Консультация Тема: «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Содержание образовательной области «Коммуникация» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на достижение целей овладения детьми дошкольного возраста конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 179 «Дюймовочка» города Чебоксары Чувашской Республики»
Консультация
Тема: «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
Подготовила :
Воспитатель:
Кашинская А.В.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Содержание образовательной области «Коммуникация» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на достижение целей овладения детьми дошкольного возраста конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Коммуникативная деятельность включает в себя:
· Желание вступать в контакт;
· Умение организовать общение;
· Знание ном и правил при общении;
Как вариант, использовать в режиме дня утренний сбор («Утренний круг»), который задает тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.
Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаю условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и опыт внимательного, уважительного слушания, своих мыслей и кооперативного взаимодействия которые развиваются во время утреннего сбора – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.
Приглашает на утренний сбор, например, колокольчик. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу меняется. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра – по датам рождения или по очереди: мальчик – девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.
Утренний сбор длится от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста детей.
Приветствие – один из компонентов «Утреннего сбора». Оно позволяет каждому ребенку почувствовать свою значимость. Все члены группы приветствуют друг друга вежливо и уважительно, сидя в круге лицом друг к другу, обращаясь друг к другу по имени. Это позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль отношений в группе. Слова приветствия каждый раз слегка изменяются, что позволяет тренировать различный языковой и речевой материал.
Поворачиваясь к ребенку, сидящему слева и справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.
Постепенно дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, использую пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые предлагаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок или другой значимый для детей предмет.
Приветствие способствует принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению в обществе. Они видят, что поведение предопределяет отношение друг к другу, и что они ответственны за свое поведение и поведение других членов группы.
Примеры приветствий:
· Дети приветствуют друг друга по очереди и отвечают на приветствия: «Доброе утро, Катя!», «Доброе утро, Сережа!»;
· Создают общую «паутину» - все бросают клубок со словами приветствия любому, сидящему в кругу. Все держатся за нитку, так создается общая сеть;
· Паровоз имен. Ребенок подходит к другому ребенку и здоровается с ним: «Доброе утро, Люда! Хочешь со мной играть? Вставай, будешь паровозиком».
Присоединившийся к игре ребенок встает первым, и все повторяют его имя «Люда, Люда, Люда…» Люда в свою очередь приветствует следующего ребенка и т.д.;
· Приветствие – комплимент и т. д.
Еще один момент утреннего сбора – обмен информацией (идеями, новостями) – это самый серьезный и важный аспект Утреннего сбора. Во время Обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.
Моя задача определить уровень ответственности тех, кто делится и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:
· Говорить громко и понятно;
· Представлять новости кратко и четко;
· Предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;
· Отвечать на вопросы вежливо и уважительно.
Педагог старается помочь детям организовать их мысли и идеи.
Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.
Еще один момент утреннего сбора – обмен информацией (идеями, новостями) – это самый серьезный и важный аспект Утреннего сбора. Вовремя Обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.
К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка:
· Контролировать свое поведение;
· Высказывать свое отношение;
· Комментировать свои действия;
· Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;
· Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
· Присваивать полученную в простой форме информацию;
· Совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
· Делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;
· Высказываться в связи с высказываниями других;
· Устанавливать контакты;
· Поддерживать разговор;
· Использовать элементарные нормы общения;
· Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.
Приглашает на утренний сбор:
Звуковые сигналы: колокольчик, маракас, металлофонили изготовленный совместно с детьми шумовой инструмент.
Микрофон для исполнения: любимой песни группы (1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, таким образом постепенно собираются все дети)
· ), стихотворения (сочинённые совместно с детьми для этих целей), объявления, мелодия, речёвка и.т.д.
· Мигание светом фонарика;
· Подвижная игра "Паровозик" или "Поезд", колонна машин и т. д.
Дети или воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и "привозят" на место группового сбора.
Приветствие (по модели)
· Формы приветствия разных народов, на разных языках;
· Приветствия могут быть: с обниманием, с похлопыванием по плечу, с приветливым взмахом рукой, с переплетением рук «корзиночкой»;
· Передавая предмет или предметозаменители (брелок, ключ, игрушку, флажок, листик, камешек, палочка-микрофон…);
· «Паутина» - все бросают клубок со словами приветствия (комплимента) любому, сидящему в кругу. Когда паутина сплетена, воспитатель сматывает клубок, а все вместе приветствуют того, у кого оказывается конец нити;
· «Паровоз имён»;
· "Паровозик "Добро утро". Ребенок подходит к другому ребенку и здоровается с ним: «Доброе утро, Люда! Хочешь со мной играть? Вставай, будешь паровозиком». Присоединившийся к игре ребенок встает первым, и все повторяют его имя «Люда, Люда, Люда…» Люда в свою очередь приветствует следующего ребенка и т.д.;
Сбор – обмен информацией (идеями, новостями)
· Фокусированный обмен идей - ТРИЗ (как уладить конфликт, разработка новых правил, как украсить группу …);
· Обсуждение тем, интересных детям: «Моя семья», «Моя любимая сказка», «Мой друг», «Моё любимое занятие», «Моя коллекция»…
· Личные новости: как прошёл вечер, что интересного произошло утром, какие полезные поступки (приятные) вы сделали вчера
Сенсорные игры
вместе рассматривать интересную игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», зеркальце, листья, мыльные пузыри, сосульку и т.д. Можно слушать музыкальную шкатулку.
Ритмические игры
Взрослые рассказывают стихи - потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Например: «Вышли мыши как-то раз», «Федя-бредя», «Шалтай-болтай», «Дедушка Егор» "Сороконожка", "Слон", "Карусель"
Игры с правилами
Одно и то же действие поочередно выполнятся каждым ребенком, как например, в играх, «Ты веревочка, крутись…», «Строим дом», «Найди игрушку», «На болоте старый пень…», «У Авдотьи, у старушки…», «Гуси вы, гуси, красные лапки» и др
Совместное планирование деятельности на текущий день Информационный лист
- Идеи записываются на большом листе бумаги
- Они выполняются печатными буквами
- Обязательно подписывается имя автора идей
- Предложения детей не подвергаются литературной обработке
Важно помнить, что групповой сбор, будь то утренний или вечерний круг – это не занятие! Не надо использовать время группового сбора для того, чтобы научить детей каким-то конкретным навыкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Утренний круг как форма развития коммуникативных...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Н...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Из опыта работы....
Статья на тему "Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
Статья...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
В статье описываю опыт работы....
«УТРЕННИЙ КРУГ – КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсуди...