«Нравственно – патриотическое воспитание детей с ТНР во второй младшей группе».
учебно-методический материал (младшая группа)

Фоменко Оксана Геннадьевна

 Опыт работы «Нравственно – патриотическое воспитание детей с ТНР во второй младшей группе».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Опыт работы по теме:

                   «Нравственно – патриотическое воспитание детей с ТНР

                                       во второй младшей группе »

                                         (2019-2020 учебный год).

                                                                                           Воспитатель:

                                                                              Фоменко Оксана Геннадьевна

                                           г. Ставрополь 2019 год.

                «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям

                                 – непременное условие нормального здоровья ума и сердца.

               Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

                                                                                                           Д.С. Лихачев.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Актуальность темы:

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина

Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы она

стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, представителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего мира.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Теоретическая база опыта.

Методологической и теоретической основой опыта являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З. Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, М.Н. Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.).

В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кряжева Н.Л.

«Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».

Цель моей педагогической деятельности - формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; Формирование        бережного        отношения        к природе и        всему живому; Воспитания уважения к труду; Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Главной задачей в нравственно-патриотическом воспитании должен стать выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: природа и мир животных; семья, родной дом, город, край; труд людей, традиции. То есть – это приобщение их к устному народному творчеству.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, совместно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В процессе работы ознакомить детей с родным краем через художественную литературу, иллюстрации, но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В этом помогает музей русского быта в образовательном учреждении. Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в историю быта родного края. Важное место в нравственно – патриотическом воспитании принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Формирование патриотических чувств, проходит в тесной связи с семьёй. Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями. Мною были определены основные принципы, которые легли в основу моего педагогического опыта. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой  детский сад, родная страна, родная природа, родная культура. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подобрана наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.

Принцип последовательности. Только последовательное изучение материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания постепенно, в определённой системе. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Благодаря нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила поведения, быстрее развиваются. Принцип  прочности. Я стремлюсь к        тому, чтобы знания, полученные во время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты:

Для детей. Знать имя, отчество родителей. Знать, где работают их родители.

        Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

        Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.

        Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.

Знать название своего города, название некоторых улиц.

Для педагога. Создать развивающую среду в группах детского сада. Систематизировать собственные педагогические знания по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Организация взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс.

Новизна опыта. Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно- патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.

Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где основанием является повышение личной компетентности в вопросе патриотического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство детей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с детским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со страной.

Технология опыта. Работу по воспитанию нравственно-патриотических чувств я начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические основы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовала следующую технологию: М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой

«Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и

начальной школе». В диагностике принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет. Первичная диагностика показала, что 50% (12 детей) не могут назвать членов семьи,  дом и улицу на которой проживают,        имеют низкий уровень развития речи, внимания; у 30 % (8 детей) – средний уровень; у 15% (4 ребёнка) – высокий уровень знаний. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы.

Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Для того, чтобы улучшить качество знаний детей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным, я использовала различные методы и приемы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; использование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование; оформление семейных альбомов.

Весь материал по патриотическому воспитанию я разбила на блоки:

 1-«Моя семья. Мой дом»

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления детей с семьёй были организованы сюжетно – ролевые игры:«Семья» - дети учились заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учились проявлять доброту, учились культуре общения. В игре «Строители» ребята учились трудиться в коллективе. В группе оборудован уголок ряжения и есть все необходимые атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно подобранная художественная литература: стихотворение Л. Квитко «Бабушкины руки»,А. Яковлев Мама»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей» и др. При чтении сказки «Доктор Айболит» К.Чуковского не только знакомила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, желание заботиться об окружающих людях. Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания трудиться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формировала основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выполнения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нужно дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисциплинированными. Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Чей малыш», «Назови ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку».С большим удовольствием с ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки», « Лохматый пес»,«Лиса и гуси» , «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Курочка- хохлатка»,которые учат детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как решительность, дисциплинированность, ответственность, формирование волевых качеств личности, желание помочь другому.  В конце учебного года был поставлен спектакль по рассказу В.Г. Сутеева Кто сказал- мяу?» где дети показали себя в роли маленьких актёров . Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника отечества. Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?». Совместно с родителями оформили семейный фото – альбом, генеалогическое древо семьи.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.

2-«Мой детский сад». Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со своей группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми правила поведения в каждом помещении группы. Например: в столовой (когда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери). Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью познакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой), показать расположение и оборудование медкабинета, познакомить с некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Ирина Лазаревна рассказала детям, для чего необходим медицинский кабинет в

детском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По окончании экскурсии детей угостили витаминами. Экскурсия в столовую произвела на детей большое эмоциональное впечатление. Во время экскурсии дети познакомились с поваром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока (холодный, горячий цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу. Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отношения к растениям и животным.

3- «Мой родной город» Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить.

Работа по воспитанию любви к родному городу началась с бесед, в ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном городе. Рассмотрели с детьми альбом с фотографиями родного города, созданный с помощью родителей воспитанников  Рассмотрели  улицу, на которой расположен детский сад, объяснила, что у каждой улице есть свое название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома. Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, сообщала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные игры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно - прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сделал русский народ.

Для развития нравственно – патриотических знаний дошкольников использую метод проектов, что  поддерживает повышенный интерес детей к занятиям. Мной разработаны такие проекты как: «Волшебная елка детского сада» - в этом проекте я старалась развивать интерес к окружающему миру, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, бережного отношения к ней; расширять кругозор детей; «Наши соседи - домашние животные» - в этом проекте поставила задачу расширить и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных, их характерных особенностях, научить детей ухаживать за домашними животными, воспитать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому. Проект «Хлеб – всему голова» - у детей появились знания о хлебе, хлебобулочных изделиях (о выращивании хлеба от зерна до колоска); познакомила детей с профессиями людей, выращивающих хлеб. В ходе работы над проектом «Моя мамочка самая - самая…» закрепила знание детьми имён своих мам, старалась вызвать чувство гордости и уважения к самому дорогому человеку на земле - маме. Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному краю. В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, которые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.

В группе оформлен мини - музей «Хлеб - всему голова», где представлены различные экспонаты: колоски зерен пшеницы, ржи; картинки сельскохозяйственных машин; альбом профессий и т.д. Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, аквариум, природный материал, календарь природы, представлены книги с иллюстрациями  природы  края,  достопримечательностей  родного  города. В

«Книжном уголке» выставлена детская и художественная литература соответственно возрасту детей, находятся фотоальбомы «Наш город Ставрополь » (герб города, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авторов),

«Наши родители» (профессии ). Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как активными участниками педагогического процесса. Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей. Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей:

«Краски Осени» (поделки из листьев, цветов и ягод); «Лесная красавица» (изготовление ёлок своими руками). «Мама, папа, я здоровая семья». С помощью родителей был оформлен «Семейный альбом группы». Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году и уборке участка на улице. Мною для родителей были подготовлены консультации: «Какие игрушки нужны малышу», «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера», «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Результативность опыта.

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям

взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.

-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.

- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших  родственниках. Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе в первом лице- «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).

-Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.

-Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).

-Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).

Анализируя свою работу, на будущее, наметила следующие задачи:

Пополнить методическую литературу, практический материал;

Обогащать и совершенствовать воспитание патриотических чувств, ведь это было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие человеческие ценности; Разработать и провести проект-экскурсию «Мой город Ставрополь».

Список литературы.

Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников.- Воспитатель ДОУ (практический журнал) №4, 2010,с.4.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие.

– М.: Айрис-пресс, 2003.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников (методическое пособие)- М.: ЦГЛ. 200Интернет – ресурсы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по нравственно-патриотическому воспитанию в 1 -ой, 2-ой младшей группе

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться н...

План-конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя дружная семья» во второй младшей группе

1. Закрепить понятия: «имя» и «фамилия»;2. Систематизировать представления детей о семье, учить называть членовсвоей семьи, понимать роль взрослых и де...

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Я живу в Башкортостане» в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждениеДетский сад №10 «Снежинка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан     Проек...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» (в подготовительной группе).

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Россия – Родина моя» ( подготовительная группа)....

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Я живу в Башкортостане» в младшей группе

В последнее время все более заметной стала утрата нашим обществом традиций российского патриотизма. Работа в направлении воспитания любви к Родине, краю позволит формировать у ребенка правильные предс...

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Наша Родина — Россия» во второй младшей группе.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию — это мероприятие, на котором дети имеют возможность познакомиться с основами патриотического воспитания, его значением и целями. Такие занятия мог...