Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
консультация на тему
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrenniy_krug.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Содержание образовательной области «Коммуникация» федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования направлено на достижение целей овладения детьми дошкольного возраста конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Коммуникативная деятельность включает в себя:
- Желание вступать в контакт;
- Умение организовать общение;
- Знание ном и правил при общении;
- Нередко задачи коммуникативного развития подменяются задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков и т.д.). Несомненно это важно, но в педагогике развития первично развитие коммуникативной деятельности каждого ребенка, а речь – это связь развития.
На протяжении трех лет в работе с детьми я использую в режиме дня утренний сбор, который задает тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день.
Утренний сбор строю на позиции интегративного подхода, создаю условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Чувство принадлежности и опыт внимательного, уважительного слушания, своих мыслей и кооперативного взаимодействия которые развиваются во время утреннего сбора – это основа для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.
Я приглашаю на утренний сбор, используя колокольчик. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу меняется. Например, сегодня рассаживаются по росту, завтра – по датам рождения или по очереди: мальчик – девочка, послезавтра по предпочтениям и т. д.
Утренний сбор длится от 10 до 15 минут, в зависимости от возраста детей.
Приветствие – один из компонентов Утреннего сбора. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, я его моделирую, то есть показываю как это делается.
Поворачиваюсь к ребенку, сидящему слева и справа, и приветствую его (ее): «Доброе утро Сережа! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Сережа, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.
В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, использую пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые предлагаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок или другой значимый для детей предмет.
Приветствие способствует принятию детьми норм поведения в обществе, взаимопониманию и взаимному уважению в обществе. Они видят, что поведение предопределяет отношение друг к другу, и что они ответственны за свое поведение и поведение других членов группы.
Примеры приветствий из моей практики:
- Дети приветствуют друг друга по очереди и отвечают на приветствия: «Доброе утро, Катя!», «Доброе утро, Сережа!»;
- Создают общую «паутину» - все бросают клубок со словами приветствия любому, сидящему в кругу. Все держатся за нитку, так создается общая сеть;
- Паровоз имен. Ребенок подходит к другому ребенку и здоровается с ним: «Доброе утро, Люда! Хочешь со мной играть? Вставай, будешь паровозиком».
Присоединившийся к игре ребенок встает первым, и все повторяют его имя «Люда, Люда, Люда…» Люда в свою очередь приветствует следующего ребенка и т.д.;
- Приветствие – комплимент и т. д.
Еще один момент утреннего сбора – обмен информацией (идеями, новостями) – это самый серьезный и важный аспект Утреннего сбора. Вовремя Обмена информацией дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.
Моя задача помогает определить уровень ответственности тех, кто делится и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:
- Говорить громко и понятно;
- Представлять новости кратко и четко;
- Предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;
- Отвечать на вопросы вежливо и уважительно.
Я стараюсь помочь детям организовать их мысли и идеи.
Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.
К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка:
- Контролировать свое поведение;
- Высказывать свое отношение;
- Комментировать свои действия;
- Выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе;
- Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
- Присваивать полученную в простой форме информацию;
- Совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;
- Делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;
- Высказываться в связи с высказываниями других;
- Устанавливать контакты;
- Поддерживать разговор;
- Использовать элементарные нормы общения;
- Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.
Используемая литература:
1. Лидия Свирская «Утро радостных встреч».
2. Коллин Бейн «Доброе утро!» «Мы рады, что ты здесь!».
3. Хансен К.А., Кауфман Р. К., Сайфер С. «Образование и культура демократии: педагогическая методика для младшего возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Утренний круг как форма развития коммуникативных...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Н...
Статья на тему "Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста"
Статья...
Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
В статье описываю опыт работы....
«УТРЕННИЙ КРУГ – КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсуди...
Консультация Тема: «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку р...