Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)

Циркулевская Анастасия Игоревна

В статье описываю опыт работы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.

        С началом века информационных технологий педагог перестал быть единственным источником знаний. Современные воспитанники порой знают и умеют больше своего наставника. Прежняя схема с педагогом в центре,  а учениками вокруг него оказывается неактуальной.

Теперь педагог - это модератор, партнер, соратник, проводник, создающий условия для развития, обучения. В связи с этим происходит поиск новой парадигмы обучения детей. Говоря о дошкольном обучении, мы замечаем необходимость новых форм работы с детьми, нового отношения к детям.

«Утренний круг» - это новый для программы «ОТ  РОЖДЕНИЯ ДО  ШКОЛЫ» элемент в  режиме дня. Данная форма предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и  коммуникативных способностей, саморегуляции детей. В Программе утренний круг проводится в форме развивающего общения (развивающего диалога). Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д. Именно на  утреннем круге зарождается и  обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и  «научные» проблемы (развивающий диалог) и т.д.

Цель «Утреннего круга»: всестороннее развитие детей через равноправное продуктивное общение детей и педагога на специально организованных формах совместной деятельности.

        Задачи педагога:

  • Планирование: соорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).
  • Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.).
  • Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.).
  • Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию не директивными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу
  • Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).
  • Равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).

Этапы группового сбора и приёмы их проведения.

Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них детям нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

1. Приветствие (1–3 минуты). Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много веселых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие).

Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально – положительный настрой на весь день.

2. Игра (2–5 минут)

3. Обмен новостями (2–10 минут).

4. Составление плана дня (5–12 минут).

«Утренний круг» стал для детей радостным ежедневным событием. Они сами садятся на место проведения утреннего круга, тянут руки, очень ответственно относятся к доверяемым им манипуляциям с календарем и стендом. В начале учебного года дети не сразу поняли, что такое сказать свою новость, как задать вопрос о чужом событии. Постепенно в перекрестном обмене репликами с другими детьми и воспитателями дети научились продуктивно коммуницировать.

Благодаря «Утреннему кругу» дети научились договариваться, интересоваться чувствами и настроением друг друга, прислушиваются к мнению других детей. Каждый ребенок в процессе такого утреннего обсуждения чувствует себя значимым, нужным, услышанным. При этом данная форма работы полностью отвечает требованиям ФГОС с его ориентацией на детскую индивидуальность, принцип амплификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Н...

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста

Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста. Из опыта работы....

«УТРЕННИЙ КРУГ – КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсуди...

Консультация Тема: «Утренний круг как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста»

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами – помочь ребенку р...