Рабочая программа дополнительного образования "АБВГДЕйка"
проект
Рабочая программа для разновозрастной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kruzhok_abvgdeyka_kurtyamovoy_v_t_d_yamgort.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Овгортская общеобразовательная школа – интернат среднего общего образования»
Рассмотрено | «Утверждаю» |
на заседании педагогического совета «30» августа 2023г. Протокол № 1 | Директор МБОУ «ОШИСОО» «30» августа 2023г. _____________Е.В. Сергеева Приказ № 182 от 30.08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
непосредственной образовательной деятельности
кружка
«АБВГДЕйка
разновозрастной группы
на 2023 – 2024 учебный .год
Куртямовой Вероники Тимофеевны
Рабочая программа составлена на основе федеральной образовательной программы дошкольного образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
с. Овгорт
2023 г.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………….….3
1.1Возрастные особенности детей средней группы (от 4 до 5 лет)………..….3
1.2 Организационные условия проведения занятий……………………….…...4
1.3 Основные приемы обучения…………………………………………………4
- Цели и задачи программы………………………………………………………..5
2.1 Цели программы………………………………………………………………5
2.2 Задачи программы…………………………………………………………….5
- Учебно-тематический план………………………………………………………5
- Планируемые результаты…………………………………………………………6
- Материально-техническое обеспечение………………………………………...7
- Список литературы……………………………………………………………….7
- Пояснительная записка
1.1 Возрастные особенности детей средней группы (от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
1.2 Организационные условия проведения занятий
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 68 учебных часов.
Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, во второй половине дня, 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия –20 минут. В середине занятия проводится физкультурная пауза.
1.3 Основные приемы обучения
- Выполнение артикуляционной гимнастики с использованием индивидуальных зеркал и без них;
- Работа по соотношению цвета и качества звука;
- Описание событий и предметов с опорой на предметные и сюжетные картинки;
- Использование кассы букв и слогов, слоговых таблиц, стихов, рассказов, скороговорок, чистоговорок;
- Упражнения в тетради с использованием ручек, цветных и простых карандашей;
- Образное описание объектов, явлений окружающего мира (загадки, пословицы, поговорки), беседа, многократное повторение.
- Цели и задачи программы
2.1 Цели программы
- Обучить первичным навыкам овладения грамоте;
- Развивать фонематический слух и познавательную активность;
- Активизировать процессы внимания, памяти, мышления;
- Вести профилактику дисграфии и дислексии;
- Развивать речевое дыхание.
2.2 Задачи программы
- Добиваться интонационной выразительности устной речи;
- Учить чётко артикулировать все звуки;
- Воспитывать любовь и уважение к родному языку;
- Прививать интерес к чтению и литературе;
- Приучать к дисциплине.
- Учебно-тематический план
№- п\п | Название темы | Кол-во занятий | Дата |
Знакомство. Диагностика, выявление ранее приобретённых знаний и умений | 1 | 07.09.23 | |
Школа вежливости. Речь. Виды речи (устная, письменная) | 1 | 14.09.23 | |
Речь письменная. Предложение. Графическая схема предложения. Коллективный пересказ сказки «Маша и три медведя» | 1 | 21.09.23 | |
Предложение и слово. Диагностика графических навыков. Умение пользоваться письменными принадлежностями | 1 | 28.09.23 | |
Деление слов на слоги. Букварь – первая учебная книга. Составление предложений | 1 | 05.10.23 | |
Звуки в речи, в словах. Чистоговорки. | 1 | 12.10.23 | |
Гласные И, А, О, Ы, У. Знакомство со словами, обозначающими предмет. Печатание букв. | 1 | 19.10.23 | |
Гласные Е, Ё, Ю, Я. Ударение. Печатание букв. Пересказ сказки «Колобок». | 1 | 26.10.23 | |
Согласные М, Л. Составление предложений. Описание любимой игрушки. Чтение слогов. | 1 | 02.11.23 | |
Знакомство с буквой Р. Чистоговорки. | 1 | 09.11.23 | |
Звуки гласные и согласные. Звонкие и глухие. | 1 | 16.11.23 | |
Звук и буква Н. Чистоговорки. | 1 | 23.11.23 | |
Звук и буква С. Чистоговорки. Заучивание стихов. | 1 | 30.11.23 | |
Звук и буква К. Чистоговорки. | 1 | 07.12.23 | |
Мягкие и твердые согласные. Чтение сказки «Проказы зимы». | 1 | 14.12.23 | |
Звук и буква Т. Мягкие и твердые согласные. Русские народные потешки. | 1 | 21.12.23 | |
Звук и буква В. Коллективное составление рассказа. Сказка «Волк и козлята». Пословицы и поговорки. | 1 | 28.12.23 | |
Звук и буква К. Мягкие и твердые согласные | 1 | 12.01.24 | |
Звук и буква Ш. Парные согласные. Сказка «Лиса и журавль». | 1 | 18.01.24 | |
Звук и буква Ш. Парные согласные | 1 | 25.01.24 | |
Звук и буква Ж. Звонкие и глухие согласные. | 1 | 02.02.24 | |
Звук и буква Б. Парные согласные. | 1 | 08.02.24 | |
Звук и буква З. Парные звонкие и глухие согласные. Составление сказки про зайчика. | 1 | 15.02.24 | |
Звук и буква Д. Парные звонкие и глухие согласные. Загадки | 1 | 22.02.24 | |
Звук и буква Х. Чтение слов. Беседа о хлебе | 1 | 29.02.24 | |
Звук и буква Ч. Чистоговорки | 1 | 07.03.24 | |
Разделительный мягкий и твёрдый знак. Составление кроссвордов | 1 | 14.03.24 | |
Звук и буква Ю. Составление рассказа. | 1 | 21.03.24 | |
Звук и буква Ц. Звонкие и глухие согласные. Заучивание стихов | 1 | 28.03.24 | |
Звук и буква Ф. Чтение слогов | 1 | 04.04.24 | |
Ударение | 1 | 11.04.24 | |
Звук и буква Э. Гласные и согласные. Слова, которые обозначают признаки предметов. Описание игрушки. | 1 | 18.04.24 | |
Звук и буква Щ. Чтение слов с шипящими звуками | 1 | 25.04.24 | |
Звуки в речи. Звуковой анализ слова. Чтение сказки «Теремок». | 1 | 04.05.24 | |
Слог. Слова противоположные по значению. Итоговое занятие. Работа с предметными картинками. Характеристика изученных звуков в словах | 1 | 11.05.24 | |
Итоговое занятие. Обобщающее занятие по теме: речь, единица речи | 1 | 18.05.24 |
- Планируемые результаты
К концу учебного года у обучающихся детей воспитывается чуткость к звучанию и написанию слов. На этапе слогового чтения дети без затруднений переходят к слитному чтению. Формируется интерес к языку.
Обучающиеся должны знать:
- буквы русского алфавита, соответствующие им звуки.
Обучающиеся должны уметь:
- вычленять звуки в словах, определять их место;
- научиться различать гласные/согласные звуки;
- определять на слух звонкие/глухие звуки;
- отвечать на вопросы преподавателя, слушать и выполнять основные требования.
Виды контроля: текущий, итоговый.
- Материально-техническое обеспечение
Место проведения: кабинет дополнительного образования
№ п/п | Наименование оборудования | Количество |
1. | Столы для воспитанников | 5 |
2. | Стулья | 15 |
3. | Магнитная доска | 1 |
4. | Стеллаж для хранения инвентаря | 1 |
5. | Дидактические и раздаточные материалы, наглядно-методические пособия, иллюстрации,тетради, ручки, карандаши, ластик | В соответствии с количеством обучающихся |
6. | Технические средства: СD-диски; магнитофон; фотоаппарат; экран для проектора; видеопроектор; | 1 1 1 1 1 |
- Список литературы
- Мазнин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей / И.А. Мазнин. 2-е издание. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 96 с.
- Белая А.Е.Пальчиковые игры / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М.: Учитель, 2019. – 120 с.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 125 с.
- Громова О.В. Методика формирования начального детского лексикона / О.В. Громова. – М., ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселова. - М.:ТЦ Сфера, 2015. – 152 с.
- Жукова Н.С. - Букварь: учебное пособие / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. –96 с.
- Жукова Н.С. - Первая книга для чтения / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2017. –80с.
- Жукова Н.С. – Домашняя тетрадь - Звуки буквы:учимся читать 4-5 лет./под ред. Чупина Т.В., -М.: Академия развития, 2018. –32 с.
- Жукова Н.С. – Домашняя тетрадь - Серия «Говорим правильно»: слова и звуки; делим слова на слоги; вот предлог простой / Н.С. Жукова. –М: Сфера, 2018. –87 с.
- Зайцев Н.А. - Методика Николая Зайцева или учимся всему и сразу / Н.А. Зайцев –М.: Сова, 2018 . –72 с.
- Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей / Н.А. Зайцев. – СПб: НОУДО Методики Н.Зайцева, 2018. – 128 с.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников / В.И. Ковалько. - М., Вако, 2019. – 176 с.
- Куликовская Т. Потешки и скороговорки для малышей /Т. Куликовская. – М.: Проф-Пресс, 2016. –48 с.
- Савельева Е.А. Пальчиковые и жестикулярные игры в стихах для дошкольника, 2010. – М.: Детство-Пресс. –64 с.
- Сутеев В.Г. Сказки и картинки / В.Г. Сутеев. – М.: Малыш, 2018. –640 с.
- Тетрадь с прописями: печатные буквы./под ред., Е.С. Русокова. – М.: Омега, 2018. –58 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2016. – 141 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева.–М., Просвещение, 2013. –239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Приказ № 234 "О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч"
О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2014 - 2015 уч...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...