СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Павлючик Марина Владимировна

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.

Задачи:

  • повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей;
  • оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов;
  • мотивирование педагогов на творческую деятельность;
  • формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

 

Слайды: https://disk.yandex.ru/i/YUokstod49Aq8Q

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

для педагогов ДОУ

«Современные подходы

к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

педагог доп.образования

НРМ ДОБУ «ЦРР – детский сад «Родничок»

Павлючик Марина Владимировна

г.п. Пойковский

2023г.

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.

Задачи:

  • повышение компетентности педагогов в вопросах развития творчества детей;
  • оказание помощи в раскрытии творческого потенциала педагогов;
  • мотивирование педагогов на творческую деятельность;
  • формирование чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

Оборудование и материалы:

  • ТСО: ПК, проектор, экран.
  • Слайдовая презентация
  • Столы для участников семинара
  • 2 мольберта с магнитами
  • Аудио-файлы на Яндекс-диске

На столах у участников:

  •  телефоны с выходом в интернет, наушники  
  •  листы бумаги А4
  •  прозрачные обложки для переплета
  • Акварель
  •  кисти №5 и №2
  •  акварельные карандаши
  •  стаканчики с водой
  •  влажные салфетки.

Ход семинара:

Слайд 1

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.

Слайд2

Сегодня много говорится о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество» сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии, даже в политологии. С развитием творческого потенциала личности связывают экономический рост государства, развитие всех отраслей народного хозяйства и как следствие благосостояние народа.

Слайд 3

Развитие высоких технологий влечет автоматизацию и роботизацию производства, что уменьшает долю труда, требующую человеческих ресурсов для выполнения однотипных операций. Более востребованы в современном мире профессии, предполагающие творческую активность их обладателей.

Очевидно, что творчество более важно для взрослых, чем для детей, но именно в детстве происходит его формирование и развитие. Развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка, пусть он и не станет в будущем знаменитостью, но творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Слайд 4

Дошкольное детство одна из первоначальных ступеней развития творческого потенциала личности. Дошкольник – открыт миру, доверчив, эмоционален, стремиться быть самостоятельным (желание быть похожим на взрослых), склонен к подражанию, стремиться познать окружающий мир. Кроме всего прочего дошкольное детство – сенситивный период развития воображения.

В продуктивных видах деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала дошкольников.

Слайд 5

Прежде, чем мы продолжим, я предлагаю вам уточнить те понятия, о которых сегодня пойдет речь.

Педагоги получают карточки (Приложение 1), на которых написаны определения понятий: художественное творчество, изобразительное искусство, способности, продуктивная деятельность, детское творчество. В течение 3 минут педагогам необходимо выяснить, какие понятия определены в карточках.

Слайд 6

Художественное творчество – деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.

Изобразительное искусство  вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

Как вы думаете, изобразительное искусство и художественное творчество – это одно и тоже? Какое понятие шире?

Слайд 7

Способности индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.

Слайд 8

Детское творчество – деятельность, в результате которой ребенок создает субъективно новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Продуктивная деятельность детей – деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

Слайд 9

Упражнение «Что лишнее?»

Педагогам предлагается исключить виды деятельности, не являющиеся продуктивными.

Слайд 10

Теперь уточним, что такое творческие способности? Существует несколько подходов в определении творческих способностей:

  • Александр Наумович Лук, советский учёный-философ, специалист по теории творчества и науковедению, врач-невропатолог, переводчик; кандидат философских наук.
  • Владимир Товиевич Кудрявцев и Владимир Владимирович Синельников  кандидаты психологических наук
  • Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач)

Подробнее ознакомиться с мнением указанных выше исследователей вы можете в Приложении 2.

Слайд 11

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Творческое мышление характеризуется:

  • умением увидеть в проблеме как можно больше сторон и связей – разносторонностью  мышления;
  • умением отказаться от типичной точки зрения и принять другую – гибкостью  мышления;
  • стремлением отказаться от шаблона или группового мнения – оригинальностью  мышления;
  • способностью к множественной перегруппировке идей и связей – вариативностью  мышления;
  • способностью к анализу творческой проблемы как системы – конкретностью  мышления;
  • способностью к синтезу творческой проблемы как системы – абстрактностью  мышления;
  • неконформностью оценок и суждений даже под давлением – независимостью  мышления;
  • конструктивной активностью в неопределенных ситуациях – толерантностью  мышления.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В контексте дошкольного воспитания можно говорить лишь о субъективно новом - новом для конкретного ребенка. Воображение ребенка может повторять существующее, но об этом он не знает, он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ.

Так же творческие способности определяются:

  • умением увидеть и распознать творческую проблему – внимательностью;
  • восприимчивостью ко всему новому и необычному – открытостью  восприятия.

В изобразительной деятельности заложен огромный потенциал для развития всех перечисленных компонентов творческих способностей: развивая детское изобразительное творчество, мы развиваем и художественно-творческие способности.

Слайд 12

Условия развития детского изобразительного творчества:

  1. Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребёнка как личности. Процесс творческого развития дошкольников целесообразно строить с учетом широкого подхода к решению этой проблемы. В рамках педагогического процесса, направленного на обучение основам изобразительной грамоты, не стоит лишать детей возможности самостоятельно открывать знания и закреплять умения.

Слайд 13

  1. Поощрение творчества и свободного самовыражения детей. На любом возрастном этапе дошкольного детства важно научиться находить подход к любому ребёнку, уметь моментально реагировать на ту или иную складывающуюся на занятии и в свободной деятельности ситуацию.

Слайд 14

  1. Создание условий для мотивации детей. Для раскрытия потенциала каждого ребёнка важно не только учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, но эстетические потребности, на основе которых формируются мотивы. Мотив как побудительная реакция к творчеству имеет большое значение в личностном становлении дошкольника, поэтому развитие детского изобразительного творчества сопряжено с решением проблем, относимых к другим сферам жизнедеятельности дошкольника.

Примеры мотивации:

  • Помоги игрушке
  •  Помоги мне
  •  Научи меня
  •  Создание предметов своими руками для себя
  • Художественное слово
  • Словесный
  • Предметно-действенный
  • Использование ИКТ

Слайд 15

  1. Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях детского сада и дома. При организации детского изобразительного творчества необходимо учитывать два важных фактора. Во-первых, любая форма педагогического процесса, связанного с изобразительной деятельностью, должна быть наполнена определенным содержанием, т.е. в ходе занятия, бесед, экскурсий, игр, ребёнок имел бы возможность пополнять, обогащать свои знания в области изобразительного искусства, узнавать что-то новое, делать открытия и т.д. Во-вторых, творческий процесс наиболее результативен тогда, когда он интересен. Одной из первых и важных задач, решаемых педагогом в работе с детьми, является активизация их интереса. Без наличия интереса невозможно решать ни одну задачу, будь то обучение, закрепление, развитие и т.п. Интерес и способность удивляться являются движущими силами творческого становления. Но во всем необходима мера: и в игре, и в содержательности.

Если всё занятие строится на играх, забавах, связанных с изобразительной деятельностью, то происходит подмена мотивов детей. Для них становится интересной игра, а не обучение. Если же по содержанию выбранная педагогом форма будет насыщена самой различной информацией, но при этом подача материала будет монотонной и скучной, дети быстро устанут. Большая часть полезной информации останется не активизированной и не востребованной дошкольниками.

Слайд 16

  1. Единая позиция педагогов и родителей в понимании перспектив творческого развития детей. Очень важно, чтобы между людьми, имеющими непосредственное отношение к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, наличествовало единение в понимании сущности детского изобразительного творчества, в оценке его результатов, в характеристике педагогических принципов. Разрозненность во взглядах педагогов на проблему творчества не лучшим способом воздействует на детей.

Слайд 17

  1. Учет индивидуальных особенностей детей. Данное условие реализуется в двух направлениях. Первое связано с устранением пробелов в знаниях, с предупреждением, коррекцией и исправлением возникающих педагогических, психологических проблем воспитания и развития детей как творческих личностей. Второе характеризуется активизацией имеющегося творческого потенциала, повышением уровня развития творчества, углублением и

Слайд 18

  1. Создание атмосферы творчества. В организации процесса изобразительного творчества детей важно помнить некую закономерность. От заинтересованности педагога зависит степень увлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к той деятельности, которую он организует, то её результаты будут намного ниже, чем реальные возможности детей.

Слайд 19

  1. Комплексное и системное использование методов и приемов. В педагогической работе нецелесообразно ориентироваться только на один какой-либо метод. Методы и приёмы необходимо варьировать в зависимости от вида творчества, формы организации процесса, индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. Чем разнообразнее методы, тем больше вариантов подачи материала.

Слайд 20

  1. Бережное отношение к процессу и результату творчества. К любому достижению в области изобразительного искусства ребёнок относится как к маленькой победе, поэтому всякое равнодушие или небрежение к его результатам способствует не только появлению отрицательного эмоционального настроя по отношению к дальнейшей деятельности, но и тормозит творческий рост малыша в целом. Данное условие касается и педагогов, и родителей. Так как ребёнок, являясь формирующейся личностью, очень зависим от мнения окружающих взрослых, имеющих для него авторитет, то для него важна оценка родителей и педагога.

Слайд 21

  1. Материальное обеспечение. Без соблюдения этого условия очень сложно достичь высоких результатов.

Слайд 22

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

«Использование элементов ТРИЗ технологии и арттерапии для развития творческих способностей детей».

Слайд 23

Упражнение «Дорисовка»

Цель: формирование умения видеть образ и дорисовывать его, развитие воображения, ориентировки на плоскости, творческих способностей детей.

Оборудование и материалы: Листы бумаги А4, цветные карандаши.

Содержание:

Педагогам предлагается нарисовать «каракули» с закрытыми глазами. Затем рисунок передается рядом сидящему товарищу, которому нужно дорисовать каракули таким образом, чтобы получился какой-нибудь образ.

На выполнение упражнения отводится 5-10 мин.

Слайды 24

Упражнение «Волшебная монотипия»

Цель: раскрепощение, развитие воображения и творческого мышления, связной речи, умения соединять различные свойства и качества предметов.

Оборудование и материалы: Листы бумаги А4, прозрачные обложки для переплета, акварель, кисти №5, №2, акварельные карандаши, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Содержание:

Педагогам предлагается сделать монотипию: нанести в центр прозрачной обложки несколько разноцветных (или одноцветных) пятен акварелью, затем положить на обложку лист бумаги, разгладить, снять с обложки. Получившуюся кляксу нужно преобразовать в образ фантастического существа, дорисовывая недостающие детали красками или карандашами. Закрашивать саму кляксу нельзя!

На выполнение упражнения отводится 5-10 мин.

Слайд 25

По завершению рисования педагогам предлагается рассказать о своем персонаже по плану: Как меня зовут, какой я, где я живу, что я умею делать.

Слайд 26

Упражнение «Нарисуй музыку»

Цель: развитие ассоциативного мышления и творческих способностей.

Оборудование и материалы: телефоны с выходом в интернет, наушники, аудио-файлы на Яндекс-диске, листы бумаги А4, акварель, кисти №5 и №2, акварельные карандаши, стаканчики с водой, влажные салфетки.

Содержание:

  • В конце XIX века музыкально-цветовой синестезией ученые называли разновидность «цветного слуха», то есть особенности, при которой музыкальные звуки вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. «Цветным слухом» обладали многие музыканты: русские композиторы Н.А. Римский – Корсаков, А.А. Кенель и Б.В. Асафьев, литовский художник и композитор М.К. Чюрленис, француз О. Мессиан и австриец А. Шенберг. Каждый музыкант «видел» тональности, окрашенными по-разному. Например, у Б.В. Асафьева ре-мажор приобретал изумрудный оттенок, а у Н.М. Римского-Корсакова он был золотистым. Ре-бемоль мажор в представлении А.А. Кенеля был лимонно-желтым, в то время как Б.В. Асафьев изображал его красным, пылающим словно огненное зарево.
  • Благодаря способности «цветного слуха», Александр Николаевич Скрябин создал собственную систему цветотональности. Именно Скрябин подарил человечеству цветомузыку. Полностью воплотить замысел синтеза искусств композитору удалось в 1910 году в музыкальной поэме «Прометей» («Поэме огня»), которая стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории.
  • Сейчас мы тоже попробуем нарисовать музыку. Постарайтесь прислушаться к своим ассоциациям. Громкость, скорость, ритм – все это можно представить в виде цветных пятен различной конфигурации, размера; линий – ломаных, прерывистых, волнистых, «медленных» и «быстрых». Ведь звук, как и линия, может быть долгим и плавным, или прерывистым острым стаккато.

Педагоги рассчитываются на 1-2-3-4, записывают свой номер в уголке листа бумаги. Затем им предлагается пройти по ссылке в мессенджере Viber в папку на Яндекс-Диске, в которой находятся четыре аудио-файла под номерами 1,2,3,4.  Педагогам нужно, прослушивая музыку под своим номером через наушники, нарисовать ее акварелью и акварельными карандашами, так, как они ее себе представляют.

На выполнение упражнения отводится 5-10 мин.

Слайд 27

По завершении рисования педагоги вывешивают свои рисунки на мольберты, группируя их по номерам. Затем ведущий семинара предлагает участникам прослушать фрагменты музыкальных произведений и определить, какая из групп рисунков им соответствует. При этом ведущий просит авторов рисунков не подсказывать.

  1. Петр Ильич Чайковский «Танец феи Драже»
  2. Сергей Васильевич Рахманинов «Прелюдия соль минор»
  3. Николай Андреевич Римский-Корсаков «Полет шмеля»
  4. Роберт Шуман «Сновидение»

Слайд 28

Итоговая часть. Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться …

Выполнять задание мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар…

Слайд 29

Борис Михайлович Теплов говорил:

«Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается»

Не правда ли, эти слова напоминают притчу о «зарытых талантах»?

Правда еще и в том, что талант – это явление врожденное, но проявится он в человеке или нет, зависит от той среды, в которой воспитывается ребенок. Зерно, брошенное на асфальт под палящие лучи солнца, не прорастет. Наша задача: рассмотреть в детях зачатки творческих способностей и создать условия для их развития.

Используемая литература:

Консультация: «Педагогические условия развития творческих способностей детей».  Петрова Е. Н. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/08/konsultatsiya-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskih 

«Воображение, его виды и функции. Понятие творческого воображения» Мария Шулика https://proza.ru/2007/06/07-75 

Диагностика творческих способностей. https://studfile.net/preview/3191907/ 

Условия развития детского изобразительного творчества. Гучетль С.Ю. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/usloviya-razvitiya-detskogo-izobrazitelnogo-tvorchestva 

Как Александр Скрябин открыл миру светомузыку https://ludirosta.ru/post/kak-aleksandr-skryabin-otkryl-miru-svetomuzyku_858 

Консультация: «Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ». Романовская Е.Р. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/11/20/motivatsiya-metody-i-priemy-motivatsii-v-dou 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Художественное творчество

вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира.

Изобразительное искусство

деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами.

Способности

деятельность, связанная с эстетическим познанием и преобразованием окружающего мира по законам гармонии.

Детское творчество –

деятельность, в результате которой ребенок создает субъективно новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Продуктивная деятельность детей

индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Творческие способности

А.Н. Лук

В.Т. Кудрявцев и В. Синельников

ТРИЗ и АРИЗ

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений - способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.



Предварительный просмотр:

Сегодняшний семинар помог мне убедиться ____________________________________

__________________________________________________________________________

Выполнять задание мне помогало_____________________________________________

__________________________________________________________________________

В ходе семинара мне было___________________________________________________

__________________________________________________________________________

Я оцениваю семинар________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться ____________________________________

__________________________________________________________________________

Выполнять задание мне помогало_____________________________________________

__________________________________________________________________________

В ходе семинара мне было___________________________________________________

__________________________________________________________________________

Я оцениваю семинар________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться ____________________________________

__________________________________________________________________________

Выполнять задание мне помогало_____________________________________________

__________________________________________________________________________

В ходе семинара мне было___________________________________________________

__________________________________________________________________________

Я оцениваю семинар________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности

Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....

«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

   Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...

«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...

Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...

"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...

Семинар-практикум «Современные подходы к формированию художественно творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...