«УТРЕННИЙ КРУГ – КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.
Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.
Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
Утренний круг - важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrenniy_krug.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТРЕННИЙ КРУГ – КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.
Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.
Утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога).
Утренний круг - важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.
Задачи педагога:
-Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
-Организовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.);
-сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.);
-предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.;
-вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу;
-учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой;
-учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.);
-поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные воможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).
Структура утреннего круга
Роль воспитателя в утреннем круге:
Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре;
Установить и удерживать культурную рамку (культуру ведения диалога и монолога);
Демонстрировать свое собственное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
Помогать детям выбирать и планировать работу;
Тематика утренних кругов
Сбор группы обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме.
Тема конкретного утреннего сбора должна прослеживаться на всех этапах работы, в том числе и в процессе игры
Тематика утренних кругов может быть понедельной.
Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них детям нравятся больше, другие - меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
Приветствие (1–3 минуты).
Игра (2–5 минут).
Обмен новостями (2–10 минут).
Составление плана дня (5–12 минут).
Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:
музыку ;
звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
Приветствие
Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся), комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).
Цель этого этапа – создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития. Задача педагога – задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день.
Обмен новостями
Обмен информацией (идеями, новостями) – это самый серьезный и важный аспект Утреннего круга. Во время обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них. Наша задача помочь определить уровень ответственности тех, кто делится и тех, кто слушает.
Обычно это самый любимый этап у ребят. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого.
Это важно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Формы обмена новостями
Монолог ребенка –
реакция на вопрос
взрослого
Телефонный
разговор двух
друзей
Вопросно-ответная
форма
На этом этапе от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши.
Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д.
В целом этот этап позволяет:
отрабатывать умение вести диалог, обсуждение;
обогатить и активизировать свой словарь;
формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Игра ( по комплексно-тематическому планированию)
Пальчиковая (по теме недели)
Словесная («Найди рифму», «Закончи предложение» , «Да, нет» и др.);
Игра-фантазия («Оживление предметов», повествование сказки или история от
лица главного героя);
Игра-цепочка (берется игрушка, а затем выполняется задание - поздороваться,
рассказать новости от лица персонажа).
Тренинг на разные темы (обсуждение перспективы предстоящего дня
при плохом настроении и при хорошем).
Ребята выбирают игры из предложенных взрослым или
организуют их самостоятельно.
При наличии условий в это время дети слушают музыку и, возможно, поют
Эмоциональный настрой
Даёт возможность учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, злость, обида). Ребенок определяет свое эмоциональное состояние, которое подходит ребёнку на данный момент, выбирает смайлик и вставляет в кармашек на шкафчике. Таким образом, происходит диагностика эмоционального состояния. После того, как все дети выставят свое настроение, воспитатель может сделать выводы о том, какое настроение имеет группа.
Составление плана дня
Для детей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна.
Ребята могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, выездной показ кукольного спектакля местного театра, встреча с интересным гостем и пр.
На этапе планирования предлагается детям самим определить, чем они будут заниматься: рисовать, играть или слушать сказку, то есть выбрать центр активности. Обычно для такой «самодеятельности» выделяется 10–15 минут после дневного сна и полдника.
Вечерний круг
Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня.
Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.
Можно вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом;
обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.);
предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы;
учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой;
учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Утренний круг как форма развития коммуникативных...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Н...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Из опыта работы....
Статья на тему "Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
Статья...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
В статье описываю опыт работы....
Консультация Тема: «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку р...