основе многоуровневой интеграции содержания разных видов деятельности, форм взаимодействия педагога с детьми и их родителями, дидактических подходов, принципов, форм и методов.

7. Осмысление. Создаются условия для обобщения освоенного опыта (знания, способа) и формирования предпосылок универсальных умений, действий, способностей. С помощью системы вопросов: «Что случилось?», «Почему это произошло?», «Как удалось справиться?», «Какие правила поведения (знания, практические умения, личностные качества) помогли преодолеть опасность?», «Кто пришел на помощь?». Воспитатель помогает детям осмыслить результат деятельности или формулировку понятия (правила поведения), зафиксировать достижение «детской» цели, выявить условия, которые позволяют преодолевать данное затруднение.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

П/и «Цветные автомобили», «При пожаре не зевай, огонь водою заливай», «Юные пожарные», «Огонь – друг и враг», «Пешеходы и транспорт» и др.

Д/и «Опасно-безопасно», «Красный, желтый, зеленый», «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» и др.

Чтение  «Путаница» К. Чуковского, «Крепкие зубы» Г. Зайцев, «Полезные продукты» Л. Зильберг,  «Покормите птиц зимой» А.Яшин и др.

Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности»

Беседы «Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок», «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке»,  «Умеешь ли ты обращаться с животными?», «Витамины укрепляют организм» др.

Моделирование ситуации «Если дома я один», «Люди вокруг нас», «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать», «Правила пользования бытовыми приборам (газовая плита, утюг и др.), «Катание на велосипеде, самокате, роликах» и др.

С/р игра «Мы – спасатели»,  «Айболит в гостях у детей», «Семья» и др.

Наблюдение 

«Осторожно, гололед!«Умеешь ли ты обращаться с животными?»  и др.

Просмотр мультфильма «Веселая карусель. Разгром», «Уроки осторожной тетушки Совы», «Смешарики»: «Как не замерзнуть в холода»

Основные психологопедагогические условия

Высокое качество образовательных услуг дошкольной образовательной организации, в т.ч. по обеспечению детской безопасности, возможно при соблюдении следующих условий:

  1. создание эмоционально комфортной атмосферы в ДОО и детском коллективе;
  2. уважение личности каждого ребенка, формирование его положительной самооценки, «Я-концепции» творца;
  3. включение в педагогический процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов (детей, педагогов, родителей);
  4. вариативность мер профилактики утомления, учитывающей психофизиологические особенности конкретного ребенка;
  5. разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития;
  6. многоуровневая интеграция разных видов детской деятельности (общение, игра, познание, экспериментирование, исследование, конструирование, изобразительное творчество, музицирование, детский театр и др.);
  7. проблематизация содержания, создание поисковых и эвристических ситуаций, связанных с открытостью, незавершенностью, многозначностью, вариативностью решений;
  8. актуализация разнообразных форм самовыражения; формирование опыта самоорганизации, самодеятельности, саморазвития; создание условий для культурных практик;
  9. получение каждым ребенком конкретного продукта как успешно достигнутого результата индивидуальной или коллективной деятельности (фиксация и презентация результата в форме рисунка, коллажа, модели, макета, коллекции, панно, конструкции, альбома, рукотворной книги или мультфильма, выставки, портфолио и др.);
  10. широкий выбор материалов, игрушек, инструментов, книг, пособий, предметов культуры и произведений искусства для обсуждения и моделирования ситуаций, связанных с опасностями; индивидуальные программы и маршруты развития каждого ребенка с учетом его интересов, способностей, темпа развития, индивидуального стиля обучения, характера социального запроса родителей и степени их взаимодействия с педагогом; формирование у ребенка умения обоснованно и культурно противостоять давлению авторитета в отстаивании своего мнения (социальная безопасность).

Общие рекомендации по адаптации программы

«мир без опасности» к запросу детей с ОВЗ

Содержание психолого-педагогической работы в условиях инклюзивной группы ориентировано на актуальный уровень развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка по решению конкретных образовательных задач — бытовых, коммуникативных, познавательных, нравственных, творческих, двигательных.

Педагог создает условия для включения ребенка с ОВЗ в разнообразные виды коммуникаций: «взрослый — ребенок», «взрослый — взрослый — ребенок», «ребенок — ребенок», «ребенок — ребенок — взрослый» (педагог или родитель).

педагог учитывает возможности ребенка и гибко варьирует соотношение двух образовательных компонентов — жизненной и академической компетенции.

«Актуальная жизненная компетенция» предполагает овладение ребенком знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в обыденной жизни в данный момент времени.

«Формируемая жизненная компетенция» обеспечивает развитие отношений ребенка с близким окружением в настоящем и создает условия для устремления в будущее для успешной интеграции в более сложное социальное окружение.

 «Академическая компетенция» рассматривается как накопление потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ для их активной реализации в настоящем и будущем.

Активность ребенка во взаимодействии с близких взрослых повышается по мере освоения базовых знаний, умений и навыков.

В сценариях занятий следует обратить внимание на раздел «Индивидуализация содержания», где предложены варианты включения детей с ОВЗ в совместную деятельность.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Дидактический материал «Безопасность на дороге» включает карточки с сюжетными картинками и познавательные беседы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Каждая беседа рассматривает круг вопросов на осмысление детьми дороги как явления культуры: что такое дорога и для чего она нужна, какие бывают дороги, как люди создают дороги и путешествуют по ним, какие опасности могут подстерегать человека на дороге, что такое правила дорожного движения и почему их нужно соблюдать.

Дидактический материал «Пожарная безопасность» включает карточки с сюжетными картинками и познавательные беседы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Каждая беседа рассматривает круг вопросов на осмысление детьми огня как явления культуры: что такое огонь и как он «работает» и где «живет», какие профессии связаны с огнем, почему случаются пожары, чего боится огонь и можно ли им управлять, что такое правила пожарной безопасности и почему их нужно соблюдать.

Дидактический материал «Социальная безопасность» включает карточки с иллюстрациями и беседами по сюжетам литературных произведений. Каждая беседа направлена на осмысление детьми причин событий и их последствий, связанных с общением и культурой поведения. Почему посуда убежала от Федоры? Как Мойдодыр помог мальчику-грязнуле? Что приснилось упрямому Фоме? Как Ванечка и Танечка спаслись от Бармалея? Кого спас дядя Степа?

Дидактический материал «Опасные явления в природе» включает карточки с сюжетными картинками и познавательные беседы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Каждая беседа направлена на осмысление детьми разных явлений природы, таящих опасности для человека. Мороз и солнце, холод и жара, снег и дождь, вода (водоем) и лед (гололед), буря и гроза представлены в разных  ситуациях через образы детей (мальчика и девочки) и их поведения на прогулках в разные времена года.

Дидактический материал «Что такое хорошо и что такое плохо?» включает  карточки с цветными иллюстрациями и беседами по сюжету знаменитого стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Каждая беседа направлена на осмысление детьми причин событий и их нравственную оценку. Ключевым является художественный прием контраста: хорошо или плохо, чисто или грязно, трусость или смелость, разгильдяйство или трудолюбие и мн. др

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Серия оригинальных сказок о безопасности с цветными иллюстрациями, познавательными беседами, вопросами для педагогической диагностики и творческими заданиями. В каждой книге есть сказочный герой – символ, связанный с безопасностью: Дракончик аленький (огонь), Радужное колесико (дорога), «Непоседа-ветерок (природа), «Серебряный колокольчик (общение).

«Дракончик аленький».

Книга поможет расширить, обобщить и углубить представления детей о таком важном явлении как огонь, и в интересной форме проверить их знания о пожарной безопасности. Дети смогут найти ответы на важные для них вопросы: «Как и где рождается огонь? Как и почему он меняется? Как из милого и невинного огонька становится могучим пожаром, разрушающим все на своем пути? Как люди побеждают огонь? И как он начинает им служить? Что нужно делать при пожаре и как следует себя вести, чтобы не было беды?»

«Колокольчик серебряный».

Книга поможет расширить, обобщить и углубить представления детей о культуре поведения в обществе, проверить знания о правилах безопасного общения и навыки речевого этикета. Вместе с Колокольчиком серебряным дети окажутся в разных ситуациях общения и поведения. И смогут найти ответы на волнующие вопросы: «Почему и как нужно здороваться? Что делать, если ты потерялся? Как сообщить о радостном событии? Пригласить в гости? Позвать на помощь? Можно ли избежать беды в общении с незнакомыми и опасными людьми?».

«Радужное колесико».

Книга поможет расширить, обобщить и углубить представление детей о значении колеса в развитии человеческой культуры, а также о дороге, транспорте, правилах дорожного движения и безопасного поведения в транспорте и на дороге. Книга поможет детям найти ответы на многие вопросы и –главное – научиться их задавать, размышлять, сравнивать, делать выводы и самостоятельно разрешать жизненные загадки (что, почему, как, зачем?)

«Непоседа – ветерок».

Книга поможет расширить, обобщить и углубить представления детей о природных явлениях и в интересной форме проверить их знания о правилах безопасного поведения в природе. Дети смогут найти ответы на интересные и важные для них вопросы: «Что такое ветер, буря, смерч, ураган, тайфун?», «Как и где рождается ветер? Как и почему он меняется? Как из легкого и шаловливого ветерка становится могучим ураганом, разрушающим все на своем пути? Как люди побеждают ветер?  Как он начинает им служить? Что нужно делать при сильном ветре и как следует себя вести, чтобы не было беды?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»

Статья для воспитателей детских садов и родителей, приобщение детей к русскому народному фольклору....

Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям

На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед современным обществом, является развитие общечеловеческих ценностей.  Проблема общечеловеческих ценностей является одной из самых ...

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ»

«Русский народный фольклор как средство приобщения детей к общечеловеческим ценностям»...

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

C утверждением рабочей федеральной программы воспитания, которая является частью федеральной образовательной программы, возвращается термин воспитательно-образовательный процесс, несколько утраченный ...

Приобщение детей к традиционным ценностям российского общества, через участие во Всероссийском проекте «Живые письма дошкольников».

Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно в раннем детстве формируются основы мировоззрения, моральных ценностей и национальной идентичности ребенка.Организационно-педагогические условия и ...