Рабочая программа дополнительного образования экологической направленности «Юный эколог»
рабочая программа (младшая, средняя группа)
Рабочая программа дополнительного образования
экологической направленности
«Юный эколог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19-20_i_20-21_rp_yunyy_ekolog_-_3-5_let.docx | 67.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2019 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» ____________ Кузнецова В.А. Приказ № ___ от ______2019 г. |
Рабочая программа дополнительного образования
экологической направленности
«Юный эколог»
Возраст обучающихся: 3-5 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Мищенкова Дарья Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории
Смоленск
2019
Содержание программы
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
I | Целевой раздел | 3 |
1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Актуальность программы кружка | 3-4 |
1.2 | Цели и задачи | 4-5 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации задач | 5 |
1.4 | Практическое значение кружка | 5 |
1.5 | Формы и режим занятий | 5-6 |
1.6 | Возраст детей и продолжительность реализации кружка | 6-7 |
1.7 | Ожидаемые результаты освоения программы кружка | 7 |
II | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса кружка | 8 |
2.2 | Соотнесение требований ФГОС ДО к содержанию программы кружка | 8 |
2.3 | Планирование содержания работы кружка | 9-26 |
III | Организационный раздел (приложения) | 27 |
3.1 | Предметно-развивающая среда и система работы по программе | 27 |
3.2 | Материально-техническое оснащение занятий. | 27 |
3.3 | Формы проведения итогов реализации программы | 27 |
3.4 | Педагогическая диагностика и методика результативности программы | 28 |
3.5 | Перспектива работы | 28-29 |
3.6 | Методическое обеспечение | 29 |
I Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа кружка «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
1.1 Актуальность программы
Программа кружка «Юный эколог» основана на парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог» для детей младшего дошкольного возраста.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся — а это христианские добродетели.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи:
- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными, расширять и обогащать знания детей об их внешнем виде, повадках и среде обитания;
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе через общения с окружающей средой;
- развивать средствами природы эстетические и патриотические чувства;
- создавать условия для развития творческих способностей каждого ребенка
1.3 Принципы и подходы к реализации программы
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип учета возрастных особенностей детей;
1.4 Практическое значение программы кружка
Практическое значение программы – это изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в цветниках, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности; экскурсий, наблюдений, опытов.
1.5 Формы и режим занятий
Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия. При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди». Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Продолжительность занятий с детьми 3 – 4 лет не более 15 минут, с детьми 4 – 5 лет не более 20 минут.
1.6 Возраст детей и продолжительность реализации программы
Главным обстоятельством, обеспечивающим успех кружковой работы, является понимание воспитателем психофизиологических особенностей детей этого возраста.
Малыши 3-5 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон воспитателя, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя. Итак, успех экологического воспитания малышей могут обеспечить следующие способы взаимодействия взрослого с ними:
- мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния малышей, их переживаний, вызванных прежде всего отрывом от семьи;
- медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
- подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
- частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой
- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;
- осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
- частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).
Продолжительность реализации программы – 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
- 1 этап – с детьми 3 – 4 лет;
- 2 этап – с детьми 4 – 5 лет.
1.7 Ожидаемые результаты освоения программы
Воспитанник должен
знать:
- Правила поведения в природе.
- Растения и их характерные признаки.
- Основные признаки диких и домашних животных.
- Виды птиц своей местности.
иметь представление:
- О перелётных птицах.
- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
- Об охране природы.
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
уметь:
- Выполнять правила поведения на природе.
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..
II Содержательный раздел
2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка
Формы проведения занятий различные:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию) - репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности) - частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом) - исследовательский (самостоятельная творческая работа).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности: - фронтальный (одновременно со всей подгруппой) - индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) - подгрупповой (работа в группах: парах, тройках и др.) - индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).
2.2 Соотнесение требований ФГОС дошкольного образования к содержанию программы кружка
- Отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов осуществляю на основе СанПиН 2.4.1.3049-13 и ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155)
- Введение в действие Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает наличие у воспитателей ДОО компетенций, необходимых для успешного использования инновационных педагогических технологий творческого развития ребенка в образовательном процессе.
- Положение о кружковой работе
- Приказ об организации кружковой работы ДОУ
2.3 Планирование содержания работы кружка
Перспективный план 2 младшей группы
Сентябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра |
2 неделя | «Осень-припасиха» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физ.минутки « Мы капусту рубим..» |
3 неделя | Что нас лечит от простуды | Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. |
4 неделя | «Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Экспериментирование: «Ладошки» |
Октябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
2 неделя | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография. |
3 неделя | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
4 неделя | «Дождик, дождик…» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | Пальчиковая игра «Дождик» |
Ноябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» |
2неделя | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
3неделя | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра. |
4неделя | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
Декабрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Ёлочка-зелёная иголочка» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
2неделя | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
3неделя | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
4неделя | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
Январь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки» |
2неделя | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
3неделя | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
Февраль
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя
| «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда, экспериментирование |
2неделя | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа: о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» |
3неделя | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
4неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; | Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра |
Март
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
2неделя | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, подвижные игры |
3 неделя | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4неделя | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» |
Апрель
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. |
2неделя | «Жучки» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, «Угадай, что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
3неделя | «Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). Узнай по голосу «Какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» |
4неделя | «Волшебница весна» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» |
Май
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1неделя | «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». |
2неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, |
3неделя | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Пальчиковая гимнастика , игры с песком, экспериментирование: «почему песок сыплется». |
4неделя | Экологическая тропа | Развивать умение наблюдать, | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стихотворения «Берегите природу». Подвижная игра: «Раз, два, три к дереву беги» |
Перспективный план средней группы
Сентябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | Смоленская область – наша малая Родина. | Развивать интерес к изучению родного края, воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | 1. Рассматривание иллюстраций о нашем крае. 2. Просмотр видеоролика. |
2 неделя | «Овощи и фрукты» | Закреплять представление детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | 1. Рассматривание иллюстраций с их изображением. 2. Разгадывание загадок. 3. Игра «Угадай на вкус». |
3 неделя | «Что растет в нашем лесу? » | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам(берѐза, клѐн, тополь, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. | 1. Рассказ Лесовичка о лесе (презентация «Деревья»). 2. Рассматривание листьев коры, плодов деревьев. 3. Отгадывание загадок. 4. Игра «Дорисуй листочек». |
4 неделя | «Зелѐная аптека» | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой, подорожником. Воспитывать бережное отношение к растениям. | 1.Беседа о лекарственных травах. 2. Загадки. 3. Доктор лечит от простуды: «Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя». |
Октябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Вот она какая, осень золотая! » | Уточнять и расширять представление детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений. Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям. | 1. Чтение пословиц, поговорок и примет. 2. Игра «Найди такой же листочек». 3. Эксперимент «Легкий - тяжелый» |
2 неделя | «Домашние животные – друзья человека». | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными(их кормят, лечат, выгуливают). | 1. Беседа о домашних животных. 2. Отгадывание загадок про домашних животных. 3. Игра «Кого не стало». |
3 неделя | «Чудо- ягодка» | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах(лечат, имеют запах). | 1. Рассматривание иллюстраций, муляжей. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактическая игра «Лесные и садовые ягоды». |
4 неделя | Развлечение «Волшебница-осень! » |
Ноябрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Грибное царство нашего края». | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы(рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | 1. Разгадывание загадок о грибах. 2. Дидактическая игра «Найди лишний гриб». 3. Игра «Собери грибы» |
2 неделя | «Рыбки плавают, молчат, ни о чем не говорят… .» | Познакомить с аквариумными рыбками. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | 1. Наблюдение за аквариумными рыбками. 2. Кормление рыбок. 3. Игры с водой «Рыбаки». |
3 неделя | «Мир растений» | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по строению, запаху, окраске. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Дидактические игры: «Собери букет». «Узнай растение» |
4 неделя | «В гостях у птиц». | Продолжить знакомить детей с зимующими и перелѐтными птицами(сорока, ворона, скворец, грач, голубь). | 1. Презентация «Зимующие птицы» 2. Игра «Кто, где живѐт?» 3. Устройство птичьей столовой 4. Наблюдение за птицами на участке 5. Слушание пения птиц (аудио запись) |
Декабрь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «А снег идет». | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха(на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | 1. Наблюдение «Снег, какой он? » 2. Рассматривание снежинок через увеличительное стекло». 3. Игра «Собери фигурки». |
2 неделя | «Воздух» | Учить выявлять свойства воздуха(невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха(воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | 1. Эксперимент «Что в пакете? » 2. Игры с воздушными шариками и соломинкой. 3. Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей. |
3 неделя | «Путешествие по временам года». | Обобщить знания детей о временах года; учить видеть характерные особенности разных времен года | 1. Путешествие по временам года. 2. Дидактическая игра «Какое время года? » |
4 неделя | «Водичка-водичка». | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды(вода может быть холодной, тѐплой; вода прозрачная, но может менять окраску, имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества). Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | 1. Беседа «Что было бы, если не было воды? 2. Эксперименты по определению свойств воды. 3. Изготовление цветных льдинок. |
Январь
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Елочка-красавица всем ребятам нравиться». | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Формировать умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе | 1. Сравнение живой и искусственной елей. 2. Игры с шишками. 3. Чтение стихотворения К. Чуковского «Ёлка». |
2 неделя | «Зимушка-зима». | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. | 1. Беседа «Что нам нравится зимой». 2. Эксперименты с водой. 3. Лепка из снега «Снежный городок»(совместно со взрослыми). 4. Аппликация» Деревья зимой»(коллективная, обрывание полосок). |
3 неделя | «Кто живет в лесах нашего края? | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нѐм диких животных(как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Воспитывать любовь и заботу к животным. | 1. Беседа о зимних изменениях в природе. 2. Игра «Угадай по описанию». 3. Эксперимент «Лед- твердая вода. |
4 неделя | Развлечение «Зимушка – зима в гости к нам пришла». |
Февраль
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Крылатые соседи» | Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | 1. Дидактическая игра «Опиши птичку» 2. Игра «Собери из частей» 3. Подвижная игра «Снегири» |
2 неделя | «Знакомство с лягушкой» | Познакомить с циклом развития лягушки. | 1. Рассказ о лягушке. 2. Игра «Посели лягушку». 3. Эксперимент «Вода нужна всем». |
3 неделя | «Посадка лука» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | 1. Беседа о временах года, о посадке лука. 2. Посадка лука. 3. Игра «Сложи картинку». |
4 неделя | «Зимние явления в неживой природе» | Воспитывать любовь к природе и интерес к еѐ явлениям. | 1. Встреча со снеговиком. 2. Беседа о свойствах снега. 3. Эксперименты со снегом. |
Март
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Комнатные растения». | Закрепить названия знакомых растений(бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | 1. Беседа о строении растения. 2. Игра «Выбери себе растение и дай ему имя» (с последующим ухаживанием за растением-другом) . 3. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы». |
2 неделя | «Домашние любимцы». | Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | 1. Наблюдение за черепахой. 2. Знакомство со строением черепахи. 3. Эксперимент «Какой бывает вода» |
3 неделя | «Весна идет! » | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. | 1. Разгадывание загадок о весне. 2. Чтение стихотворений о весне. 3. Эксперимент «Таяние снега». |
4 неделя | «Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями». | Познакомить с новыми растениями (аспидистра, герань). | 1. Встреча с Веснянкой. 2. Беседа об уходе за комнатными растениями. 3. Игра «Живые картинки». |
Апрель
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Земля- мой дом» | Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразие рельефа земной поверхности, видах поселения(деревня, город, страна), о звѐздах. | 1. Беседа « Где я живу» 2. Игра «Кто живѐт на суше, а кто в воде». 3. Беседа о звѐздах 4. Рисование» Звѐздное небо». |
2 неделя | «Водоемы родного края» | Сформировать у детей представление о реке Бурея. Дать представление о водоѐмов (пруд, болото, озеро, река, море). | 1. Рассматривание иллюстраций. 2. Беседа о водоемах. 3. Отгадывание загадок |
3 неделя | «Рыбы наших водоемов». | Расширить сведения детей о многообразии видов рыб. Воспитывать бережное отношение к обитателям рек и к природе в целом. | 1. Беседа о рыбах. 2. Дидактическая игра «Что есть у рыбы». 3. Игра «Рыбная ловля» |
4 неделя | Развлечение «Весна-красна» |
Май
Дата | Тема | Задачи | Содержание |
1 неделя | «Камни, песок» | Научить узнавать и называть камень, песок. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. | 1. Рассматривание камней и песка на прогулке. 2. Эксперименты с камнями и песком. 3. Дидактическая игра «Чудесные фигурки». |
2 неделя | «Экологическая тропинка» | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить еѐ. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе(о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелѐной аптеке). Упражнять в практической помощи природе(уборка мусора, лечение деревьев). | 1. Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу». 2.. Целевая прогулка по экологической тропинке. 3. Подвижная игра «Раз, два, три- к дереву беги». |
3 неделя | «Растения на территории детского сада» | Закрепить умение ухаживать за растениями; воспитывать отношение к растениям как к живым существам. | 1. Наблюдение за растениями. 2. Дидактическая игра «Угадай растение». 3. Чтение стихотворений. |
4 неделя | «Насекомые- наши помощники». | Дать элементарные знания о жуках(майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках(крапивница, капустница). Показать пользу насекомых.. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | 1. Наблюдение за насекомыми на прогулке. 2. Лепка «Зелѐная гусеница». 3. Дидактическая игра «Летает – не летает». 4. Отгадывание загадок. |
III Организационный раздел
3.1 Предметно-развивающая среда и система работы по программе
- Построение предметно-развивающей среды в группе «Уголок живой природы», «Детская научная лаборатория», «Уголок познавай-ка».
- Подбор методической литературы.
- Обучающие познавательные занятия.
- Совместная деятельность педагогов, детей и их родителей.
- Взаимосвязь детского экологического воспитания с другими направлениями: социально- коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая.
3.2 Материально-техническое оснащение занятий.
- Мультимедийное оборудование;
- Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
- Фигурки с домашними и дикими животными;
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
- Групповой уголок природы, в котором находятся комнатные растения;
- Гербарий растений;
- Огород, клумбы находящиеся на территории детского сада;
- Карты – схемы экологических троп на территории детского сада и за её пределами;
- Кормушка для птиц;
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (формочки для льда, палочки для рыхления почвы и т. д.)
3.3 Формы проведения итогов реализации программы
- Выставка рисунков, участие в конкурсах поделок «Золотая осень», засушивание гербария, акции «Покормите птиц зимой», экологические долгосрочный проект «Времена года».
- Отчет о кружковой работе
3.4 Педагогическая диагностика и методика результативности программы.
Показатели развития | Формы (перечень диагностических средств, методик) | Периодичность | Уровни развития |
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (название и характерные особенности времен года) | Наблюдения; беседы; выполнение поручений, специальных заданий; экспериментальные ситуации. | 2 раза в год, | Высокий уровень – 3 балла (у ребенка полностью сформированы знания, умения и навыки) Средний уровень – 2 балла (ребенок имеет частичное представление по показателям развития) Низкий уровень - 1 балл (ребенок не владеет знаниями, умениями, навыками) |
Знает природные явления (дождь, ветер, снег) | |||
Имеет представление о многообразии растительного мира, называет по 3 представителя | |||
Владеет навыками ухода за растениями. | |||
Имеет представление о многообразии животного мира, называет по 3 представителя | |||
Знает о существовании различных сред обитания (земля, воздух, вода). | |||
Отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ). |
3.5. Перспектива работы
Экологическое воспитание должно занять достойное место в системе ценностных ориентаций дошкольников; воспитать заинтересованность, научить понимать и ценить природу; расширять и углублять свои представления об окружающем мире; развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.
3.6 Методическое обеспечение
1. С. Н. Николаева «Юный эколог», «Программа экологического воспитания дошкольников»; Мозаика, синтез, Москва, 2010г.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог, «Программа экологического воспитания в детском саду»
3. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников». Издательство «Учитель», Волгоград
4. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений».
5. С. Н. Николаева «Юный эколог», « Система работы в подготовительной к школе группе детского сада». Мозаика, Синтез, Москва 2010г.
6. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
7. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009
8. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. Т. Г.– Волгоград: Учитель, 2011
9. «Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000
10 Артемова Л. Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992
11. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995
12. Богусловская З. М., Смирнова Е. О. Гризик Т. «Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста», Москва 1991Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004
13. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»
Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»....
Рабочая программа дополнительного образования "Школа юного пешехода"
Программа направлена на формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения и воспитания культуры дорожной безопасности. В ней раскрываются организационные ...
рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Юный исследователь"
рабочая программа дополнительного образования "Юный исследователь"...
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности "Юный эколог"
Кружковая деятельность для детей средней группы...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабоч...
Дополнительная Общеобразовательная Программа Социально-педагогической направленности "Юные экологи"
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и ихродителей (законных представителей) и направлена на приобретение дошкольниками опыта в области экологии, применение полученных знаний в...
Программа дополнительного образования «Лаборатория юного эколога» для детей старшего дошкольного возраста
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.Главное достоинство метода экспериментирования заключае...