Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
статья (младшая группа) по теме
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, активизация позитивных, гармоничных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
если на десять лет вперед - сажай лес,
если же на сто лет - воспитывай детей.
Народная мудрость
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не развал экономики, не смена политической системы, а разрушение личности.
Сегодня материальные ценности превозносят над духовными. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Что же мы подразумеваем под духовно - нравственным воспитанием?
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания:
Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка
Задачи:
- Знакомство с духовно-нравственным ценностям и традициями православной России;
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,
- активизация позитивных, гармоничных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине, народу;
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;
Духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. В нашем детском саду оборудован мини-музей «Русская изба», где собран теоретический и практический материал («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски). Ребята с удовольствием посещают краеведческий музей в нашем городе. Знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью своих предков, историей Николаевского района.
Развитие личности ребенка изначально закладывается в семье. Семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Дети учатся жить среди людей, любить, проявлять к другим внимание и доброе отношение.
Я педагог, и считаю, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям дошкольного учреждения и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.
В своей работе ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении: на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз.
Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Для того чтобы лучше узнать семью, в начале года составляю «социальный паспорт» группы, в котором отмечаю следующие факторы: возраст родителей, количество детей в семье, состав семьи, образовательный уровень родителей, социально-экономическая ситуация в семье.
Атмосфера общения с родителями всегда очень теплая, дружеская. Возникшие вопросы, планирование совместной деятельности проводим за круглым столом с чаепитием. Всегда есть, что рассказать и послушать: кто-то готовит презентацию, кто-то красочный рассказ, а некоторые оформляют фотоальбомы
Стараясь разнообразить работу с родителями, кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций я использую разнообразные формы работы:
- беседы: «Семейное духовно-нравственное воспитание»,
- консультации: «Роль матери в воспитании ребенка в семье», «Роль отца в семье»
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование
родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного
воспитания в семье;
- совместные с родителями праздники, спектакли;
- совместные творческие работы детей и родителей;
- совместные проекты: « Дружная семья – народов Заволжья», «Семейные календарные праздники апреля»
- семейные гостиные («День матери», на котором мамы и пели, и танцевали, и участвовали в конкурсах)
- поручения родителям.
Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны народные праздники « Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинные колядки, заклички, дразнилки, пословицы и поговорки.
«Душевный разговор» так называлась беседа с ребятами, которая была направлена на духовно-нравственное воспитание детей через образ иконы Божьей матери, на развитие добрых, уважительных чувств к матери.
Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.
Продолжая данную тему, на занятиях по изодеятельности познакомила детей с народными промыслами России. Провела цикл занятий по знакомству с хохломской росписью. В дальнейшем буду продолжать знакомить с городецкой и жостовской росписями, с каргопольской и филимоновской игрушками.
Создала творческую мастерскую, где использую нетрадиционную технику рисования – пластилинографию. «Чудо - писанки», «Русская матрёшка» и др. работы ребята выполняли в этой технике. Детям очень нравится работать с пластилином.
Наш детский сад посещают ребята разных национальностей: русские, казахи, армяне, татары. Совместный с родителями проект «Дружная семья народов Заволжья», познакомил ребят с культурой этих народов, их традициями, обычаями. Считаю, что дети должны знать богатое культурное наследие своей страны во всём его многообразии. Традицией стало возложение цветов к «Вечному огню», участие детей в шествии «Бессмертный полк», в акции «Сирень Победы», в районном конкурсе-фестивале «Памяти павших будем достойны».
Все что я представила, лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, на основе сотрудничества семьи и детского сада дает положительный результат.
Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о друзьях, о семье, о родителях, которые живут их интересами, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «САМЫЙ ЛУЧШИЙ В МИРЕ ДОМ, ДОМ У МАМЫ ПОД КРЫЛОМ»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ...
Статья на публикацию по теме:"Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
публикация опыта работы в электронном сборнике материалов конференции «Гражданское и национально-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы»...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Опыт работы по экологии «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Опыт работы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по патриотическому воспитание дошкольников через проектную деятельность и представить вашему вниманию проект &la...