Доклад для воспитателей на тему «Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности»
консультация (средняя группа)
Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флѐрина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). Работа над словом начинается с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитываются, развиваются, приобщаются к культуре, учатся говорить. В последнее время в результате огромного количества перемен в жизни общества проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Интернет, компьютерные игры и телевидение предлагают неокрепшим умам уже «переваренную» информацию в виде готовых образов и суждений, и ее восприятие не требует напряжения внимания, работы воображения и включения памяти в том объеме, в котором это необходимо для прочтения текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 16.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад для воспитателей на тему
«Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности»
Подготовила: Колосова Л.В., воспитатель.
Приучая ребенка к книге, вы не
просто учите его читать, но делаете его
будущую жизнь ярче, интереснее и богаче.
Олег Рой
Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом. О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флѐрина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.). Работа над словом начинается с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитываются, развиваются, приобщаются к культуре, учатся говорить. В последнее время в результате огромного количества перемен в жизни общества проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Интернет, компьютерные игры и телевидение предлагают неокрепшим умам уже «переваренную» информацию в виде готовых образов и суждений, и ее восприятие не требует напряжения внимания, работы воображения и включения памяти в том объеме, в котором это необходимо для прочтения текста.
Чтение уходит на второй план, становится неинтересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Это принято связывать с развитием экранной культуры, социальных сетей и индустрии развлечений, что обусловливает вытеснение чтения как незаменимого прежде источника социально значимой информации, снижение его культурного престижа. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Чтение - важнейший способ освоения ребѐнком социального опыта, накопленного человечеством. Чтение имеет первостепенное значение для воспитания и образования подрастающего поколения, становления и развития личности. Мы, взрослые, являемся
проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, ибо чтение – это совершенный механизм формирования сознания и духовной жизни растущего человека. Детская литература, которую педагоги каждодневно читают ребенку, – это настоящее искусство, оказывающее на детей положительное воздействие. Чтение литературных произведений детям развивает их душу, гуманность, формирует ум, память, воображение, речь, учит проявлять волю, терпение и другие нужные черты характера, учит творчеству. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном, в том числе, мировоззренческом становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. В формировании интереса к книге и чтению большое значение имеют игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как: «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети продолжают стихотворение; «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза. Одним из действенных методов, способствующих формированию и развитию интереса и литературного вкуса в дошкольном возрасте, является выразительное чтение вслух. Такое чтение способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Необходимо читать, имитируя разные голоса и интонации, делать ударение на ключевых моментах, иногда специально останавливаясь, отвлекайтесь, закрывая книгу, и просить детей напомнить, о чем вы читали и где остановились, делать ударение на те звуки, произношение которых вызывает трудности у детей. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Помимо указанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, педагоги должны владеть приемами, позволяющими включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?». После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «Наша Маша рано встала...». Кроме того, для формирования любви к чтению у детей в условиях детского сада можно рекомендовать следующее: простое чтение в кругу детей, недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов, вечера чтения, выставки книг или организацию книжного уголка, семейные вечера чтения, родительские собрания, праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги). Читать детям должны и родители дома, и педагоги в детском саду. Семья -главнейший социальный институт воспитания подрастающего поколения, именно в семье закладываются духовно-нравственные основы личности. Важное условие формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста - работа воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи: познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, позитивными и негативными стереотипами; расширить их представления о детской литературе; научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему « Использование предметно-графической схемы на занятии по развитию речи»
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи пр...
Консультация для воспитателей на тему: "Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников"
Консультация на тему:«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников» То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я по...
Сообщение к педсовету "Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности"
laquo;Мы дружны с печатным словом,Если б не было егоНи о старом, ни о новомМы не знали б ничего!Ты представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?»С.Михалков...
Консультация для воспитателей "Развитие читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
О проблеме формировния читательской грамотности у подрастающего поколения, о методах и приёмах формирования читательской грамотности....
Доклад на тему «Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности» Подготовила: Колосова Л.В., воспитатель.
Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник. Читательская грамотность – это способность понимать, ис...
Консультация для Воспитателей на тему: «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Цели, задачи пальчиковой гимнастики, для детей....