Праздничная программа "Мой край родной, таинственный Ямал"
план-конспект занятия

Куртямова Вероника Тимофеевна

праздничная программа в разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_rodnoy_tainstvennyy_yamal.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая программа «Мой край родной, таинственный Ямал!»

Место проведения: филиал МБОУ «Овгортская ШИСОО» в д.Ямгорт (разновозрастная  группа)    

Возрастная группа: разновозрастная группа от 1.5 до 6 лет

Воспитатель: Куртямова В.Т.

Дата проведения:  06.12. 2023 г  

Цели:

-Формирование патриотического сознания, посредством ознакомления с  национальной культурой народа ханты;

-Вовлечение в активную досуговую деятельность.

Задачи:-

-Развивать интерес детей к традициям земли, на которой мы живем;

-Воспитывать любовь к своему краю, чувство патриотизма;

-Способствовать формированию физических  и интеллектуальных качеств.

Ход программы:

Воспитатель:- Здравствуйте,  уважаемые гости и дети!

Дети вместе:   Вуся улаты, ханам ёх па ханэм нэнат!

Воспитатель: - Сегодня мы собрались на праздник, чтобы отметить день рождение нашей Родины - Ямала.
Суров мой север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотой.

Тимур:  Вы на карту посмотрите
И Ямал на ней найдите,
 
Потому что здесь наш дом.
Мы на Севере живем

Воспитатель:   Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому краю, Ямало- Ненецкому округу. Сегодня о Ямале знает весь мир. На бескрайних просторах округа сегодня кипит работа. На нашем Ямале добывают нефть, газ. Рыбаки ловят рыбу, охотники добывают пушнину, оленеводы пасут оленей.

Воспитатель:

- Как  называется наш округ? (ЯНАО)

- Как называется наш окружной центр? (г. Салехард)

- Как называется наш район? (Шурышкарский район)

- Как называется наша деревня? (д.Ямгорт)

3.Как называется наша речка? (речка Сыня)

4.Какие села, поселения нашего района вы знаете? (Мужи,Ямгорт, Овгорт, Азовы, Горки, Шурышкары, Восяхово Нымвожгорт, Вытвожгорт, Оволынгорт, ….)

Воспитатель:  О Ямале, уникальном, Северном крае России сложено немало песен и стихов.

Полина:

Галина Усевич.   Подружка.

Из тундры на оленях приехала подружка

На ней такая новая нарядная ягушка!

Ягушка вся рассшита,

В орнаменте подольчик.

Пришила дочке маме к ягушке колокольчик,

Чтоб дочь не потерялась-

Ведь тундра велика.

Услышит колокольчик

Мать из далека.

Дети вместе: Ямал - наш край, Ямал- наш дом, Ямал – наша малая родина.

Частушки:

1.Мы в Ямгорте живем,

Вкусны шанежки печем

И частушек много знаем,

Все сейчас для вас споем.

2.Сыня речка, Сыня речка

Ой студеная вода,

Кто бывал на Сыне речке-

Не забудет никогда.

3.Ветер дует, ветер дует,

Ветер дует с Севера.

А ямгортские ребята

Чуть повыше клевера.

4.Я на реченьку пешком

Ходила умывалася.

Кааб не наша реченька

Куда бы я девалася.

5.Мы частушки вам пропели

Хорошоли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

 

Воспитатель: Своеобразная красота северной природы, душевность живущих здесь людей способствуют пробуждению творчества. Тут и солнечный свет, и осенняя грусть, и восторженная любовь к родному краю.

Полина: Утром солнышко встает нас на улицу зовёт

Выхожу из дому я-

Здравствуй, улица моя!

Артем: Я пою и в тишине подпевают птицы мне.

Сережа: Травы шепчут мне в пути

Ты скорей дружок расти

Ренат: Отвечаю травам я, отвечаю ветру я, отвечаю солнцу я

Здравствуй,  Родина моя!

Песня «В гости зимушку зовём»
1.Вот сидит пушистый кот,
В гости зимушку зовет:
«Мяу! Мяу! Мяу! Мяу!»-
В гости зимушку зовет (2 р).

2.Мышки рядом тут как тут,
В гости зимушку зовут:
«Пи-пи-! Пи-пи-!»
В гости зимушку зовут (2р)

3.Песик Шарик прибежал,
Мышек с котиком прогнал:
«Гав- Гав! Гав- Гав!»
Мышек с котиком прогнал. (2р)

Виолетта:   На Ямале мы живем,
Дружно песенки поем,
Будем жить мы здесь всегда-
Не страшны нам холода.

Ольга :Снежный край – Ямальская земля,
Теплотою веет от тебя.
Ямал, Ямал – чудесные края,
Ямал, Ямал – богатая земля.

Воспитатель: Танцы народов Севера... Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. В танцах мы встречаем быстрого оленя, ленивого медведя, легкокрылую чайку. В танцах оживает северная природа.

Хантыйский танец: «Хорам эвиет»

Воспитатель: 

- А каких коренных жителей Ямала вы знаете?

Дети: Ханты, ненцы, манси, селькупы…

Воспитатель: Отгадайте загадку:

В тундре голой и холодной,

Он стадо оленей пасёт.

Зря тут бродит волк голодный,

Потому что это стадо стережёт…. (Оленевод)

Тимур: Галина Усевич. Олень.

В тундре бегает весь день

Белоснежный мой олень.

У него рога ветвисты

На ногах –копытца.

Не провалиться в сугробе,

Очень быстро мчится.

Запрягу оленей в нарты,

В руки я возьму хорей.

Прокатиться на оленях,

Позову своих друзей.

Профессия -  оленевод очень почётна для народов севера, ведь олень – это и средство передвижения, и еда, и одежда. Круглый год оленеводы пасут огромные стада оленей. А чем ещё занимаются коренные жители севера?

Дети: Охотой, рыбалкой.

Воспитатель: В наше время у народов ханты и ненцев есть свой праздник – «День оленевода», во время которого проводятся различные соревнования: борьба, перетягивание палки, тройной прыжок, прыжки через нарты, набрасывание тынзяна на хорей, гонки на оленьих упряжках.  В конце соревнований выбирают самого лучшего оленевода. 

Я предлагаю поиграть в  игры, устроить спортивные состязания, а победители получат призы.

1.Конкурс «Построй чум».

Игрокам команд необходимо добежать до линии и выложить палками чум. Та команда, которая закончила строительство первой, должна поднять руки. Только тогда конкурс будет считаться законченным.

2.Конкурс «Живая природа»

Воспитатель: - Народы, проживающие на территории Ямала, особенно внимательно и бережно относятся к растениям и животным, изучают их повадки, образ жизни.

Давайте проверим насколько вы, дети, внимательны, наблюдательны, интересуетесь жителями лесов, тундры и тайги. Вам предстоит разгадать загадки .

1. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит. (сова)

2. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове.
Рогами защищается ,
От врагов спасается. (олень)

3.Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет,
И на охоте помогает. (собака)

4. Кто в жестокую пургу,
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается? (куропатка)

5. Ушки на макушке,
Хвостик как пушок,
Очень симпатичный
Маленький зверек. (белка)

6. Ягодки в лесу на кочках,

Укрываются в листочках.

Синяя у всех туника,

Ищем что мы?...( Голубику)

7. Какую ягоду собирают поздней осенью на болоте? (клюква)

8. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

3.Эстафета «По кочкам за ягодами»  (у каждой команды по ведру. Напротив команды кочки – 4 шт. и обруч с шариками «болото» – у одной команды красные шарики, у другой – жёлтые. Первый бежит по кочкам, берёт на «болоте» один шарик, кладёт в ведро и возвращается назад, шарик кладёт в корзину, ведро отдаёт следующему игроку и т.д.)

4.  Эстафета «Охотники» (по 5 человек, на пластмассовых лыжах - снегоступах. Первый игрок скользит до обруча, лежащего на другой стороне зала, в котором стоят игрушки – звери. Берёт одну зверюшку и возвращается с ней назад, отдаёт лыжи следующему игроку и т.д.)

5. Эстафета «Поймай оленя» (по 5 игроков, у каждого кольцо. Первый игрок добегает до ограничительной линии, набрасывает кольцо на кольцеброс «рога оленя». Затем возвращается к команде и т.д.)

6. Эстафета «Рыбаки» (по 5 человек, первый игрок с удочкой в руке бежит до озера (обруча) с рыбками, ловит одну, снимает с крючка и бежит к команде, передаёт удочку следующему)

7.   Эстафета «Бег в мешках».

(Каждой  команде даётся один мешок.  Выбегает один участник в мешке до поворотных стоек и обратно, затем передаёт мешок следующему участнику).

8. Эстафета «Перетягивание палки».

Петя: Я хочу, чтоб край мой милый
Стал еще прекрасней,
Я хочу, чтоб люди жили
В радости и счастье.

Песня: «Обской вальс» (исполняют родители с детьми)

Катит вдаль свои воды родная река.

Мне не жаль, пусть несёт она дальше меня.

Я пою, и к тебе моя рвется душа –

Обь моя, удивительно ты хороша!

Салехард вот уж скрылся вдали за кормой,

И закат золотит берега над тобой,

И горит на волнах солнца огненный шар –

Обь моя, удивительно ты хороша!

Будут здесь новостроек гиганты расти,

Край наш весь будет жить, молодеть и цвести.

Мы споем как горит молодая душа.

Обь моя, удивительно ты хороша!

Воспитатель: А сейчас приглашаем на выставку национальной одежды.

Воспитатель: Дорогие ребята! Вот и окончилось наше путешествие. Мы надеемся, что оно вам понравилось, и надолго сохраниться в душе память о нём.

Люблю тебя, седой Ямал!

Ты - край снегов,

Ты - край полярного сиянья,

России нашей достоянье.

Спасибо хочется сказать за все минуты счастья.

Живи, Ямал, и процветай

И будь, Ямал, ещё прекрасней!

До свидания! Паям уллаты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - Ямал"

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет с учетом регионального компонента.Проводится в I полугодии учебного года....

Игра- путешествие для старшего дошкольного возраста посвященное Дню рождения Ямала: "Ямал... Мой край родной"

Развлечение в форме игры для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к Дню рождения Ямала. В мероприятии принимают участия несколько групп детского сада...

Проект «Мой край родной Ямал» ( Профессии Ямала)

Тип проекта: Познавательно -творческийдолгосрочныйУчастники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)Интеграция образовательных област...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Край ты мой, Ямал»

Познакомить детей с историей и традициями народов севера, показать особенности культуры, быта коренных народов, расширять кругозор дошкольников.Дать представление о природных богатствах (нефть, газ) Р...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию. Тема: «Мой край родной- седой ЯМАЛ

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно&ndash...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...