Программа дополнительного образования «Лаборатория юного эколога» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_laboratoriya_yunogo_ekologa.docx | 182.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Программа дополнительного образования
«Лаборатория юного эколога»
для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Лошина Ираида Валентиновна
Москва, 2020г.
Содержание
- Пояснительная записка:
- Актуальность Программы……………………………………… 3стр.
- Паспорт Программы………………………………………… 4 –5стр.
- Методы и принципы деятельности лаборатории…………… 6 – 7стр.
- Ожидаемые результаты работы…………………………………… 8стр.
- Этапы реализации Программы……………………………………..9 – 10стр.
- Рекомендуемая опытно-исследовательская деятельность,
проводимая в «Лаборатории юного эколога»…………………... 11 – 12стр.
- Примерный перечень оборудования лаборатории…………………. 13стр.
- Список используемой литературы……………………………… 14 –15стр.
.
Актуальность программы
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение ребенком знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Как подчёркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.
В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет:
- обогащение памяти ребенка;
- активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
- стимулируется развитие речи ребенка, т.к. возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать, обнаруженные закономерности и выводы.
Следствием проведений экспериментов является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы детского дошкольного учреждения. А для этого необходимо создание среды для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, т.е. создание «Лаборатории юного эколога».
Паспорт Программы
Наименование Программы | «Лаборатория юного эколога» |
Основание для разработки Программы | Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.; Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ; Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2021-2025 годы»; |
Цель Программы | Развитие у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Формирование социальной компетентности личности ребенка-дошкольника |
Задачи Программы |
|
Управление и механизм реализации Программы | 1. Планирование и ежегодная корректировка этапов Программы, а также поэтапных задач. 2. Разработка новых форм и методов в условиях лаборатории. 3. Апробация и отбор форм и методов работы в условиях лаборатории. 4. Мониторинг уровня развития познавательного интереса детей, навыков исследовательской деятельности дошкольников. 5. Стимуляция творческой деятельности детей, педагогов. 6 Контроль и комплексная оценка результатов деятельности. |
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении.
Предметом исследования является влияние нового элемента развивающей среды дошкольного учреждения – «Лаборатории юного эколога» на интеллектуальное развитие детей.
Методы исследовательской работы.
Эмпирические:
Изучение опыта работы педагогов, занимающихся по данной проблеме с последующим аналитическим обзором, выводами.
Осуществление педагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, изучения и обобщения опыта.
Теоретические:
Сравнение (сопоставление результатов с целями), обобщение, систематизация.
Принципы деятельности лаборатории.
- Принцип законности:
Означает необходимость неукоснительного следования органов Закону РФ «Об образовании и другим законам и нормативно-правовым документам.
- Принцип креативности:
Развитие творческих способностей дошкольников.
- Принцип гуманности:
Все субъекты, участвующие в реализации Программы, действуют на основе нравственных, общечеловеческих ценностей, принимают решения и реализуют их в интересах личности ребенка, родителя, педагога.
- Принцип целевой направленности:
Деятельность педагогов в рамках эксперимента реализует социальные потребности общества.
- Принцип партнерства.
В рамках Программы прилагаются усилия, направленные на интеграцию образовательной деятельности всех педагогов дошкольного упреждения.
Дидактические принципы работы с детьми в лаборатории.
- Безопасность.
Создание в лаборатории атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
- Возрастное соответствие.
Предлагаемые занятия учитывают возрастные возможности детей.
- Преемственность.
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и умениях, учитывается постепенность развивающего процесса.
- Постепенность погружения в проблему. Познавательные занятия и эксперименты готовят детей к творческому процессу.
- Наглядность.
Активное использование предметной среды.
- Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей.
- Рефлексия.
Совместное обсуждение понятого, увиденного и выполненного эксперимента на занятии и краткое резюме в конце занятия.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.
Количество занятий по учебной программе составляет 2 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя показатели результативности реализации программы (модель предполагаемого результата по образовательным задачам)
Ожидаемые результаты реализации Программы
Повышение у детей познавательного интереса, навыков исследовательской деятельности и социальной компетентности дошкольников.
Критерии оценки ожидаемых результатов Программы
Критерии | Показатели | Диагностические средства |
Личностный рост: а) стимулировать развитие любознательности б)сформированность нравственного потенциала личности ребенка: в) гуманизм, патриотизм. | 1. Формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям. 2. Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности. 3. Развитие креативности личности ребенка. 4. Воспитание у детей любви к природе родного края. 5. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 6. Обладание способности к рефлексии. 7. Терпимое отношение к мнениям сверстников. | 1. Педагогическое наблюдение 2. Методики: «Маленький исследователь». «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова); «Радости и огорчения» (И.В. Цветкова); «Древо желаний» (В.С. Юркевич) для исследования предпочитаемого вида деятельности, материалов в процессе экспериментирования, для выявления места исследовательской деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников. 3. Диагностическое задание – игра «Да – нет» (по типу игры «Вопрошайка» Н.Б.Шумаковой) для исследования динамики развития исследовательской активности. |
2.Удовлетворенность родителей и детей деятельностью лаборатории. | 1. Анкетирование родителей по теме: «Удовлетворенность деятельностью лаборатории» 2. Анкетирование детей по теме: «Чем тебе нравится лаборатория?» |
Этапы реализации Программы.
1 этап. (Подготовительный)
- Изучение локальных программ и технологий дошкольного образования:
- Н. Рыжова «Наш дом - природа»;
- С. Козлова «Я - человек»;
- С. Николаева «Юный эколог»;
- Т. Попова «Мир вокруг нас»;
- Т. Гризик «Познаю мир»;
- Л. Щипицына «Азбука общения»;
- Н. Комратова «Мир, в котором я живу».
- Создание развивающей среды:
- оформление лаборатории;
- создание библиотечного фонда;
- приобретение необходимого дидактического и наглядного материала, пособий, оборудования для лаборатории.
- Планирование воспитательно-образовательной работы, разнообразной исследовательской деятельности с учетом перспективы развития каждого ребенка.
- Проведение первичной диагностики знаний детей о различных природных объектах и явлениях.
- Прогнозирование возможных проблем при внедрении Программы и пути их решения.
2 этап. (Внедрение Программы)
- Разработка новой формы организации работы в ДО - проведение занятий в лаборатории по подгруппам.
- Апробация новых форм организации исследовательской деятельности дошкольников.
- Консультирование педагогов ДО по вопросам Программы.
- Информирование родителей об уровне сформированности познавательного интереса детей и навыков исследовательской деятельности.
- Проведение Дня открытых дверей для родителей.
- Освещение опыта работы специалиста, работающего по Программе, через педсоветы, семинары, проводимые в дошкольном учреждении.
- Мониторинг уровня сформированности познавательного интереса детей и наличия у них навыков исследовательской деятельности.
- этап. (Диагностический)
- Оценка деятельности специалиста по внедрению Программы в образовательный процесс ДО.
- Диагностика сформированности знаний выпускников ДО о природных объектах и явлениях.
- Выявление соответствия результатов поставленным в Программе целям и задачам.
- Анализ затрат (времени, усилий, средств).
- Оформление полученных результатов по внедрению Программы в практическую деятельность.
- Публикация наработанного материала в печати.
Пути реализации программы «Лаборатория юного эколога» в ДО
- Проведение круглого стола «Актуальность создания на базе ДО «Лаборатории юного эколога».
- Создание развивающей среды для реализации Программы (лаборатория).
- Разработка конспектов занятий по Программе, их апробация в практической деятельности.
- Диагностика сформированности познавательного интереса детей и наличия у них навыков исследовательской деятельности.
- Педагогическое просвещение родителей по реализации Программы.
- Консультирование педагогов ДО по вопросам Программы.
- Периодический мониторинг деятельности лаборатории.
- Оценка деятельности лаборатории.
- Разработка, обоснование, рекомендации, комплектование информационного фонда, распространение информации.
- Отбор оптимальных приемов, методов, средств для реализации Программы.
- Оперативное информирование педагогов ДО и родителей о деятельности лаборатории.
- Мониторинг эффективности функционирования лаборатории.
Рекомендуемая опытно-исследовательская деятельность, проводимая в
«Лаборатории юного эколога»
Раздел - Увеличительные приборы | |
Тема | Опыты |
«Волшебные приборы» | - как пользоваться лупой - знакомство с микроскопом |
Раздел - Неживая природа | |
«Нерукотворный мир» | - свойства воздуха - свойства воды, снега, льда - сравнение свойств песка и глины - песок - природный фильтр. Очистка воды - исследование свойств разных горных пород и минералов (камней): мел, пемза, песчаник, мрамор, кремний - «извержение» вулкана - исследование свойств и состава почвы - свойства древесины |
«Рукотворный мир» | - свойства бумаги - свойства разных видов ткани - исследование свойств металла, пластмассы, стекла (прочный - хрупкий, гладкий - шероховатый, тёплый - холодный, тонет - не тонет и др.) |
Раздел - «Живая природа» | |
«Растения» | - распознавание травы, кустов, деревьев по характерным внешним признакам. Органы растений - определение потребности растений в свете, воде, тепле, воздухе - посадка растений. Наблюдение стадий роста рассады и зависимость ее состояния от внешних факторов - Рассматривание коры разных деревьев через лупу - Рассматривание жилкований листьев с последующей зарисовкой - Рассматривание цветов разных растений - Рассматривание корневых систем растений (в прозрачном сосуде) - Определение возраста дерева по годовым кольцам - «Цветочные часы» - определение времени суток - Рассматривание семян и плодов разных растений и выявление приспособлений для их распространения (крылышки, султанчики, парашютики, прищепки и др.) |
«Овощи, фрукты, ягоды, орехи» | - определение по запаху, вкусу, на ощупь - «пищевые» красители - «печатание» овощами, фруктами - рассматривание колосьев разных злаковых растений |
«Шишки голосеменных растений» | - рассматривание шишек разных растений, их отличительные особенности и строение |
«Грибы» | - рассматривание внешнего вида грибов - рассматривание спор грибов через лупу |
«Животные» | - рассматривание внешнего вида разных групп животных в зависимости от среды их обитания - рассматривание чешуи рыб через лупу - исследование контурных и пуховых перьев птиц - рассматривание различных видов волокон шерсти зверей (пух, ость) - рассматривание роговых щитков на панцире черепахи. Определение возраста животного по кольцам на роговых щитках и размеру панциря. - наблюдение за повадками животных уголка природы - определение любимого корма животного (хомяк, морская свинка, попугай и др.) |
«Человек» | - внешнее строение человека - зачем нам нужен скелет - познакомимся со своей кожей - для чего нужен язык - почему у нас два глаза - знакомимся с ухом - как ухаживать за зубами - для чего нужен нос - как мы дышим - сердце, сосуды, пульс - как мы общаемся - мимика человека |
Примерный перечень оборудования
«Лаборатории юного эколога»
Наглядные пособия: ■ Дидактический стол для игр с песком и водой; ■ «Домашний огород»; ■ Аквариум; ■ «Человек» Приборы: ■ Глобусы; ■ Лупы; ■ Микроскопы; ■ Телескоп; ■ Весы; ■ Песочные часы; ■ Компасы; ■ Горелка; ■ Спиртовка; ■ Термометры Природный материал: ■ Глина; ■ Песок; ■ Почва; ■ Коллекция горных пород; ■ Шишки; ■ Листья деревьев; ■ Плоды растений; ■ Спилы деревьев; ■ Гербарий растений; ■ Коллекция «Каменный уголь»; ■ Коллекция «Торф» Бумага: ■ Обычная; ■ Картон; ■ Цветная; ■ Бархатная; ■ Копировальная; ■ Наждачная и др. | Ткань: ■ Ситец; ■ Капрон; ■ Лен; ■ Шерсть; ■ Шелк и др. Посуда разного объема и формы из различных материалов: ■ Пластмасса; ■ Стекло; ■ Металл; ■ Керамика; ■ Дерево Пищевые продукты: ■ Соль; ■ Сахар; ■ Мука; ■ Крупы; ■ Масло растительное и др. Прочие материалы: ■ Воздушные шары; ■ Зеркала; ■ Свечи; ■ Зубочистки; ■ Трубочки для коктейля; ■ Магниты; ■ Зубные щетки; ■ Мыльные пузыри; ■ Ватные палочки; ■ Резиновая груша, капельница; ■ Смачиватель для пальцев; ■ Акварельные краски, гуашь; ■ Цветные карандаши; ■ Кисточки и др. |
Список использованных источников и литературы
- Акимушкин И. Причуды природы. – М.: «Мысль», 1981.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшие и подготовительные группы). – М.: ЦГЛ, 2005.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (средние группы). – М.: ЦГЛ, 2005.
- Алябъева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 — 7 лет. – М.: ТЦ, Сфера, 2005.
- Аракчеев Ю. Кто они такие. – М.: Малыш, 1989.
- Волина В. Загадки от А до Я. – Спб.: Дидактика Плюс, 1997.
- Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ-Учитель, 2004.
- Галанова А.С. Дошкольники на прогулке. – М.: Педагогическое общество
- России, 2005.
- Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985.
- Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию, дошкольников. – М.: ВАКО, 2009.
- Данилина Г.Н. История и культура России — дошкольнику. – М.: Сатурн-С, 2001.
- Деннер Кэрол Тайны анатомии. – М.: Издательство Мир, 1988.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. – М.: Мозаика-синтез, 2006.
- Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кокуева С. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.: Аркти, 2005.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Комратова Н.Г. Мир, в котором я живу. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Никитский Н.Б., Свиридов А.В. Насекомые. Красная книга СССР. – М.: Педагогика, 1987.
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой (старший дошкольный возраст). – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.
- Пономарева О.Н. Народные традиции в экологическом образовании. – М.: Книголюб, 2004.
- Посвянская Н.П. Живая планета. – М.: Скрипторий, 2005.
- Посвянская Н.П. Планета Земля. – М.: Скрипторий, 2005.
- Посвянская Н.П. Камни Земли. – М.: Скрипторий, 2005.
- Правдин А. Рассказ о жизни рыб. Петрозаводск: 1965.
- Рыжова Н.А. Воздух — невидимка. – М.: Линка — Пресс, 1998.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки. – М.: Линка — Пресс, 2002.
- Рыжова Н.А. Почва — живая земля. – М.: Карапуз — дидактика, 2005.
- Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. – М.: Карапуз — дидактика, 2005.
- Селихова Т. Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи. – М.: Мозаика-синтез, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»
Программа направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как ...
«ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»
Программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...
ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»
Актуальность программы заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...
Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"
Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами - это мир превращений и квадра...
Программа дополнительного образования по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности «Страна Внимание»
Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив...