СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.
Задачи:
- повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей;
- оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов;
- мотивирование педагогов на творческую деятельность;
- формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_sovremennye_podhody_k_formirovaniyu_hudozhestvenno-tvorcheskih_sposobnostey.docx | 41.13 КБ |
prilozhenie_1.docx | 12.02 КБ |
prilozhenie_2.docx | 13.08 КБ |
refleksiya.docx | 10.86 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
для педагогов ДОУ
«Современные подходы
к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
педагог доп.образования
НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Родничок»
Павлючик Марина Владимировна
г.п. Пойковский
2023г.
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.
Задачи:
- повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей;
- оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов;
- мотивирование педагогов на творческую деятельность;
- формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.
Оборудование и материалы:
- ТСО: ПК, проектор, экран.
- Слайдовая презентация
- Столы для участников семинара
- 2 мольберта с магнитами
- Аудио-файлы на Яндекс-диске
На столах у участников:
- телефоны с выходом в интернет, наушники
- листы бумаги А4
- прозрачные обложки для переплета
- Акварель
- кисти №5 и №2
- акварельные карандаши
- стаканчики с водой
- влажные салфетки.
Ход семинара:
Слайд 1 | ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности. |
Слайд2 | Сегодня много говорится о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество» сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии. С развитием творческого потенциала личности связывают экономический рост государства, развитие всех отраслей народного хозяйства и как следствие благосостояние народа. |
Слайд 3 | Развитие высоких технологий влечет автоматизацию и роботизацию производства, что уменьшает долю труда, требующую человеческих ресурсов для выполнения однотипных операций. Более востребованы в современном мире профессии, предполагающие творческую активность их обладателей. Очевидно, что творчество более важно для взрослых, чем для детей, но именно в детстве происходит его формирование и развитие. Развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка, пусть он и не станет в будущем знаменитостью, но творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути. |
Слайд 4 | Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых), склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме всего прочего дошкольное детство – сенситивный период развития воображения. В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников. |
Слайд 5 | Прежде, чем мы продолжим, я предлагаю вам уточнить те понятия, о которых сегодня пойдет речь. Педагоги получают карточки (Приложение 1), на которых написаны определения понятий: художественное творчество, изобразительное искусство, способности, продуктивная деятельность, детское творчество. В течение 3 минут педагогам необходимо выяснить, какие понятия определены в карточках. |
Слайд 6 | Художественное творчество – деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии. Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Как вы думаете, изобразительное искусство и художественное творчество – это одно и тоже? Какое понятие шире? |
Слайд 7 | Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности. |
Слайд 8 | Детское творчество – деятельность, в результате которой ребенок создает субъективно новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Продуктивная деятельность детей – деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. |
Слайд 9 | Упражнение «Что лишнее?» Педагогам предлагается исключить виды деятельности, не являющиеся продуктивными. |
Слайд 10 | Теперь уточним, что такое творческие способности? Существует несколько подходов в определении творческих способностей:
Подробнее ознакомиться с мнением указанных выше исследователей вы можете в Приложении 2. |
Слайд 11 | Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Творческое мышление характеризуется:
Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В контексте дошкольного воспитания можно говорить лишь о субъективно новом - новом для конкретного ребенка. Воображение ребенка может повторять существующее, но об этом он не знает, он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Так же творческие способности определяются:
В изобразительной деятельности заложен огромный потенциал для развития всех перечисленных компонентов творческих способностей: развивая детское изобразительное творчество, мы развиваем и художественно-творческие способности. |
Слайд 12 | Условия развития детского изобразительного творчества:
|
Слайд 13 |
|
Слайд 14 |
Примеры мотивации:
|
Слайд 15 |
Если всё занятие строится на играх, забавах, связанных с изобразительной деятельностью, то происходит подмена мотивов детей. Для них становится интересной игра, а не обучение. Если же по содержанию выбранная педагогом форма будет насыщена самой различной информацией, но при этом подача материала будет монотонной и скучной, дети быстро устанут. Большая часть полезной информации останется не активизированной и не востребованной дошкольниками. |
Слайд 16 |
|
Слайд 17 |
|
Слайд 18 |
|
Слайд 19 |
|
Слайд 20 |
|
Слайд 21 |
|
Слайд 22 | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «Использование элементов ТРИЗ технологии и арттерапии для развития творческих способностей детей». |
Слайд 23 | Упражнение «Дорисовка» Цель: формирование умения видеть образ и дорисовывать его, развитие воображения, ориентировки на плоскости, творческих способностей детей. Оборудование и материалы: Листы бумаги А4, цветные карандаши. Содержание: Педагогам предлагается нарисовать «каракули» с закрытыми глазами. Затем рисунок передается рядом сидящему товарищу, которому нужно дорисовать каракули таким образом, чтобы получился какой-нибудь образ. На выполнение упражнения отводится 5-10 мин. |
Слайды 24 | Упражнение «Волшебная монотипия» Цель: раскрепощение, развитие воображения и творческого мышления, связной речи, умения соединять различные свойства и качества предметов. Оборудование и материалы: Листы бумаги А4, прозрачные обложки для переплета, акварель, кисти №5, №2, акварельные карандаши, стаканчики с водой, влажные салфетки. Содержание: Педагогам предлагается сделать монотипию: нанести в центр прозрачной обложки несколько разноцветных (или одноцветных) пятен акварелью, затем положить на обложку лист бумаги, разгладить, снять с обложки. Получившуюся кляксу нужно преобразовать в образ фантастического существа, дорисовывая недостающие детали красками или карандашами. Закрашивать саму кляксу нельзя! На выполнение упражнения отводится 5-10 мин. |
Слайд 25 | По завершению рисования педагогам предлагается рассказать о своем персонаже по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать. |
Слайд 26 | Упражнение «Нарисуй музыку» Цель: развитие ассоциативного мышления и творческих способностей. Оборудование и материалы: телефоны с выходом в интернет, наушники, аудио-файлы на Яндекс-диске, листы бумаги А4, акварель, кисти №5 и №2, акварельные карандаши, стаканчики с водой, влажные салфетки. Содержание:
Педагоги рассчитываются на 1-2-3-4, записывают свой номер в уголке листа бумаги. Затем им предлагается пройти по ссылке в мессенджере Viber в папку на Яндекс-Диске, в которой находятся четыре аудио-файла под номерами 1,2,3,4. Педагогам нужно, прослушивая музыку под своим номером через наушники, нарисовать ее акварелью и акварельными карандашами, так, как они ее себе представляют. На выполнение упражнения отводится 5-10 мин. |
Слайд 27 | По завершении рисования педагоги вывешивают свои рисунки на мольберты, группируя их по номерам. Затем ведущий семинара предлагает участникам прослушать фрагменты музыкальных произведений и определить, какая из групп рисунков им соответствует. При этом ведущий просит авторов рисунков не подсказывать.
|
Слайд 28 | Итоговая часть. Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение». Сегодняшний семинар помог мне убедиться … Выполнять задание мне помогало… В ходе семинара мне было… Я оцениваю семинар… |
Слайд 29 | Борис Михайлович Теплов говорил: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается» Не правда ли, эти слова напоминают притчу о «зарытых талантах»? Правда еще и в том, что талант – это явление врожденное, но проявится он в человеке или нет, зависит от той среды, в которой воспитывается ребенок. Зерно, брошенное на асфальт под палящие лучи солнца, не прорастет. Наша задача: рассмотреть в детях зачатки творческих способностей и создать условия для их развития. |
Используемая литература:
Консультация: «Педагогические условия развития творческих способностей детей». Петрова Е. Н. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/08/konsultatsiya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskih
«Воображение, его виды и функции. Понятие творческого воображения» Мария Шулика https://proza.ru/2007/06/07-75
Диагностика творческих способностей. https://studfile.net/preview/3191907/
Условия развития детского изобразительного творчества. Гучетль С.Ю. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/usloviya-razvitiya-detskogo-izobrazitelnogo-tvorchestva
Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку https://ludirosta.ru/post/kak-aleksandr-skryabin-otkryl-miru-svetomuzyku_858
Консультация: «Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ». Романовская Е.Р. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/20/motivatsiya-metody-i-priemy-motivatsii-v-dou
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Художественное творчество – | вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. | |
Изобразительное искусство – | деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. | |
Способности – | деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии. | |
Детское творчество – | деятельность, в результате которой ребенок создает субъективно новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. | |
Продуктивная деятельность детей – | индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности. |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Творческие способности
А.Н. Лук | В.Т. Кудрявцев и В. Синельников | ТРИЗ и АРИЗ |
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие. 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы. 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части. 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту. 7. Гибкость мышления. 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки. 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 11. Лёгкость генерирования идей. 12. Творческое воображение. 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла. | 1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. | 1. Способность рисковать. 2. Дивергентное мышление. 3. Гибкость в мышлении и действиях. 4. Скорость мышления. 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 6. Богатое воображение. 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений. 8. Высокие эстетические ценности. 9. Развитая интуиция. |
Предварительный просмотр:
Сегодняшний семинар помог мне убедиться ____________________________________
__________________________________________________________________________
Выполнять задание мне помогало_____________________________________________
__________________________________________________________________________
В ходе семинара мне было___________________________________________________
__________________________________________________________________________
Я оцениваю семинар________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Сегодняшний семинар помог мне убедиться ____________________________________
__________________________________________________________________________
Выполнять задание мне помогало_____________________________________________
__________________________________________________________________________
В ходе семинара мне было___________________________________________________
__________________________________________________________________________
Я оцениваю семинар________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Сегодняшний семинар помог мне убедиться ____________________________________
__________________________________________________________________________
Выполнять задание мне помогало_____________________________________________
__________________________________________________________________________
В ходе семинара мне было___________________________________________________
__________________________________________________________________________
Я оцениваю семинар________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности
Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....
«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...
«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...
Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...
заседание Центра методического сопровождения педагогов художественно-эстетического развития дошкольников на тему «Применение современных подходов к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности (аппликац
Попробовав хоть раз сделать поделки из фетра своими руками, невозможно остановиться. Это занятие очень увлекательно, хочется творить снова и снова....
"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"
Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...
Семинар-практикум «Современные подходы к формированию художественно творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».
Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...