Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
проект (старшая группа)
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozhuhova_l.i.ppt | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству». Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Нормативно-правовые документы , регулирующие деятельность дошкольного учреждения, по приобщению к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству детей старшего дошкольного возраста
приобщение к элементам русской национальной культуры и декоративно-прикладному искусству путём речевого и художественного развития дошкольников.
формировать у детей чувство причастности к духовному наследию прошлого, чувство соприкасания с ним; пробуждать чувство любви к Родине; знакомить детей с русской национальной культурой и декоративно-прикладным искусством; воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни, к своему родному краю; формировать нравственных качеств для установления позитивных межличностных отношений; создавать благоприятный психологический климат в группе.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ СЕНТЯБРЬ ОСНОВНОЙ ОКТЯБРЬ – МАЙ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИЮНЬ
Довести до участников проекта важность данной проблемы 1 Подобрать методическую, педагогическую, детскую литературу, иллюстрации, дидактический материал 2 Аудио-видео материал 3 Оборудование развивающей среды в группе 4 Провести педагогический мониторинг на начало проекта 5 Анкетирование родителей Обсудить с родителями воспитанников вопросы, связанные с проведением проекта 6
Специально-организованная деятельность Совместная деятельность детей и взрослого Самостоятельная деятельность детей НОД познавательного цикла (фронтальные, подгрупповые); с использованием мультимедийных технологий (виртуальный музей); интегрированные НОД; беседы нравственного и духовного содержания; экскурсии, целевые прогулки; творческая художественная деятельность детей (рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения); использование фольклора в развитии двигательной активности детей на физкультурных НОД Игры нравственного и духовного содержания (постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоение им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах); проведение календарно-обрядовых и семейно-бытовых праздников; создание презентаций; исследовательская деятельность; организация выставок; тематические и творческие вечера, посиделки ; посещение музея (экскурсии, тематические занятия, праздники по народному календарю, выставки детского творчества); посещение библиотеки; использование народных подвижных игр; ритуалы в жизни ребенка (минутки вхождения в день, утреннее приветствие, коврик – неделька, кубики – неделька); работа с «Доской настроения», «Доской желаний»; оформление «Портфолио успеха дошкольника», групповая форма работы – «Клуб обсуждений»; пополнение «Коробочки добрых дел»; создание коллективного фото альбома «Летопись нашей группы»; организация мини-музеев в групповых помещениях; Игры нравственного и духовного содержания; Исследовательская деятельность; Участие в конкурсах, выставках; Народные подвижные игры; «Доска настроений»; «Доска желаний»; Пополнение «Коробочки добрых дел»
Октябрь 1. Тема: «Гуляй да присматривайся» Рассказ о втором осеннем месяце, его приметах. Русские народные пословицы, поговорки, загадки об осени. Д/и «С какого дерева детки» (плоды, листья). Разучивание: «октябрьская скороговорка». Пение русских народных попевок. П/и «Петушиный бой» Хороводы «Кот и мыши», «Баба - яга». 2. Тема: «Хлеб - всему голова». Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел» Знакомство со старинными орудиями труда (цеп, серп). Пословицы, поговорки о хлебе, о труде. Д/и «Что лишнее?» (об орудиях труда). П/и «Селезень и утка». Распевка «Где был Иванушка». Хороводы «Гори, гори ясно», «Стоит гора». Ноябрь 1. Тема: «Гончарные мастеровые». Д/и «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Чтение сказки «Лиса и кувшин» Лепка кувшина. Слушание «Пойду ль я, выйду ль я». П/и «Краски». 2 . Тема: «Рождение Москвы». Чтение строк из стихотворения А.С. Пушкина «Москва, как много в этом звуке». Рассказ воспитателя об истории возникновения Москвы. Рассматривание картин А. Васнецова «Основание Москвы», «Московский кремль при Иване Калите». Беседа по картинам.
Апрель Тема: «Природа нашего края». Конкурс рисунков «Любимый уголок природы». НОД «Природа нашего края». Беседа «Животный мир родного края». Целевая прогулка к реке. Изготовление макета «Природные богатства нашего края». Семейное чтение рассказов о животных нашего края. Май Тема: «Мичуринцы – ветераны Великой Отечественной войны». Экскурсия к вечному огню. Беседа «Мичуринцы – ветераны ВОВ» Изготовление праздничных открыток к 9 мая. Встреча с ветераном ВОВ (прадедушкой одного из детей группы). Конкурс семейных рисунков «Мы за мир». Семейное чтение И. Степанищев «Мичуринск». Итоговое НОД «Мичуринск – моя малая Родина». Собрание родительское «Я – семья – родной город».
ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ Традиционные Общие родительские собрания; Групповые родительские собрания; Заседания родительского комитета; Психолого -педагогическое консультирование родителей; Организация различных тематических мероприятий; Посещение музеев; Организация автобусных поездок для экскурсий; Оформление папок – передвижек, настенных газет Проведение семейных, календарно-обрядовых праздников; Семейный театр; Семейный клуб; Семейная библиотека и видеотека; Семейная гостиная; Педагогические мастерские; Организация конкурсов, выставок Нетрадиционные
Организовать презентацию итогов проекта для педагогов ДОУ, родителей с целью обсуждения возможного применения. 1 Отметить родителей активных участников проекта благодарственными письмами и наградить участников проекта медалями: «За активную помощь в реализации проекта», «За лучший традиционно-русский костюм» 2 Педагогический мониторинг по теме проекта 3 Подведение итогов 4
РОДНОЙ ГОРОД ПРЕДМЕТЫ НАРОДНОГО БЫТА НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ ПРЕДМЕТЫ НАРОДНОГО БЫТА НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ РОДНОЙ ГОРОД КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ЖИЗНЬ В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ Данные результаты подтвердили эффективность используемых педагогами форм, методов и приёмов в приобщении детей к истокам русской национальной культуры. В результате детскими работами оформляются выставки, музыкальный зал, групповые помещения .
Полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов. Педагогический опыт может быть интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений. Наработанный материал так же может быть использован в группах предшкольной подготовки и в опыте семейного воспитания.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"
Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок
В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к народной культуре....
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...
Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....
Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в худ...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чу...