Семинар практикум для воспитателей «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»
методическая разработка
Задачи:
- Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.
- Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактические
- игры.
- Познакомить воспитателей с методикой работы, приемами и средствами,
- способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии
- музыкальных способностей каждого ребенка.
- Вооружить необходимыми знаниями о правильном подборе музыкально –
- дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_dlya_vospitateley_muzykalno_-_didakticheskie_igry.docx | 931.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
Семинар практикум для воспитателей
«Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»
Разработал:
музыкальный руководитель
Телегина Екатерина Петровна
г. Нягань
Семинар практикум для воспитателей
«Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».
Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.
Форма проведения: семинар – практикум
Аудитория: воспитатели групп
Количество участников: музыкальный руководитель, воспитатели.
Задачи:
- Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.
- Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактические
- игры.
- Познакомить воспитателей с методикой работы, приемами и средствами,
- способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии
- музыкальных способностей каждого ребенка.
- Вооружить необходимыми знаниями о правильном подборе музыкально –
- дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка.
Ожидаемые результаты: получение необходимых знаний о
значимости музыкально– дидактических игр в развитии ребенка.
Информационно – техническое обеспечение: экран, ноутбук, музыкальный
центр, флеш – карта, фортепиано.
Материалы и оборудование: музыкально – дидактические
игры, музыкальные инструменты, диски.
«Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на свете, если у него впереди ничего нет радостного»
А. С. Макаренко
Воспитатели садятся на стулья, расставленные полукругом.
Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые воспитатели. Тема
нашего семинара практикума «Музыкально-дидактические игры для
развития творческих способностей дошкольников».
Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.
Поэтому я предлагаю вам, познакомиться немного с теорией и попробовать
самим проиграть в музыкально- дидактические игры.
Что же такое музыкально – дидактические игры?
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной
деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они
объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение
под музыку, игру на инструментах.
Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у
детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им
разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,
тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с
применением знаний, полученных на занятиях.
Работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строится следующим
образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под
руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность.
Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна
включать развитие игровых действий. Игровое действие должно
помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить
некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.
Музыкально - дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой, индивидуально). Музыкально -дидактические игры находятся в музыкальных уголках , периодически меняются. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Еще Антон Семенович Макаренко писал «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой. Может быть полезной. Но не близкой. Я должен обязательно немного играть».
Музыкально-дидактические игры делятся на две группы. Одна группа
игр - игры, применяемые музыкальными руководителями. Вторая группа игр
– игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и оборудования,
доступные для применения в работе воспитателями групп.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете применять в
совместной деятельности и в повседневной жизни детей, используя при этом
детские музыкальные инструменты, предметы обихода, природные объекты,
игровые пособия.
Музыкальный руководитель: Каждое утро вы встречаете своих
воспитанников в детском саду. Создать положительный эмоциональный
настрой может помочь незатейливая игра «Сочиняем и поем». Суть ее
заключается в том, что вы приветствуете ребенка или всю группу в песенной
форме, и он отвечает вам тем же. Давайте попробуем. Проводится музыкально-дидактическая игра «Сочиняем и поем»
Муз. рук.:. В последствии на ваше музыкальное приветствие дети тоже могут
поприветствовать вас так же, в песенной форме, так как они придумают сами.
Такая музыкальная игра развивает детское песенное творчество, способствует
лучшей адаптации ребенка к детскому саду и просто создает хорошее настроение.
Игры на развитие звуковысотного слуха помогают детям различать звуки,
разные по высоте, чисто интонировать, правильно петь.
Игра «Угадай- ка» (младшая группа)
Дети сидят полукругом, у каждого по маленькой карточке. Воспитатель
начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами,
утка с утятами. А на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул
сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих
детей. Первой стала звать мама утка: «Где мои утята, милые ребята?» Кря-кря!
(поет низким голосом) А дети утята отвечают тоненьким голосом высоким:
«Кря- кря! Мы здесь».
Важным в своей работе считаю развитие у детей чувства ритма.
Чувство ритма у детей – это восприятие и воспроизведение временных
соотношений в музыке, умение чувствовать эмоциональную выразительность
музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкально- дидактическая игра на развитие чувства ритма «Песня гриба».
Музыкальный руководитель предлагает воспитателям поиграть в игру «Эхо» и
дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У
каждого воспитателя в руках музыкальный инструмент.
Текст песни:
Дождь идет… дождь идет,
Дождь грибной… дождь грибной.
Я расту… я расту
Под сосной… под сосной.
Лес притих…. Лес притих
Под дождем… под дождем.
Еж сидит… еж сидит
Под кустом … под кустом.
Следующая игра называется «Угадай песню по ритмическому рисунку».
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.
Сейчас прозвучит ритмический рисунок популярной песни «Маленькой елочке
холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Участникам с желтыми нотками предлагается угадать песню по ритмическому рисунку. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.
Музыкальный руководитель: А сейчас еще одна ритмическая игра «Звучащие жесты».
Музыкальный руководитель: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация
движений.
Звучит полька «Добрый жук» из фильма «Золушка». Участники на каждую
фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:
а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) два пальчика над головой. На
2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты».
Игры на развитие тембрового слуха – это игры на определение
тембрового окраса голоса и звучания музыкальных инструментов.
Такие игры как: «Угадай кто это?», «Догадайся кто поет?», «Воробей
чирикни». Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Наша
задача – поддерживать детей интерес к игре на музыкальных инструментах,
воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение
друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.
Игры «Угадай инструмент», «Сыграй как я» и многие другие.
ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов)
Мы будем озвучивать стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С.
Рано утром в тёмном небе
Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)
Капли стукали по крыше
Отчего запел весь дом: (Треугольник)
Тут поднялся сильный ветер, Дудочка,
Зашумел в листве, в саду: (фольга)
С веток яблоки срывались,
Падали на землю – Бум! (Барабан)
А сороки от испуга
Растрещались по округе: (Трещётка)
Гром ударил ещё раз: (Кастрюля)
И затихло всё тот час.
Музыкальный руководитель: С помощью такой дидактической игры у детей развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Безусловно, во всех упражнениях присутствует элемент творчества.
Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно
изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
Музыкально – дидактические игры для развития музыкальной памяти
и слуха «Наши песни», «Музыкальный телефон», «Музыкальный магазин», «Что делают в домике? (на закрепление музыкальных жанров) «Какая музыка?» Воспитателям раздаю карточки с изображением танцующих вальс,
народную пляску и польку. Звучат музыкальные пьесы, соответствующие
содержанию рисунков на карточках, воспитатели узнают произведение и
двигаются в характере музыки. Игра «В гости песенка пришла»
Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских
способностей.
Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального
сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.
Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.
Воспитатель:
В гости песенка пришла
И подарок принесла.
Ну-ка, Таня, подойди,
Что в мешочке, посмотри!
Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить
песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка,
зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку
индивидуально, хором или ансамблем.
Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может
упоминаться в песенке.
Музыкально - дидактических игр очень много. Есть игры для восприятия музыки, для развития эмоциональной сферы ребенка.
Я думаю, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии
музыкальных и творческих способностей ваших воспитанников, вы их сможете
использовать в своей работе.
Желаю вам интересных, весёлых и познавательных игр с вашими детьми!
Играйте с детьми и получайте только положительные эмоции.
Всем большое спасибо! До новых встреч! До свидания!
Список литературы.
1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания
в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М.:
просвещение, 1983. - 255 с.
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в
процессе музыкальных игр. М., 1958.
3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.:
Просвещение, 1978. - 96 с.
4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И.
Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
5. Каплунова И. М.Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз.
руководителя дет. сада. - С-П.: Изд. «Композитор», 2005.
6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей
дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.
7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из
опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.
8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для
студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский
центр «Академия», 1998. - 240 с.
9. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя
дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с
Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель
МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей. Музыкально-дидактические игры.
Музыкально-дидактические игры....
мастер-класс для воспитателей " Музыкально- дидактические игры на развитие творческих способностей дошкольников"
Использование дидактических игры способствует укреплению психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.Музыкально-дидактические игры воздействую...
Выступление на региональном семинаре – практикуме для педагогов ДОУ «Роль сказки в развитии творческих способностей детей»
Развитие творческих способностей детей через моделирование сказки....
Мастер-класс для воспитателей "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"
Цель: Освоение и последующее применение различных вариантов творческих методов и приемов для развития музыкальных способностей дошкольников. Материал и оборудование:- разноцветные нотк...
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»...
Семинар-практикум для родителей "Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей дошкольников 5 - 6 лет"
Цель данного мероприятия - обогатить знания родителей о развитии творческих способностей детей в домашних условиях; раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками дл...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...