Семинар практикум для воспитателей «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»
методическая разработка

Телегина Екатерина Петровна

Задачи:

  • Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.
  • Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактические
  • игры.
  • Познакомить воспитателей с методикой работы, приемами и средствами,
  • способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии
  • музыкальных способностей каждого ребенка.
  • Вооружить необходимыми знаниями о правильном подборе музыкально –
  • дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Семинар практикум для воспитателей

 «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»

https://rgdb.ru/images/News_main/2021/10/14/04/telefon.jpghttps://sun6-20.userapi.com/s/v1/ig2/SqN_DzSJ1qCC-Put00GU0q3StcC-pJN6q2dYU6QDWkL5rjNVPahTgH2lSaCsIeC8AcxnIZJTEjC2kVBw2ANZOhTj.jpg?size=800x800&quality=96&crop=0,0,800,800&ava=1

                                                                             

                                                                              Разработал:  

                               музыкальный руководитель

Телегина Екатерина Петровна

                                                                                         

г. Нягань

Семинар практикум для воспитателей

«Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».

Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.

Форма проведения: семинар – практикум

Аудитория: воспитатели групп

Количество участников: музыкальный руководитель, воспитатели.

Задачи:

  • Показать значимость музыкально – дидактических игр в развитии ребенка.
  • Дать представление воспитателям, что такое музыкально – дидактические
  • игры.
  • Познакомить воспитателей с методикой работы, приемами и средствами,
  • способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии
  • музыкальных способностей каждого ребенка.
  • Вооружить необходимыми знаниями о правильном подборе музыкально –
  • дидактических игр в соответствии с возрастом ребенка.

Ожидаемые результаты: получение необходимых знаний о

значимости музыкально– дидактических игр в развитии ребенка.

Информационно – техническое обеспечение: экран, ноутбук, музыкальный

центр, флеш – карта, фортепиано.

Материалы и оборудование: музыкально – дидактические

игры, музыкальные инструменты, диски.

 

«Мы открываем детям дверь в мир музыки, помогаем делать первые шаги к прекрасному. Мы хотим видеть наших детей счастливыми. Человек не может жить на свете, если у него впереди ничего нет радостного»

 А. С. Макаренко

Воспитатели садятся на стулья, расставленные полукругом.

Музыкальный руководитель: Добрый день, уважаемые воспитатели. Тема

нашего семинара практикума «Музыкально-дидактические игры для

развития творческих способностей дошкольников».

Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает: 10% того, что слышит, 50 % того, что видит, 70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает.

Поэтому я предлагаю вам, познакомиться немного с теорией и попробовать

самим проиграть в музыкально- дидактические игры.

Что же такое музыкально – дидактические игры?

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной

деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они

объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение

под музыку, игру на инструментах.

Основное значение музыкально – дидактических игр – формировать у

детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им

разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,

тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с

применением знаний, полученных на занятиях.

Работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строится следующим

образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под

руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность.

Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна

включать развитие игровых действий. Игровое действие должно

помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить

некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально - дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой, индивидуально). Музыкально -дидактические игры находятся в музыкальных уголках , периодически меняются. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Еще Антон Семенович Макаренко писал «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать настаивать, я буду посторонней силой. Может быть полезной. Но не близкой. Я должен обязательно немного играть».

Музыкально-дидактические игры делятся на две группы. Одна группа

игр - игры, применяемые музыкальными руководителями. Вторая группа игр

– игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и оборудования,

доступные для применения в работе воспитателями групп.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете применять в

совместной деятельности и в повседневной жизни детей, используя при этом

детские музыкальные инструменты, предметы обихода, природные объекты,

игровые пособия.

Музыкальный руководитель: Каждое утро вы встречаете своих

воспитанников в детском саду. Создать положительный эмоциональный

настрой может помочь незатейливая игра «Сочиняем и поем». Суть ее

заключается в том, что вы приветствуете ребенка или всю группу в песенной

форме, и он отвечает вам тем же. Давайте попробуем. Проводится музыкально-дидактическая игра «Сочиняем и поем»

Муз. рук.:. В последствии на ваше музыкальное приветствие дети тоже могут

поприветствовать вас так же, в песенной форме, так как они придумают сами.

Такая музыкальная игра развивает детское песенное творчество, способствует

лучшей адаптации ребенка к детскому саду и просто создает хорошее настроение.

 Игры на развитие звуковысотного слуха помогают детям различать звуки,

разные по высоте, чисто интонировать, правильно петь.

Игра «Угадай- ка» (младшая группа)

Дети сидят полукругом, у каждого по маленькой карточке. Воспитатель

начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами,

утка с утятами. А на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул

сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы птицы потеряли своих

детей. Первой стала звать мама утка: «Где мои утята, милые ребята?» Кря-кря!

(поет низким голосом) А дети утята отвечают тоненьким голосом высоким:

«Кря- кря! Мы здесь».

Важным в своей работе считаю развитие у детей чувства ритма.

Чувство ритма у детей – это восприятие и воспроизведение временных

соотношений в музыке, умение чувствовать эмоциональную выразительность

музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкально- дидактическая игра на развитие чувства ритма «Песня гриба».

Музыкальный руководитель предлагает воспитателям поиграть в игру «Эхо» и

дает установку на запоминание ритма и пропевание слов в тексте. У

каждого воспитателя в руках музыкальный инструмент.

Текст песни:

Дождь идет… дождь идет,

Дождь грибной… дождь грибной.

Я расту… я расту

Под сосной… под сосной.

Лес притих…. Лес притих

Под дождем… под дождем.

Еж сидит… еж сидит

Под кустом … под кустом.

Следующая игра называется «Угадай песню по ритмическому рисунку».

Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.

Сейчас прозвучит ритмический рисунок популярной песни «Маленькой елочке

холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Участникам с желтыми нотками предлагается угадать песню по ритмическому рисунку. Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

Музыкальный руководитель: А сейчас еще одна ритмическая игра «Звучащие жесты».

Музыкальный руководитель: В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация

движений.

Звучит полька «Добрый жук» из фильма «Золушка». Участники на каждую

фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:

а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) два пальчика над головой. На

2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты».

Игры на развитие тембрового слуха – это игры на определение

тембрового окраса голоса и звучания музыкальных инструментов.

Такие игры как: «Угадай кто это?», «Догадайся кто поет?», «Воробей

чирикни». Дети очень любят играть на музыкальных инструментах. Наша

задача – поддерживать детей интерес к игре на музыкальных инструментах,

воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение

друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

Игры «Угадай инструмент», «Сыграй как я» и многие другие.

ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов)

Мы будем озвучивать стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С.

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом: (Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер, Дудочка,

Зашумел в листве, в саду: (фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (Барабан)

А сороки от испуга

Растрещались по округе: (Трещётка)

Гром ударил ещё раз: (Кастрюля)

И затихло всё тот час.

Музыкальный руководитель: С помощью такой дидактической игры у детей развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Безусловно, во всех упражнениях присутствует элемент творчества.

Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно

изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

Музыкально – дидактические игры для развития музыкальной памяти

и слуха «Наши песни», «Музыкальный телефон», «Музыкальный магазин», «Что делают в домике? (на закрепление музыкальных жанров) «Какая музыка?» Воспитателям раздаю карточки с изображением танцующих вальс,

народную пляску и польку. Звучат музыкальные пьесы, соответствующие

содержанию рисунков на карточках, воспитатели узнают произведение и

двигаются в характере музыки. Игра «В гости песенка пришла»

Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских

способностей.

Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального

сопровождения хором, ансамблем и индивидуально.

Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.

Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.

Воспитатель:

В гости песенка пришла

 И подарок принесла.

 Ну-ка, Таня, подойди,

 Что в мешочке, посмотри!

Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить

песенку, в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка,

зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку

индивидуально, хором или ансамблем.

Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может

упоминаться в песенке.

Музыкально - дидактических игр очень много. Есть игры для восприятия музыки, для развития эмоциональной сферы ребенка.

Я думаю, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии

музыкальных и творческих способностей ваших воспитанников, вы их сможете

использовать в своей работе.

Желаю вам интересных, весёлых и познавательных игр с вашими детьми!

Играйте с детьми и получайте только положительные эмоции.

Всем большое спасибо! До новых встреч! До свидания!

Список литературы.

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания

в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических институтов. - М.:

просвещение, 1983. - 255 с.

2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в

процессе музыкальных игр. М., 1958.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. М.:

Просвещение, 1978. - 96 с.

4. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студ. Пед. ин-тов / Под ред. В. И.

Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.

5. Каплунова И. М.Этот удивительный ритм: Кн. для воспитателя и муз.

руководителя дет. сада. - С-П.: Изд. «Композитор», 2005.

6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном

воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей

дет. садов. - М.: просвещение, 1986. - 144 с.

7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников: Из

опыта работы муз. руководителя. - М.: Просвещение, 1982. - 96с., ил.

8. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для

студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - 2-е из. - М.: Издательский

центр «Академия», 1998. - 240 с.

9. Радынова О. П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз. руководителя

дет. сада. - М.: Просвещение, 1990. - 160с

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для воспитателей " Музыкально- дидактические игры на развитие творческих способностей дошкольников"

Использование дидактических игры способствует укреплению  психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.Музыкально-дидактические игры воздействую...

Мастер-класс для воспитателей "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Цель: Освоение и последующее применение различных вариантов творческих методов и приемов для развития музыкальных способностей дошкольников. Материал и оборудование:- разноцветные нотк...

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников»...

Семинар-практикум для родителей "Использование инновационных технологий в развитии творческих способностей дошкольников 5 - 6 лет"

Цель данного мероприятия - обогатить знания родителей о развитии творческих способностей детей в домашних условиях; раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками дл...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...