Доклад по инновационной теме 2020-2021гг
учебно-методический материал
Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ происходит постепенно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_pedagogov_20-21.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
Тема инновационной работы: «Развитие познавательной активности детей с ОВЗ через знакомство детей с объектами природного и рукотворного мира
по технологии ТРИЗ»
Развитие познавательной активности у детей д/в происходит постепенно.
Работая с детьми с ОВЗ , которые нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи, сталкиваюсь с проблемой развития познавательной сферы. Это связано с тем, что у детей с ОВЗ мыслительная деятельность характеризуется сниженной познавательной активностью и преобладает:
- дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса;
- восприятие окружающего происходит неравномерно, усвоение материала зачастую оказывается нестойким, расплывчатым
Поэтому для детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности.
Цель работы: развитие познавательной активности у детей с ОВЗ через использование «модели мира»
В результате ознакомления детей с объектами природного и рукотворного мира решаются следующие задачи:
1. Знакомить детей с моделью, формировать классификационные умения;
2. Представить возможную методику организации занятий с использованием дидактических игр с объектами природного и рукотворного мира;
3. Повышать компетентность родителей в соответствии с индивидуальными особенностями детей (рекомендации, памятки и т.п.);
4. Развивать познавательный интерес через использование дидактических игр и игр-тренингов;
5. Повышать собственную педагогическую компетентность по данному вопросу.
В связи с этим возникает необходимость создания специальных эффективных методов и приёмов развития познавательной активности детей с ОВЗ. При подборе игры или задания необходимо учитывать склонности и предпочтения ребёнка, стараться по возможности связывать задания с интересами, это один из главных принципов при работе с детьми с ОВЗ. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание изображение различных ситуаций) дети получают определённый сенсорный опыт. Сенсорная игра является основой чувственного опыта детей. Это такие игры , которые помогают получить зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные и вкусовые ощущения. Ведущая роль при организации игр с детьми с ОВЗ принадлежит педагогу , он показывает способы действия с предметами и направляет деятельность детей . Чем больше способов действия дети освоят, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт. Получив задание обследовать предмет наощупь ребёнок с интеллектуальными нарушениями не может выделить форму , размер, величину, может просто держать предмет в руках. Без специально организованной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается. Органом осязания служит рука. Следовательно, развитию ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
- лепка из пластилина, теста;
- аппликация из разного материала ( бумага, ткань, пух и т.д)
-аппликационная лепка, т.е. заполнение рисунка пластилином)
- оригами
-рисование (пальцем, ватными палочками и т.п)
Для ознакомления детей с объектами природного и рукотворного мира я использую лепку.
Например осенью мы знакомимся с группой овощей, фруктов, грибов и ягод по 2-3 объекта. Ребёнку предлагается пластилиновая дорожка (грядка), перед ребёнком выкладываются различные крупы: горох, фасоль, гречка, рис. Для занятия используется один вид крупы. Затем педагог выкладывает картинку с изображением объекта и проговаривается задание с показом способа действия.
- Это грядка (показ), сегодня мы посадим морковку. И дети берут крупу и вдавливают крупу в пластиллин, тем самым сажают морковку. В процессе игры дети развивают зрительные, слуховые, двигательные ощущения. При ознакомлении с фруктами дети приклеивают например: горох (яблоки) на яблоньку. В результате игры дети запоминают овощи, фрукты. Для закрепления знаний детей я изготовила - дидактическое пособие «Теремок» Это моя инновация. Здесь работа ведётся непосредственно с картинками. Пособие позволяет знакомить детей с объектами природного и рукотворного мира в игровой интересной форме. Работа ведётся от простого к сложному.
Сначала простые игровые упражнения: « Покажи», «Спрячь яблоко», «Найди», «Дай мне огурец», «Найди такой же как у меня» и т.п
А затем уже игры на усложнение: «Чего не хватает», «Кто живёт вверху?», «Отгадай загадку», «Разложи внизу овощи, а вверху фрукты». В результате игровых упражнений дети развивают память, внимание, мышление, речь, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.
Я считаю, что использование данных способов и приёмов обеспечивает сенсорный и эмоциональный комфорт детей, постепенно вводит в их жизнь новое и способствуют установлению контакта между ребёнком и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
Тема Инновационного плана «Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через обучение созданию образных характеристик объектов, используя модель "Лимерик....