Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_nravstvennosti.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ детский сад № 104 "Соловушка" г.о. Тольятти
Воспитатель: Бикбаева Г.Р.
«Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образования. Дошкольный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У дошкольника формируются представления о доступном его понимании конкретных фактах общественной жизни, поэтому именно с этого возраста необходимо начинать духовно — нравственное воспитание. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Главная цель духовно – нравственного воспитания дошкольников – формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.
Исходя из цели, формулируются задачи:
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
- воспитывать уважение и любовь к своей семье, дому, детскому саду, малой Родине, уважительное отношение к государству.
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата
- развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.
Поставленные задачи и цели реализуются в процессе непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями воспитанников, в сюжетно-ролевых играх, играх на прогулке, беседах, чтении детям художественной литературы, рассматривании иллюстраций, наблюдений, экскурсий, развлечений.
Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка.
Воспитывая нравственные качества личности, я использую различные формы и методы: организую этические беседы: «Зачем говорят «здравствуй», «Секреты вежливости», «Как жить дружно без ссор», «Не завидуй другому». Предлагаю детям игры и упражнения на решение проблемных ситуаций, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Каждое утро в детском саду мы начинаем с утреннего круга, на котором обсуждаем, чем будем сегодня заниматься, чем занимались дома. В понедельник, после выходных, праздников, отпусков, мы проводим с детьми беседы: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга, если ребёнок приходит в детский сад после болезни — вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие, обязательно рассказываем, кто, как провел время, куда ходили, куда ездили, что нового увидели и узнали. Некоторые дети приносят фотографии и грамоты и рассказывают о своих достижениях в спорте или других видах деятельности. Проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей: дежурства, трудовая деятельность, а также коллективные работы по творческой деятельности. В группах нашего образовательного учреждения воспитываются дети разного возраста, это тоже накладывает отпечаток на взаимоотношении детей в группе. Старшие дети помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших и берут с них положительный пример.
В календарно-тематическое планирование включены занятия, направленные на развитие духовно-нравственных качеств дошкольника. Это такие занятия, как: «Я среди людей», «Мой любимый детский сад», «Дары леса» «Домашние животные и птицы», «Моя Родина – Россия», «Народная культура и традиции русского народа», «Культура и быт коренных народов Поволжья», «Защитники Отечества», «Мамина неделя», «Книжкина неделя», «Театральная неделя», «Космос», «День победы».
Ни для кого не секрет, что ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Для развития у детей нравственных качеств, мы играем в такие игры: «Вежливые прятки», «Цветок красивых слов», «Гусеница», «Что хорошо, что плохо», «Добрые дела», «Палочка – выручалочка». Цель этих игр — воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, заниматься сообща, формировать умение договариваться и помогать друг другу.
Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является художественная литература. При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.
Помимо занятий по художественной литературе, мы уделяем чтению большое внимание. В нашей группе реализуется культурная практика «Литературная гостиная». Всегда перед ужином мы читаем детям произведения художественной литературы, это могут быть сказки или рассказы, или даже большие произведения, которое мы читаем на протяжении недели или даже больше (например, «Волшебник Изумрудного города», «Снежная королева», «Буратино» и т.д. ). Часто дети приносят свои книги, которые мы также читаем. Предпочтение мы отдаем русским народным сказкам, сказкам Чуковского, Пушкина, рассказам Носова, Осеевой или Драгунского. Истории, которые происходят с героями произведений В.Осеевой ( «Волшебное слово», «Краски», «Три сына»), Н Носова ( «На горке», «Огурцы», «Фантазеры»), В. Драгунского ( «Друг детства», «Тайное становится явным»), просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений. Ну и конечно же, сказки Сутеева, сказкам Сутеева мы посвятили проект «Волшебный мир сказок Сутеева». Прочитали все сказки, посмотрели мультфильмы, рисовали иллюстрации к большому альбому. Детям и родителям очень понравилось принимать участие в таком творческом проекте. Также проводится «Книжкина неделя», на которой дети узнают откуда берется книга, авторов произведения. Приносят свои любимые книги и в группе оформляется выставка любимых книг.
Помимо «Книжкиной недели», проводится «Театральная неделя», где воспитанники и педагоги показывают театральные постановки. Это очень хорошая традиция, направленная на эмоционально-эстетическое и духовно-нравственное воспитание детей в детском саду, благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Многие родители водят детей на детские представления нашего городского театра «Пилигрим», а также за пределами нашего города, в отпускной период. Дети делятся своими впечатлениями от посещения спектаклей.
Приобщая детей к истории и традициям своего народа, в саду проводят народные праздники «Колядки» ,«Масленица», «Жаворонки». Дети с большим интересом принимают участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки. В некоторых семьях эти традиции сохранены по сей день.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомим детей с народными промыслами России: дымковская игрушка, городецкая, хохломская и жостовская росписи, филимоновская игрушка. Для этого в группе есть «Уголок творчества», где на полочке стоят дымковские и филимоновские игрушки, хохломская посуда, подносы с росписью, а также имеются альбомы и видеоматериал по ознакомлению детей с данными видами художественного творчества.
В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:
- консультации — «Право на жизнь без насилия», «Как бороться с детскими капризами и упрямством», «Воспитание вежливости»
- рекомендации — «Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»
- родительские собрания — «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»
- использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком», «Семейные традиции», «Вредные привычки».
Стараемся вовлекать родителей в педагогический процесс:
- оформляем фотовыставку ко дню Матери «Вместе с мамой», «Я и мой питомец», дети изготавливают подарки своими руками.
- участие в городских конкурсах, например, «Родной язык – святой язык», «Радуга», «Вифлеемская звезда», «Пасхальная капель», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лыжные гонки», «Экскурсия в библиотеку для детей и их родителей», «Родительская гостиная» и др.
Такая взаимосвязь с родителями, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.
Таким образом, работа по воспитанию духовно — нравственных качеств даёт положительные результаты. Дети становятся более активны, инициативны, у них развивается чувство ответственности, долга, сострадания ко всему живому, чувство гордости за свои хотя и маленькие, но уже результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»
Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...
Инновационный опыт работы на тему "Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной и православной культуры"
Духовно- нравственное воспитание детей возможно только усилиями семьи, образовательного учреждения и государства...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, активизация позитивных, гармоничных отношений ребенка...
Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
современные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
из опыта работы...
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Опыт работы «Современные формы и методы духовно — нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...