Конспект ОД по валеологии в старшей группе на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_valeo_st_gr.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по валеологии в старшей группе
на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
-пополнять словарный запас детей за счёт качественных прилагательных (сладкий, горький, вкусный, солёный, кислый ит.д.)
Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Ход НОД:
Воспитатель:
Здравствуйте, гости!
Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, когда люди здороваются, что они желают друг другу?
Дети: здоровье!
Воспитатель: Мне кажется, что «Здравствуй» - лучшее из слов
Потому то «здравствуй» значит - будь здоров.
Правило запомни, знаешь – повтори. Чаще это слово людям говори.
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, слово «здравствуй» говорить пора!
Воспитатель: Здоровье - это самая главная ценность в жизни. Здоровье, как волшебная палочка помогает выполнить самые заветные желания. Только здоровый человек может быть по- настоящему счастливым! Что значит быть здоровым? (ответы детей).
Воспитатель: Какие пословицы о здоровье вы знаете?
Дети:
- Чистота – залог здоровья.
-Кто аккуратен, тот людям приятен.
-Здоровье - дороже богатства.
Воспитатель. : А я знаю поговорку о здоровье: « Я здоровье берегу. Сам себе я помогу» (повторить с детьми). Мы сможем помочь сберечь здоровье, если будем хорошо знать свой организм. Я приглашаю вас в страну Здоровья.
Давайте скажем волшебные слова:
1,2,3 повернись, в стране Здоровья окажись!
Вот мы попали в страну Здоровья. В этой стране изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы человека.
Воспитатель: Ребята, ответьте кто такой командир?
-А знаете ли вы, что в каждом из нас живёт свой «командир»? Живёт он в нашей голове, управляет нашими руками, ногами, мыслями и зовут его … (головной мозг)
-Мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.
-А знаете, дети, что у него есть важная функция - это память. Она помогает нам запоминать на долгие-долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. Посмотрите как выглядит головной мозг (на картине и на примере грецкого ореха)
-А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё запомнить?
-Правильно.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А нос – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут!
Сейчас я загадаю вам загадку об одном из наших помощников.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются (глаза)
Молодцы!
-Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
Для чего человеку нужны глаза? (ответы детей)
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко —
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
-Так зачем же человеку глаза?
-Правильно, ребята, благодаря глазам, мы получаем всю информацию об окружающем мире.
Давайте рассмотрим иллюстрацию глаза.
- Глаз у человека похож на белое яблоко. В центре которого находится зрачок. А еще есть веки и реснички. Вверху реснички большие. А внизу маленькие. Они защищают глаза от пыли и вредного мусора. А когда мы моргаем стряхивают их. Чтобы глаза не болели, нужно делать гимнастику для глаз:
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: А теперь давайте расскажем о правилах по охране глаз.
Воспитатель: послушайте загадку о органе чувств человека.
Маша слушает в лесу,
Как кричит кукушка.
А для этого нужны
Нашей Маше…
(Уши)
Воспитатель: Для чего человеку уши?
Давайте рассмотрим ухо на иллюстрации.
Ухо снаружи похоже на ракушку, внутри его есть трубочка, которая упирается в туго натянутую, как на барабане тонкую кожицу, её называют барабанная перепонка. Давайте обследуем пальчиком ухо. Далеко ли уходит слуховой проход? Чтобы туда не попадали пыль, грязь и микробы, выделяется сера. Когда мы моем уши, она удаляется вместе с грязью.
Давайте проверим, хорошо ли вы, ребята, слышите.
Игра «Кто позвал тебя, узнай»
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Воспитатель: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать, что сейчас прозвучит? ( шуршание бумаги, льется вода, колокольчик, и тд)
Воспитатель: Слышите вы хорошо, а как нужно ухаживать за ушами, чтобы они не болели? (работа по корректурным таблицам)
Отгадайте загадку о органе чувств человека.
Вот гора, а у горы - две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит. (нос)
- Для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи)
Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты очень маленькими ресничками, которые все время колышутся, как трава на ветру. К ним прилипают пылинки, попавшие в нос вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если же в нос попадает что-то стишком тяжелое - мы чихаем. Пройдя через нос, очищенный и увлажненный воздух, плавно опускается «готовеньким» в носоглотку.
Какой бы трескучий мороз не стоял на улице, прежде чем попасть в легкие, воздух всего за секунду непременно согреется до температуры тела. А если человек находится в сауне или в знойной Африке, какой воздух поступает внутрь? Горячий и сухой? Нет! Нос умеет не только нагревать, но и охлаждать воздух.
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
- А теперь давайте сыграем в игру «Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить, что им дали понюхать в баночках (можно предложить апельсин, хлеб, яблоко, лук, чеснок, и т.п.)
Наши носики могут не только определять приятные запахи, но и предупредить об опасности? (испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорела еда на плите)
Так для чего человеку нос? Что нужно делать, чтобы нос хорошо дышал?
Какие правила ухода за носом вы знаете?
-не засовывать в нос посторонние предметы,
-не ковырять в носу,
-делать дыхательную гимнастику
Отгадайте мою загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
Воспитатель:
Для чего нужен человеку язык? (ответы детей: разговаривать, различать вкусы)
Рассмотрите свой язычок в зеркале. Поверхность языка имеет участки, которые помогают различать вкус: сладкое, кислое, соленое, горькое.
-Что бывает кислое? (сладкое, соленое)
Воспитатель: Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом)
Воспитатель: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств.
А еще вы сказали, что язык нужен человеку, чтобы разговаривать.
Для того, чтобы он хорошо разговаривал, сделаем гимнастику для языка:
«Жил - был Веселый язычок. Рано утром он вставал, открывал окошко и выглядывал. Посмотрел на право, посмотрел на лево. Начал кушать вкусное варенье. Посмотрел на часики, вспомнил, что ему нужно перекапать огород, взял лопату. Поработал, устал, пошел отдыхать».
Воспитатель: А мы переходим к пятому органу чувств – это осязание. С помощью наших пальчиков мы можем узнать предметы на ощупь.
А чтобы пальчики хорошо работали, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
«Рыбка»
А сейчас я вам предлагаю погладить рукой, и на ощупь определить поверхность.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вы справились со всеми заданиями в стране Здоровья. Вам понравилось в стране Здоровья? Что мы там сегодня исследовали? (ответы детей: органы чувств: уши, глаза, нос язык, пальцы). Для чего нам они нужны? (ответы детей)
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И вернемся в детский сад.
И на прощанье
Скажем всем мы: «До свиданья!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД во 2 младшей группе На тему: "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"
Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни, потребности в сохранении своего здоровья.Задачи:- формировать у детей потребность заботиться о своём здоровье;- дать детям понятие «предм...
Конспект совместной деятельности - интегрированного досуга с детьми второй младшей группы на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
Программное содержание:Образовательные задачи:Закрепить знания детей о правильном пользовании предметами гигиены и культурно-гигиенические навыки.Формировать у детей понятие о том, что такое здоровье,...
Конспект занятия по формированию ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»
Конспект занятия по формированию ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Цель: формирование представлений о здоровье, как одной из г...
Календарный план в старшей группе на тему: "Я здоровье сберегу -сам себе я помогу".
Календарный тематический план...
Конспект НОД во 2й младшей группе на тему: "Я здоровье берегу- сам себе я помогу".
Формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье...
Проект в старшей группе на тему "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"
Формирование культуры здоровья у детей 5-6 лет, сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни...
Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе на тему «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
Конспект занятия в старшей группе ...