Из опыта работы: «Приобщение детей к традиционным ценностям российского общества — одна из главных задач ФОП ДО»
материал

Черкасова Наталья Викторовна

из опыта работы  ФОП ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_oyta_raboty_traditsii_fop.docx10.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №450 компенсирующего вида

Из опыта работы:

«Приобщение детей к традиционным ценностям российского общества — одна из главных задач ФОП ДО»

воспитатель: Черкасова Н.В.

г. Екатеринбург

Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе традиционных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций.

Задача программы - ввести акцент на формирование у детей российских традиционных и социокультурных ценностей с учетом их возрастных особенностей».

Приобщить детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создать условия для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей ФОП ДО: планируемые результаты

К традиционным российским ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и т.д.

Дошкольный возраст самый благоприятный для этого, потому что он как губка впитывает в себя, все то, что видит вокруг. Наследование этических ценностей в самом раннем возрасте – это самый естественный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания любви к семье, Отечеству.

Задачи воспитания: в соответствии ФОП

- воспитывать любовь к стране, семье, природе.

-формировать трепетное отношение к семейным и народным ценностям.

- формировать заботливое отношение к старшему поколению.

- формировать уважительное отношение к труду других людей и людей разных профессий.

- развивать интерес к традициям родного народа, соблюдать их и сохранять.

- формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам.

- знакомить с символикой родного государства, ее значением для народа и страны в целом, расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

- воспитывать гордость за сограждан, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

- способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

- дать представления о правах и защите ребенка.

Для того, чтобы стало возможным реализовать цели и задачи, я как педагог создаю необходимые условия для приобщение детей к традиционным ценностям российского общества воспитания дошкольников:

1. Знакомлю детей с окружающей природой родного края, а также ознакомление с ее характерными особенностями: видео.

2. Провожу наблюдения за состоянием определенных природных объектов в различные времена года. Это даёт ребенку представления об изменениях природы. Учит замечать прекрасное в мелочах, ребенок замечает красоту родного края.(бор веток, посадка лука, наблюдение за снегом как он тает, посев семян и наблюдение за рассадой, олив осадка цветов на клумбе, уход за ними).

3. Организую посильный детский труд на земельных участках в определенный сезон года в природе. Это может быть посадка цветов , посев овощей или цветов. Благоустройство территории родного города учит заботиться о своей Родине, ценить то, что сделал сам ребенок, его друзья, родные, другие горожане. Помогает понять сколько усилий необходимо приложить, чтобы, например, выросло одно дерево.

4. Организую продуктивную, игровую и творческую деятельность детей, где они смогут проявить заботу о человеке, сочувствие, заботу о животных и растениях в различные времена года, приспосабливаясь к новым условиям жизни.

5. Взаимодействую со всеми членами семьи детей.

Для полноценного приобщения детей к традиционным ценностям воспитания в ДОУ планирую и использую разнообразные методы и формы работы с учетом возрастных особенностей детей:

- экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу черный тюльан и т. д.;

- веду беседы о родном , городе, стране, ее истории;

- рассматриваем иллюстрации, фильмы, презентации;

- прослушиваем аудиозаписей. Например, Гимн страны, птичьих голосов русского леса и пр.;

- использую народные и авторские литературные произведения;

- знакомлю с народным ремесленным творчеством;

- знакомлю с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;

- участвуем в общественных и календарных праздниках;

- участвуют дети в посильном общественно-полезном труде.

Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформировались первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей стали более развиты двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.

Хочется отметить, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям культуры здоровья посредством здоровьесберегающих технологий»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни   в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния з...

Из опыта работы "Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культурным ценностям"

Тема  выступления «Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культурным ценностям»выбрана не спроста, все мы знаем ,что 2022 год- был объявлен годом культурного ...

МАСТЕР-КЛАСС «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

C утверждением рабочей федеральной программы воспитания, которая является частью федеральной образовательной программы, возвращается термин воспитательно-образовательный процесс, несколько утраченный ...

Приобщение детей к традиционным ценностям российского общества, через участие во Всероссийском проекте «Живые письма дошкольников».

Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно в раннем детстве формируются основы мировоззрения, моральных ценностей и национальной идентичности ребенка.Организационно-педагогические условия и ...

«ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К БАЗОВЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И ОСНОВАМ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛА ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «МИР БЕЗ ОПАСНОСТИ»

ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯАвторский подход к моделированию образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуротворчества и норматв...