Рабочая программа дополнительного образования "Школа юного пешехода"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
Программа направлена на формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения и воспитания культуры дорожной безопасности. В ней раскрываются организационные и содержательные подходы к организации занятий, бесед с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_programmashkola_yunogo_peshehoda.doc | 518.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление | Страницы |
Паспорт Программы | 3 |
Пояснительная записка | 4 |
Цель, задачи | 5 |
1.Условия реализации программы | 6 |
2. Принципы реализации программы | 6 |
3. Организационные основы реализации программы 3.1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | 7 |
4.Учебно-тематический план 4.1.Старшя группа 5-6 лет 4.2.Подготовительная группа 6-7лет | 8 15 |
5.Содержание и методы работы с детьми по ПДД 5.1. Старшая группа 5-6лет. 5.2.Подготовительная группа 6-7лет | 22 24 |
6.Ожидаемые результаты работы по Программе | 27 |
7. Педагогический мониторинг уровня освоения программы 7.1. Ключи и критерии оценки проведения обследования по правилам дорожного движения. 7.2. Критерии уровней освоения программы 7.3. Протокол обследования детей по правилам дорожного движения | 28 32 33 |
8. Планирование работы с родителями 8.1. Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе (5-6лет). 8.2. Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной группе (6-7лет). | 34 35 |
9. Ресурсное обеспечение программы | 36 |
Литература |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Школа юного пешехода» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) |
Основание для разработки программы | Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. N 864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" |
Заказчик программы | Родители детей дошкольного учреждения |
Разработчик программы | Елисеева Инна Владимировна Воспитатель высшей квалификационной категории |
Организация исполнитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка» 628605, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ –Югра. Г.Нижневартовск, ул. Ханты-Мансийская 19 «А» Телефоны: 46-45-01, 45-77-78, 45-05-50 Те/факс (3466) 438228 Электронная почта: DOU56nv@mail.ru |
Цель программы | Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организационные виды деятельности, с применением информационно-коммуникативных технологий. |
Направленность | Социально-педагогическая |
Срок реализации программы | 2013-2015учебные годы |
Уровень реализации | Дошкольное образование |
Целевые группы | Группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (от 5до 7 лет), 20 воспитанников |
Краткое содержание программы | Программа направлена на формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения и воспитания культуры дорожной безопасности. В ней раскрываются организационные и содержательные подходы к организации занятий, бесед с детьми старшего дошкольного возраста. |
Ожидаемый результат | Реализация Программы позволит:
|
Пояснительная записка.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.
Программа «Школа юного пешехода» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность Программы связана с тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность.
Новизна программы заключается в объединении традиционных методов обучения с ИКТ при обучении детей правилам дорожного движения.
Целесообразность проведения данной работы объясняется фактом участия детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных происшествиях и особенностями дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Важно в
дошкольном возрасте заложить фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте, следует с самого раннего детства.
Цель Программы:
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах города через организационные виды деятельности, с применением информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
Образовательные:
- создавать условия для осознанного изучения детьми Правил дорожного движения;
- формировать у детей умение своевременно реагировать на проблемные ситуации на дороге;
- прививать устойчивые навыки безопасного поведения на дороге в любой дорожной ситуации;
Развивающие:
- пополнять знания на культурном, интеллектуальном и физическом уровне, обеспечивающие адекватное поведение в различных опасных ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать в детях грамотных пешеходов, умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, культуру поведения на дороге.
Коррекционные задачи:
Коррекция ощущений, восприятия, представлений.
- развивать восприятие цвета, формы, величины, материала;
- увеличивать объемы зрительных, слуховых, моторных восприятий, скорость обозрения.
Коррекция памяти.
- работать над усвоением знаний, умений, навыков при помощи произвольного сознательного запоминания;
- развивать словесно-логическую, образную, зрительную память.
Коррекция внимания.
- Формировать навыки самоконтроля;
- Развивать быструю переключаемость внимания.
1. Условия реализации Программы.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность, организованную в форме кружковой работы.
Программа рассчитана на 2 возрастные группы: 5-6 лет, 6-7 лет, направлена на активизацию знаний дошкольников правил дорожного движения, формирования навыков безопасного поведения на дороге.
Срок реализации программы – 2 года. В программе заложен годовой цикл мероприятий – по 36 для каждой возрастной группы, которые проводятся 1 раз в неделю по продолжительности, соответствующей пункту 12.13 СанПиН (2.4.1. 2660-10): для детей 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут.
№ п/п | Возраст | Количество учебных занятий | Продолжительность занятия | Общее количество часов за год | ||
в неделю | в месяц | в год | ||||
1 | Старшая группа | 1 | 4 | 36 | 25 мин. | 15 часов |
2 | Подготовительная группа | 1 | 4 | 36 | 30 мин. | 18 часов |
2. Принципы реализации программы
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
3.Организационные основы реализации программы.
3.1.Методы организации и осуществления учебно –познавательной деятельности.
Методы работы с дошкольниками:
- наглядный метод;
- словесный метод;
- практический метод.
Формы работы с дошкольниками:
- просмотр презентаций;
- целевые прогулки;
- чтение художественной литературы;
- загадывание загадок;
- составление рассказов по мнемотаблицам;
- компьютерные игры;
- компьютерное моделирование;
- конструирование;
- подвижные игры;
- дидактические игры;
- игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
- игры-драматизации, инсценировки и театрализованные игры.
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:
- выработка у воспитанников стереотипа безопасного поведения на дороге.
- расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- сформированность умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- повышение активности детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
График работы кружка
№ п/п | Дни недели | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
1. | Старший дошкольный возраст (дети 5-6 лет) 18.00-18.25ч. | Старший дошкольный возраст (дети 6-7 лет) 18.00-18.30ч. | |||
2. | Консультации для педагогов ДОУ 18.00-19.00ч. | Консультации для родителей ДОУ 18.00-19.00ч. |
4. Учебно-тематический план
4.1.Старшая группа (5-6 лет)
Задачи воспитания
∙ Расширять знания о дорожной разметке и элементах дороги, упражнять в умении ориентироваться по сигналам светофора.
∙ Формировать культуру поведения пешеходов в условиях дорожного движения.
- Учить детей понимать значимость правил дорожного движения.
∙ Развивать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
∙ Воспитывать привычку правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города.
№ п/п | Тема | Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Примечание (ИКТ) |
Сентябрь | |||||
1. | Вводное | Выявить уровень знаний детей о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках. | Беседа. Задания, вопросы по таблице (Диагностическое обследование). | Инструментарий для диагностического обследования | |
2. | Дороги нашего города | Активизировать знания детей о дороге и ее составляющих частях, формировать знания о социальной действительности. | Рассматривание картин с изображением улиц города, практическое упражнение на магнитной доске «Наша улица», | Фигурки- картинки для моделирования на магнитной доске. | Мультимедийная презентация «Элементы и виды дорог» |
3. | Наша улица | Закреплять навыки ориентировки в пространстве., соотнесение реальных предметов с чертежом. Расширять представления детей об улице (проезжая и пешеходная часть, перекресток). | Составление схемы улицы на доске, создание чертежа, Создание макета близлежащей улицы к детскому саду. | Подбор картин, фигурки- картинки для моделирования на магнитной доске., фигурки для моделирования. | Компьютерное моделирование «Наша улица». |
4. | Правила поведения пешеходов | Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность. | Беседа. Рассматривание иллюстраций –сюжетных картин, изображающих пешеходов в различных дорожных ситуациях. | Мультимедийное оборудование, сюжетные картинки. | Презентация «Стой, внимание, иди». |
Октябрь | |||||
5. | Дорожные нарушения | Закреплять правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. | Беседа. Составление рассказов по представленным картинам. | Картинная галерея (плакаты). | Презентация «Мы идем через дорогу». |
6. | Как я перехожу дорогу | Стимулировать умение пользоваться таблицами и схемами при передвижении, развивать ориентировку в пространстве, закреплять алгоритм перехода дороги. | Составление рассказа о переходе через дорогу с использованием схемы. | Схемы, алгоритм перехода через дорогу. Перфокарты «Мы идем через дорогу». | Компьютер-ная игра «Прочитай схему!». |
7. | Три чудесных цвета | Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Развивать выразительность речи. | Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета». | Макет светофора, круги: красный, желтый, зеленый. | |
8. | Профессия водителя | Систематизировать знания о профессиональной деятельности водителя, знакомить с понятием «медицинский осмотр», формировать знания о зависимости профессиональной деятельности от состояния здоровья. | Беседа. Рассматривание фотографий, иллюстраций, альбома о профессии водителя. Д/игра «Что нужно для работы?» | Фотографии с изображением профессии водителя, альбом «Професия – водитель», Игра «Что нужно для работы?». | Презентация «Автомоби-ли и их водители!» |
Ноябрь | |||||
9. | Виды транспорта | Обогатить знания детей о различных видах транспорта, учить классифицировать наземный, водный, воздушный. | Классификация разных видов транспорта,, моделирование в мини-городке безопасности, игры с нагрудными знаками (машинами). Пазлы «Собери автомобиль» | Модели разных видов транспорта, нагрудные знаки-машины для игры, мини-городок безопасности. | Презентация «Загадки о разных видах транспорта» |
10. | Машины специального назначения | Дать детям представления о машинах специального назначения. | Рассказ воспитателя о спецмашинах и их назначении. Рассматривание картин с изображением машин специального назначения, практическое упражнение на магнитной доске «Машины». | Подбор картин, настольная игра «Домино –машины», фигурки- картинки для моделирования на магнитной доске машины специального назначения (пожарная ГАИ, «скорая помощь»). | Слайд- презентация «Спецмашины». |
11. | Железнодорожный транспорт | Формировать представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги. | Беседа. Рассматривание иллюстраций о железнодорожном транспорте. | Иллюстрации с изображением железнодорожного транспорта, знак«Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума». | Презентация «Железная дорога», «Паровоз». |
12 | Машины на нашей улице | Расширять знания детей о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. | Беседа. Рассматривание пассажирского транспорта. Д/игра «Четвертый лишний». настольное лото «Транспорт». | Иллюстрации с изображением транспорта предназначенного для перевозки пассажиров. | Презентация Про правила дорожного движения» «Торопыжка на улице». |
Декабрь | |||||
13. | Мы идем через дорогу | Закрепить у детей знания правильного перехода через дорогу ( как обходить автобус, троллейбус и трамвай). | Беседа. Практическая работа. | Перфокарта «Мы идем через дорогу». | Презентация « Светофорик приглашает». |
14. | Когда мы пассажиры | Знакомить детей с правилами безопасного поведения в транспорте. | Беседа с воспитателем, разрешение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций «Хорошо-плохо», моделирование на магнитной доске «Вышли из…». | Иллюстрации «Хорошо-плохо», фигурки для моделирования. | Компьютерное моделирование «Хорошо-плохо» |
15. | Дорожные знаки. | Познакомить детей с новыми знаками: «Направо», «Налево, «Прямо», закреплять знания об известных знаках. | Игра «Угадай, какой знак», игровая ситуация «Знаки заблудились» | Светофор, дорожные знаки: «Направо», «Налево», «Прямо», | Компьютер-ная игра «Узнай дорожный знак!». |
16. | Дорожная азбука | Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно дети!», «Пункт медицинской помощи», «Телефон»,«Пункт питания», Воспитывать внимание, культуру поведения в общественных местах. | Экскурсия «Улицы наши разговаривают». | Знаки «Осторожно дети!», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», | Презентация «Знаки на наших улицах». |
Январь | |||||
17. | Угадай дорожный знак | Закреплять знания детей о дорожных знаках, их назначении. Развивать внимание, мышление. Воспитывать терпение при отгадывании загадок. | Загадывание загадок. Работа с макетом улицы. Игра «Расставь знаки». | Загадки о дорожных знаках. Макет улицы, дорожные знаки. Игра «Расставь знаки». | Компьютерная игра «Поставь дорожный знак». |
18. | Путешествие в страну «Дорожных знаков». | Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызвать желание знать и соблюдать правила дорожного движения. | Праздник. | Дорожные знаки. Герои кот, светофор. | Презентация «Дорожные знаки» |
19. | Безопасность на улице | Активизировать знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части. | Решение проблемных ситуаций на дороге. | Плакаты, иллюстрации по правилам дорожного движения. | Компьютерное моделирование «Опасно-безопасно» |
20. | Незнайка учиться быть пешеходом | Закрепить правила поведения на дороге, умение соблюдать их в дорожной обстановке. | Сценарий кукольного театра | Герои: Незнайка, Буратино, инспектор ГИБДД, дорожные знаки, светофор, декорации для театра. | Компьютерная игра «Я пешеход» |
Февраль | |||||
21. | Где и как можно играть на улице | Закреплять правила поведения на улице и детской площадке. Научить необходимым мерам предосторожности. | Рассказы детей из личного опыта обсуждение проблемных ситуаций, просмотр мультфильма. | Плакаты с опасными ситуациями на дорогах, схема участка детского сада, видеофильм «Мудрые советы тетушки Совы» | Компьютерное моделирование «Что бы было…» |
22. | Встреча с инспектором ГИБДД | Систематизировать знания дошкольников о работе дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их труду. | Рассматривание альбома «Инспектор ГИБДД». Д/игра «Кому, что нужно для работы» | Альбом «Инспектор ГИБДД», Д/игра «Кому, что нужно для работы», | Презентация «Инспектор ГИБДД» |
23. | Сигналы регулировщика | Расширять представления детей о значении регулировщика на дороге. Уметь определять сигналы регулировщика. | Рассказ-объяснение. Рассматривание иллюстраций, фотографий. | Иллюстрации, фотографии с изображением регулировщика | Презентация «Регулировщик» |
24. | «Стоп!», «Кто быстрее провезет автомобиль по дорожке?». | Стимулировать умение действовать в соответствии со значением дорожных знаков, развивать скорость реакции, внимание. | Сюжетная игра | Автомобили, нагрудные знаки автомобилей | |
Март | |||||
25. | Что такое перекресток? | Расширять представления детей о видах перекрестков. | Беседа. Рассказ-воспитателя. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением перекрестков. | Фотографии, картинки с изображением различных перекрестков. | Мультимедийная презентация «Виды перекрестков». |
26. | 1.Создание макета «Перекресток» | Закреплять навыки ориентировки в пространстве, на листе бумаги, соотнесение реальных предметов с чертежом. | Составление схемы улицы на доске, создание чертежа, дополнение макета, составление рассказа «Улица города» по цепочке вместе с воспитателем. | Лист ватмана , корпуса домов, машины и т.д., Книга «Улица города». | Компьютерное моделирование «Перекресток» |
27. | 1.Эх прокачу! | Научить детей правилам безопасного катания на велосипеде, самокате. Познакомить со знаками «Велосипедное движение разрешено» и «Велосипедное движение запрещено». | Чтение стихотворения, обсуждение правил катания на велосипеде, самокате; катание на велосипедах и самокатах в Городке безопасности. | Книга И.Кончаловской «Самокат», велосипеды, самокаты, знаки «Велосипедное движение разрешено» и «Велосипедное движение запрещено». | |
28. | Мы- пешеходы. Мы –водители. | Закрепить у детей знания правил дорожного движения и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире. | Игра в Автогородке | Дорожные знаки, велосипеды, самокаты, светофор. | |
Апрель | |||||
29. | 1.Викторина «Знатоки» | Закреплять правила безопасного поведения в транспорте, на улице. Понимать значимость выполнения правил дорожного движения. | «Игра «назови знак», «Исправь ошибку» (из серии «Знаки заблудилисть»), моделирование на магнитной доске («Вышли из…»), построение из модулей «Машины будущего», работа с макетом (расположение дорожных знаков). | Дорожные знаки, альбом «Знаки заблудились», карточки для магнитной доски, макет, модули. | Компьютерная игра «Правила для всех». |
30. | Пешеходный переход | Формировать знания детей о правильном переходе дороги взрослыми с колясками, санками, развивать наблюдательность | Игровые ситуации, Обсуждение. | Компьютер | Презентация «На дороге» |
31. | «Предупреждающие дорожные знаки». | Активизировать знания о предупреждающих дорожных знаках. | Игры на компьютере | Компьютеры | Компьютерное рисование «Расскрась, знак!» |
32. | «Запрещающие дорожные знаки». | Знания дошкольников о запрещающих знаках, активизировать знания о классификации дорожных знаков. | Беседа. Обсуждение, Рассматривание картин. | Запрещающие дорожные знаки. Компьютер. | Презентация «Знаки на дорогах» |
Май | |||||
33. | 1.Экскурсия в городок безопасности | Учить детей действовать в игровой ситуации в соответствии с полученными знаниями на занятиях «Школа юного пешехода» | Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения, катание на велосипедах, самокатах | Атрибуты для игр, велосипеды, самокаты, дорожные знаки, светофор и т.д. | |
34 | Пора, не пора – не ходи со двора | Уточнить знания детей о правилах поведения на улице (не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке.) | Обсуждение ситуаций изображенных на картинках. Выработка правил поведения на улице | Картинки с изображением различных дорожных ситуаций. | Компьютерная игра «Правильно-неправильно». |
35. | Кто больше знает? | Закрепить правила дорожного движения, знания о транспорте. | КВН | Карточки для игры «Пешеходы», «Пассажиры», «Дорожные знаки» | Компьютерная игра «Дорожная мозаика» |
36. | Итоговое | Выявить объем и уровень знаний и навыков, полученных детьми в течение года о правилах дорожного движения. | Беседа. Задания, вопросы по таблице (Диагностическое обследование)Составление сводной таблицы, подведение итогов года. | Инструментарий для диагностического обследования |
4.2.Подготовительная группа (6-7 лет)
Задачи воспитания
∙ Расширять знания о профессии «инспектор ГИБДД, регулировщик».
∙ Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученных ранее.
- Систематизировать знания о назначении дорожных знаков, их начертании и классификации.
∙ Стимулировать умение применять правила в различных жизненных ситуациях.
№ п/п | Тема | Задачи | Формы и методы проведения | Материалы и оборудование | Примечание (ИКТ) |
Сентябрь | |||||
1 | Вводное | Выявить уровень знаний детей о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках. | Беседа. Задания, вопросы по таблице (Диагностическое обследование). | Инструментарий для диагностического обследования | |
2 | И.Серякова «Улица, где все спешат». | Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения | Беседа, показ презентации | Сюжетные картинки, мультимедийное оборудование. | Презентация «Дорожные ситуации» |
3 | «Безопасные места для перехода дороги». | Формировать систему знаний о правилах перехода дороги, названии ее частей, стимулировать навыки безопасного поведения на дороге. | Рассматриваниеиллюстраций, картин. Обсуждение. | Мультимедийное оборудование, экран. | Презентация «Улицы нашего города» |
4 | Безопасный путь из дома в детский сад. | Закрепить знания о безопасном поведении на улицах и дорогах. | Моделирование (по желанию детей) пути из дома в детский сад, обговаривание возможных сложных ситуаций. | Мольберт, магнитная доска, мини-городок безопасности. | Компьютерное рисование «Путь домой» |
Октябрь | |||||
5 | Страна Автомобилия | Познакомить с разнообразием продукции автозаводов. Систематизировать знания о профессиональной деятельности водителя. Воспитывать чувства уважения к труду автостроителей и водителей. | Рассматривание альбома, книг, фотографий; экспресс-информация «Наш завод». Просмотр видеофильма, беседа о профессиях автозавода | Книги об автозаводе, подбор фотографий. | Презентация «Автомобили и их водители» |
6 | «Предписывающие дорожные знаки». | Расширять знания дошкольников о предписывающих дорожных знаках, формировать знания о классификации дорожных знаков | Просмотр видеофильма, презентации Обыгрывание ситуации. | Дорожные знаки. Герои кот, светофор. | Презентация «Знаки на дорогах» |
7 | «Предписывающие дорожные знаки». | Активизировать знания о предписывающих дорожных знаках | Беседа, Игра «Выбери знак», работа на компьютере | Дородные знаки | Компьютерное рисование «Раскрась, знак!» |
8 | «Предписывающие дорожные знаки». | Активизировать знания смыслового значения знаков, формировать умение конструировать дорожные знаки из картона для игры с макетом города. | Конструирование из картона. | Картон, клей, ножницы, цветная бумага | |
Ноябрь | |||||
9 | Дорожные знаки | Расширять знания дошкольников о дорожных знаках, активизировать знания о классификации дорожных знаков предупреждающих знаках. Закреплять правила безопасного перехода улицы (светофор, «зебра», дорожные знаки). | Чтение рассказов и стихов, обыгрывание понравившихся сюжетов. | Подбор веселых стихов К.Чернышевой, М.Меловик, нагрудные знаки, дорожные знаки. | Компьютерная игра «Угадай дорожный знак» Компьютерное рисование «Раскрась знак» |
10 | «Самый быстрый», умный пешеход», | Стимулировать умение четко действовать по сигналу, соблюдать правила, развивать скорость реакции | Сюжетная игра | Дорожные знаки, атрибуты для создания дорожной ситуации | |
11 | «Атрибуты регулировщика». | Активизировать знания о профессии регулировщика, упражнять в умении конструировать | Конструирование «Дорога» просмотр презентации. | Крыпный и мелкий конструктор, мультимедийное оборудование | Презентация «Регулировщик» |
12 | И.Серяков «Ученый дружок». | Систематизировать знания о значении соблюдений правил дорожного движения | Чтение рассказа. Инсценирование отрывка из рассказа | Рассказ И.Серяков «Ученый дружок». | |
Декабрь | |||||
13 | Встреча с инспектором ГИБДД. | Познакомить детей с работой инспектора ГИБДД. Учить осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения пешеходами и водителями. | Рассказ инспектора о работе, беседа с детьми, разрешение проблемных ситуаций, викторина. | Оборудованный городок безопасности. | Презентация «Инспектор на дороге» |
14 | Моделирование дорожных ситуаций. | Стимулировать умение находить выход из опасных ситуаций, закреплять знания правил дорожного движения | Составление схем дорожных ситуаций. | Компьютер | Компьютерное моделирование «Внимание, опасность!» |
15 | «Чья команда назовет больше дорожных знаков?». | Закрепить знания детей о дородных знаках. Активизировать соревновательные способности, закреплять знание дорожных знаков. | Практическая работа | Перфокарты «Дорожные знаки» на каждого ребенка, фишки. | |
16 | Игровая ситуация «Путешествие деда Мороза» | Активизировать умение классифицировать предупреждающие и запрещающие дорожные знаки, развивать внимание. | Компьютерное моделирование | Компьютер | Компьютерное моделирование «Новогодняя дорога» |
Январь | |||||
17 | Безопасные места для перехода дороги | Формировать систему знаний о правилах перехода дороги, названии ее частей, стимулировать навыки безопасного поведения на дороге. | Работа со схемами, макетом, моделирование на магнитной доске, работа с телефоном (экстренной службы). | Схемы, макеты, телефон, рассматривание иллюстраций книги С.Новикова «1 сентября или безопасный путь». С.Михалков «Скверная история». | Презентация «Улицы нашего города». |
18 | «Загородные дороги» | Обучить детей движению по загородной дороге Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации | Просмотр презентации, беседа. | Мультимедийное оборудование | Презентация «Загородные дороги» |
19 | «Как я перехожу дорогу». | Стимулировать умение пользоваться таблицами и схемами при передвижении, развивать ориентировку в пространстве, закреплять алгоритм перехода дороги. | Практическая работа | Таблицы и схемы передвижения на дороге | Компьютерная игра «Прочитай схему!». |
20 | «Дорога». | Формировать знания о дорожном движении с четырехсторонним перекрестком и светофором. | Просмотр презентации, работа на компьютере. | Компьютер, мультимедийное оборудование | Презентация «перекресток» Компьютерное моделирование «Перекресток» |
Февраль | |||||
21 | Игротека «Дорожная азбука» | Закреплять умения детей свободно ориентироваться в «мире дорожных знаков», обобщить знания правил дорожного движения. | Составление альбома «Дорожная азбука», настольные игры. | Альбом, настольные игры «Красный , желтый , зеленый», «Автолюбитель» | Компьютерная игра «Найди лишний» |
22 | «Чем можем – тем поможем». | Стимулировать умение замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак. | Познавательная игра | Компьютер | Компьютерная игра «Поможем Незнайке!» |
23 | «Опасные предметы на дороге». | Формировать систему знаний об опасностях на дорогах, создаваемых человеком. | Дорожные ситуации | Сюжетные картинки с изображение различных дорожных ситуаций | Компьютерное моделирование «Что случилось?» |
24 | «Как львенок попал в больницу?». | Совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ. | Выкладывание фабульных картинок. Составление рассказа по последовательно развивающемуся сюжету | Фабульные картинки «Про львенка» | |
Март | |||||
25 | Моделирование дорожных ситуаций | Стимулировать умение находить выход из опасных ситуаций, закреплять знания правил дорожного движения. | Работа с иллюстрациями дорожных ситуаций, подбор сюжетных картинок из серии «Дорога и дети». | Иллюстрации дорожных ситуаций, сюжетные картинки из серии «Дорога и дети». | Компьютерное моделирование «Внимание, опасность!» |
26 | «Знаки, регулирующие движение велосипедистов» | Расширять систему знаний о дорожных знаках, в том числе о движении велосипедистов | Показ презентации, беседа. | Дородные знаки, мультимедийное оборудование | Презентация «Знаки на дорогах» |
27 | Велосипед | Знакомить детей с историей создания велосипеда Расширять знания о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. | Беседа. Просмотр презентации | Мультимедийное оборудование | Презентация»История Велосипеда» |
28 | Автогородок | Закрепить знания о правилах пользования велосипедом, самокатом. Развивать слуховое внимание, восприятие. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. | Сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения, катание на велосипедах, самокатах | Атрибуты для игр, велосипеды, самокаты, дорожные знаки, светофор и т.д. | |
Апрель | |||||
29 | «Информацион-но-указательные дорожные знаки» | Расширять знания дошкольников об информационно-указательными дорожными знаками, формировать знания о классификации дорожных знаков | Просмотр презентации. Беседа. Д/игра «Выбери знак» | Д/игра «Выбери знак», мультимедийное оборудование | Презентация «Знаки на дорогах» |
30 | «Информационно-указательные дорожные знаки». | Активизировать знания об информационно-указательных знаках. | Беседа. Компьютерная игра «Собери знак» | Компьютерная игра «Собери знак», | Компьютерное рисование «Раскрась, знак!» Компьютерная игра «Собери знак» |
31 | Загадывание загадок обо всех видах дорожных знаков. | Систематизировать знания о дорожных знаках, активизировать умение классифицировать дорожные знаки. Развивать мыщление, внимание. | Просмотр презентации. Компьютерная игра «Отгадай знак» | Компьютерная игра «Отгадай знак» | Презентация «Дорожные знаки» Компьютерная игра «Отгадай знак» |
32 | Экскурсия к перекрестку. | Сформировать целостное представление о правилах безопасного поведения на улице. | Экскурсия. Вопросы, беседа, наблюдения, рассказы из личного опыта детей и воспитателя, разрешение проблемных ситуаций. | Флажки, Жилеты со с светоотражающими вставками | |
Май | |||||
33 | Игры в Городке безопасности ( на участке д/сада) «Знатоки дороги». | Обобщить знания ,умения, навыки детей, полученные на занятиях в «Школе юного пешехода».Активизировать соревновательные способности. Систематизировать знания ПДД. | Сюжетно-ролевые игры, настольные игры, катание на велосипедах, самокатах. | Атрибуты для игр, велосипеды, самокаты, дорожные зхнаки, светофор, расширение сюжета игр (контролер, инспектор). | |
34 | Путешествие с колобком | Закреплять представления детей о дорожной азбуке, умение находить правильный выход из любой дорожной ситуации. | Сюжетная игра | Макет улицы с «Островками безопаности» Театральные персонажи: колобок, заяц, волк, лиса, медведь | |
35 | Правила движения достойны уважения | Закреплять знания по ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире Совершенствовать умения ориентироваться в создавшейся ситуации Воспитывать эмоциональный положительный настрой | Праздник | Дородные знаки, дорожные разметки, светофор. Герои: инспектор ГИБДД, Медведь, Шапокляк | Презентация «Дорога» |
36 | Итоговое | Выявить объем и уровень знаний и навыков, полученных детьми в течение года о правилах дорожного движения. | Беседа. Задания, вопросы по таблице (Диагностическое обследование)Составление сводной таблицы, подведение итогов года. | Инструментарий для диагностического обследования | Итоговое |
5.Содержание и методика работы с детьми по ПДД
Реализация задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и дорогах должна осуществляться в различных видах деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и выработки определённых навыков.
5.1. Старшая группа (5-6 лет)
У ребёнка 5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребёнок отвлекается на всё, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребёнок пяти лет лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
В старшей группе воспитатель не только уточняет и дополняет имеющиеся у детей знания, но и готовит их к решению практических задач, связанных с дорожными ситуациями, встречающимися в жизни. Ориентируясь в пространстве, дети учатся определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и по отношению к другим (слева от Коли – машина, перед ним – дорога с пешеходным переходом). Упражняясь в описании простых ситуаций по отношению к себе и другим детям, дошкольники должны уметь не только подчиняться указаниям в направлении движения, но и сами управлять направлением движения других детей (Лена, иди вперёд, поверни голову налево, стой, поверни голову направо, иди вперёд, остановись, пройди назад таким - же путём). Очень хорошо развивают координацию собственных движений такие детские игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп».
Продолжать учить детей свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем микрорайоне (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта). Ориентироваться в многообразии транспортных средств своей местности, на чём можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители. Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху.
В практике наиболее распространёнными бывают травмы во время движения автобуса, маршрутного такси. Поэтому чрезвычайно важно изучить с детьми расположение посадочных площадок и кресел, правила посадки, подготовки к выходу из автобуса, его обхода ( только немного подождав пока он отъедет, чтобы видеть встречный транспорт и тот, который едет за автобусом). Следует обратить внимание детей на то, что нельзя прислоняться к двери, держаться руками за дверь (может открыться, прищемить пальцы, руку); во время движения нужно держаться за поручни, так как может быть резкая остановка автобуса. Дети должны знать, где в транспорте находятся места для пассажиров с детьми, инвалидов, как оплатить проезд.
Со старшими дошкольниками целевые прогулки по улицам проводятся значительно чаще, чем с малышами. В ходе этих прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо. Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь. Стоять надо спокойно, не меняя место (вперёд – назад).
После того, как дети познакомятся с видами светофоров и хорошо усвоят последовательность сигналов, необходимо научить детей распознавать, что означают положения регулировщика. Знакомство лучше начинать с наблюдений за действиями милиционера-регулировщика. Пояснения можно давать синхронно, но можно и предварительно подготовить детей, сказав им, что положения регулировщика и его жесты соответствуют определённым сигналам-цветам светофора. Если нет возможности провести подобные наблюдения, то можно использовать плакаты, таблицы, слайды, диафильмы. Показывая картинки, рассказывая по ним и включая детей в диалог, воспитатель помогает им визуально представить движение транспорта и пешеходов, действия милиционера – регулировщика, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях. В результате у старших дошкольников формируется умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить её в конечном итоге на своё поведение на улицах и дорогах.
С детьми 5-6 лет следует продолжать во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части.
В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.
Привычки, навыки и правила, которые усваивают дети старшего дошкольного возраста:
- если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;
- регулировщик на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора;
- когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;
- играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги – опасно;
- выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.
В старшей группе надо учить и обязанностям пассажира, при этом различают следующие моменты:
1. Поведение пассажира на остановке для общественного транспорта - стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. На скользкой дороге может занести автобус и травмировать человека .
2. Поведение пассажира во время посадки — не толкаться, помогать детям, инвалидам и пожилым при посадке, они заходят в салон первыми, не препятствовать закрытию двери, у входа не задерживаться, проходить внутрь салона.
3. Поведение пассажира во время движения - при наличии мест сидеть, стоять в специально отведенных местах, где есть за что держаться, громко не разговаривать, не высовывать руки и голову из окон (отвлекается водитель от управления, а это опасно). Заранее готовиться к выходу, не закрывать видимость водителю.
4. Поведение при выходе - первым выходят взрослые, а потом дети, инвалиды и пожилые, до полной остановки не выходить. После выхода переходить проезжую часть в установленных местах, после отхода общественного транспорта от остановки.
К 6 годам у детей должны выработаться следующие навыки:
- перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности, переходить проезжую часть;
- знать все места, где разрешается ходить по дороге, и переходить проезжую часть дороги;
- регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигналы светофора;
- соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте.
5.2. Подготовительная группа (6-7 лет)
В 6-7 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребёнка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне, но оно по-прежнему настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.
Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей, более старшего возраста. Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам, время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для выбора правильного направления движения.
У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладают над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.
Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребёнка. Находясь на улице, ребёнок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.
Дошкольник плохо распознаёт источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребёнок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.
Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребёнка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражитель, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребёнок отреагирует быстро. Ребёнок со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция – реакция торможения.
У дошкольника не развита координация движений, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребёнок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже видит его и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зелёных насаждений, сугроба снега, торговых палаток, взрослых пешеходов – водитель не видит ребёнка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.
Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.
Ребёнок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребёнка.
Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребёнка на опасность с момента её обнаружения составляет 1,3-1,5 секунд, а у взрослого 0,6-0,8 секунд. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что дальше делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу и взрослые всегда должны держать его за руку.
Дети 6-7-летнего возраста – это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу. Они должны быть подготовлены к этому.
Деятельность старшего дошкольника в дорожных ситуациях состоит из четырёх тесно взаимосвязанных и переплетающихся между собой этапов:
- восприятие информации (умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать сигналы, которые посылает улица);
- обработка информации (определение уровня опасности или безопасности);
- выработка и принятие наиболее безопасного решения;
- исполнение принятого решения.
Учитывая, что дорожные ситуации – это интенсивный динамический процесс (на каждый сигнал светофора отводится от нескольких секунд до полминуты), все эти этапы должны укладываться в определённый промежуток времени. Умение предвидеть – это не только знать, но прежде всего, уметь быстро выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Поэтому всю работу с детьми необходимо строить так, чтобы они постоянно упражнялись в приобретении трёх групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных. Так, во время наблюдения дорожной ситуации дети постоянно анализируют, насколько они опасны и безопасны.
Особые трудности испытывают дети при определении расстояния и скорости движущегося транспорта и в связи с этим не могут правильно спланировать своё поведение. Полезным может быть наблюдение за транспортным потоком, когда дети по сигналу воспитателя «засекают» нужную машину, которая едет в направлении к ним, и начинают все вместе считать до тех пор, пока машина (автобус) не поравняется с детьми. Сравнивая несколько таких отсчётов, дети приобретают опыт, у них развивается не только глазомер, но и чувство времени при оценке движущегося транспорта. Во время таких наблюдений воспитатель обращает внимание на то, что за крупным транспортом может ехать мотоцикл, небольшая машина… Опасность скрытого транспорта в том, что происходит на дороге. За большим транспортным средством может выехать машина, увеличив скорость для обгона, в тот момент, когда пешеход будет переходить дорогу, пропустив транспорт, который он видит. Такие ситуации следует постоянно моделировать на фланелеграфе и других игровых полях.
Дети этого возраста должны хорошо знать свой микрорайон, особенно места пересечения улиц, где и какие стоят знаки. Проводя целевые прогулки по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, воспитатель акцентирует внимание на таких важных моментах для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность. В пасмурный день нужно обратить внимание детей на плохую видимость на дороге, что одинаково опасно и для пешехода, и для водителя. Если прогулка проводится зимой, следует обратить внимание на скользкую дорогу: пешеход может упасть на проезжей части, а машинам очень сложно тормозить. Во время дождя или снега обратить внимание детей на то, что стекло кабины водителя, загрязняется и затрудняется видимость на дороге. В такую погоду пешеходы часто поднимают воротники, капюшоны, открывают зонты – это мешает обзору и очень опасно. Особую опасность для детей представляют перекрёстки как регулируемые, так и не регулируемые. Поэтому к месту перекрёстков следует провести
несколько экскурсий, а затем смоделировать и обсудить, возможно, опасные ситуации, сделать зарисовки.
Будущие школьники должны понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах города. Знакомство с дорожными знаками необходимо начинать с самых простых: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, круговое движение, прочие опасности, железнодорожный переезд со шлагбаумом, дети, пункт медицинской помощи. Это те знаки, которые должны знать пешеходы в первую очередь. В дальнейшем можно объяснить значение следующих знаков: остановка транспорта, ремонтные работы, перекрёсток, знаки сервиса: телефон, пункт питания, кемпинг и других.
Чтобы закрепить знание детьми знаков, можно поиграть с ними в следующие игры:
-О чём говорит этот знак: к картинке-ситуации предлагается знак, дети с помощью считалочки определяют, кто из них расскажет содержание картинки и знака.
-Выбери знак и расскажи о нём: из набора знаков ребёнок выбирает понравившийся и рассказывает о нём.
-Отгадай знак по описанию: дети делятся на две команды. По очереди одни описывают знак (как выглядит, где устанавливается, что разрешает или запрещает, о чём рассказывает), а другие дети отгадывают, что это за знак.
-Какой здесь нужен знак: на фланелеграфе моделируется улица или загородная дорога, размещаются условные дома. На месте знаков пустые таблички. Дети вставляют нужные знаки, объясняют их значение.
Чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, стали прочными и могли успешно применяться будущими школьниками, они должны быть действенными, органически сочетаться с реальным жизненным окружением детей. Детям можно предложить рассказать о своём пути от дома до детского сада, смоделировать на фланелеграфе или зарисовать его. Целесообразно использовать план-схему микрорайона, где находится детский сад, можно пометить улицы, перекрёстки, жилые дома и общественные здания. Дети сами могут придумать для этого символические изображения.
Алгоритм заданий с планом-схемой.
1. «Найди свой дом» - ребёнок находит по очертаниям свой дом и рисует рядом человечка.
2. «Нарисуй свой маршрут в детский сад» - ребёнок ставит стрелки и попутно рисует дорожные знаки, которые есть по пути.
3. «Нарисуй опасные места» - ребёнок отмечает символом опасные места, где может внезапно появиться транспорт, где плохой обзор.
4. «Моя дорога в парк, к другу…» - рисование маршрута.
5. «Найди свою остановку» - ребёнок отмечает остановку того автобуса, которым он может поехать к бабушке, в спортивную школу…
Все эти задания ребёнок выполняет графически, объясняет, а затем проделывает это практически. Первоначально ребёнок осваивает эти маршруты вместе с родителями. В дальнейшем он это делает более самостоятельно, то есть родители могут идти с ребёнком рядом и страховать его.
В этом возрасте необходимо формировать у детей самостоятельность и ответственность в действиях, связанных с переходом улицы, учить устанавливать причинно-следственные связи, выбирать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада, к магазину. Учить детей определять, предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежания, воспитывать у детей уважение к пешеходам и водителям.
В результате проводимой работы у детей 6-7 лет сформируются следующие привычки, навыки, правила поведения:
-прежде чем куда-то идти – мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места, представляющие наибольшую опасность;
-переходить дорогу только тогда, когда видишь её всю. Если есть загораживающий часть дороги двигающийся транспорт – подождать, пока он пройдёт. Если стоящая машина, кусты или что-то ещё мешает видеть дорогу – пройти вдоль тротуара, пока не будет хорошего обзора;
-из всех маршрутов движения выбирать тот, который наиболее безопасный
-реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности;
-улицы и перекрёстки никогда не переходить «по диагонали»;
-требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются на 100%.
Дошкольники по своим особенностям импульсивны, внимание их быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях. Чтобы у ребёнка не появился страх перед дорогой и транспортом, надо стремиться сформировать у него уверенность в том, что если он будет соблюдать осторожность и выполнять правила дорожной безопасности, с ни ничего плохого не случится.
Реализация задач по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах в условиях ДОУ в рамках реализуемых программ позволит сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки.
В подготовительной к школе группе с детьми закреплять представления о том, что Правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Продолжать выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.
Педагогам необходимо самим чётко знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.
6.Ожидаемые результаты работы по программе
Программа призвана способствовать формированию у воспитанников культуры безопасности жизнедеятельности. Ожидается, что в результате освоения материала программы дошкольники будут:
Знать:
- правила дорожного движения;
- сигналы светофора и жесты регулировщика;
- правила пользования общественным транспортом;
- знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части;
- наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части в микрорайоне;
- правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
- о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения;
- что несет ответственность перед другими участниками дорожного движения.
Уметь:
- пользоваться правилами дорожного движения
- переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения;
- правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта;
- переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой;
- выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части;
- передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров;
- уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на проезжей части;
- осознавать ответственность за свою жизнь и своё здоровье, за жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
7. Педагогический мониторинг уровня освоения программы
7.1. Ключи и критерии оценки проведения обследования
по правилам дорожного движения
№ | Ключи оценки | Содержание задания | Методика обследования | Оценка результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице | - Что такое улица? Найди и покажи ее на картинке. -На какие части делится улица? Покажи их на картинке. -Что такое шоссе? Покажи ее на картинке. -Что такое тротуар? Для чего он предназначен. Покажи его на картинке. Как называют людей идущих по тротуару? Задание. Найди на картинке человека, которого можно назвать пешеходом. -Где люди могут переходить проезжую часть дороги? Покажи это на картинке. -Какие бывают пешеходные переходы? Задание. Найди знак, который обозначает подземный переход (наземный, пешеходный). Разложи правильно эти знаки на картинке. -Что такое перекресток? -Для чего нужен светофор? Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? - Какие бывают светофоры? -Для кого предназначены трехцветные (двухцветные) светофоры, -Кто следит за порядком на дороге? -Какие дорожные знаки ты знаешь? Покажи их и расскажи, что они обозначают? *Задание. Рассмотри знаки и разложи их по группам: запрещающие, предупреждающие, указательные, знаки сервиса. -Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части? -Кто управляет машиной? - Как называют людей, которых везут в машине, автобусе? | Педагог занимается с детьми как индивидуально, так и с подгруппой. Предлагает рассмотреть картинный материал и ответить на вопрос. В случаях, когда ребенок не может самостоятельно выполнить задание, педагог предлагает наводящий вопрос или просит ответить другого ребенка. Допустимо сопровождать обследование беседой с ребенком, в ходе которой уточняется тот или иной ответ. Методы: Беседа с использование иллюстраций, картин. (изображение улицы, перекресток, дорога. тротуар, пешеходный переход и т.д.) Упражнение – задание «Расставь знаки» | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, с заданием справляется быстро 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при небольшой помощи воспитателя. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется
|
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. | Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия (аварии) | - Посмотри на картинку и расскажи, кто поступает правильно. А кто неправильно. Почему? Что может произойти с детьми - Что дети делают неправильно? (Сигналы светофора) - Как нужно было поступить? -Где можно и нужно переходить проезжую часть дороги? Почему? - Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде? Почему? Задание. Выбери картинки, где дети поступают правильно, и положи их в правую сторону. А где дети поступают неправильно в левую сторону. Объясни свой выбор. - Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе? -Почему нельзя играть на проезжей части? -Почему нельзя играть около проезжей части? -Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? -Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? - Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? -Почему нельзя кататься с горки около проезжей части, даже когда машин нет? -Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах, самокате? - Рассмотри картинку и скажи, правильно ли переходят дорогу дети? Почему? | Беседа с использованием предметных, сюжетных картинок (на картинках изображены дети, животные, которые выполняют различные действия на дороге - правильно и неправильно) Игра «Внимание дорога!» Игра «Дорожные знаки» Игра «Опасно - безопасно» | 3 балла – ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, легко справляется с заданием. 2 балла – половина ответов дана ребенком с помощью наводящих вопросов, задание выполняет при помощи воспитателя. 1 балл – ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется.
|
3. | Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых | -Где ребенку можно играть, когда он выходит на прогулку? -Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Это безопасное место? Почему оно безопасное? - Должен ли быть ребенок внимательным, играя во дворе? -Можно ли детям гулять до темноты? Почему? -Может ли ребенок один гулять во дворе? -Почему нельзя выходить на улицу без взрослых? *- Играя на улице, ты нашел игрушку, что ты сделаешь: -скажешь об этом взрослым; -возьмешь ее и будешь ней играть; - пройдешь мимо. | Беседа с использованием сюжетных картинок ( на картинках изображены дети в различных ситуациях) Игра «Осторожное лото» Игровой материал |
Продолжение таблицы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- А ты выходишь гулять один во двор? *- Что нужно делать, если тебя насильно садят в машину? Почему? -Что ты будешь делать, если незнакомая женщина возьмет тебя за руку и поведет в соседний дом? *- Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать? | «Как избежать неприятностей» (на улице) | |||
4. | Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине (на рынке) | - Что ты будешь делать, если потерялся на улице? (в магазине, рынке на пляже, на реке, в лесу и т.д.) - К кому обратишься за помощью? Как ты это сделаешь, расскажи. - Что нужно знать, чтобы тебя можно было найти? - Что нужно соблюдать, чтобы не произошло беды? - Какие ты знаешь сказки, рассказы, книги, стихи в которых рассказывается о неправильном поведении героев? Что произошло с героем? Почему такое случилось с ними? Как нужно было ему поступить? | Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций | 3 балла – ребенок правильно отвечает на все вопросы, знает, что нужно делать в заданной ситуации, легко и правильно выполняет задания. 2 балла – отвечает только на половину вопросов с помощью воспитателя., задание выполняет с ошибками. 1 балл – не знает ответа на заданные вопросы, путается при выполнении задания. |
5. | Знает и выполняет правила поведения в транспорте. | -Кто такой пассажир? - А ты часто ездишь на транспорте? -Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? -Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорта? -Как пассажир должен вести себя в транспорте? -Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? -Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте? Задание. Выбери картинки, на которых люди поступают правильно: мальчик уступил место старушке и т.д. | Беседа с использованием сюжетных картинок, иллюстраций ( дети находятся в транспорте, ведут себя правильно и неправильно,) |
7.2. Критерии уровней освоения программы
Уровень критерий | Старшая группа | Подготовительная группа | Баллы |
Высокий | Дети свободно разбираются в понятиях: город, улица, транспорт; дорога, тротуар проезжая часть, различают и называют некоторые дорожные знаки, о назначении светофора, называют элементы дорог; Знают и выполняют правила дорожного движения и правила поведения на улице, в транспорте. | Дети разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт, дорога, тротуар, проезжая часть, перекресток, пешеходный переход. Дети в совершенстве владеют знаково– символической системой: дорожные знаки, разметка дорог, элементы; дети владеют умением передавать в рисунке дорожную обстановку; отличать и оценивать правильное и неправильное поведение; в совершенстве владеют адекватными знаниями о поведении пешеходов и пассажиров. Знают и выделяют причины дорожно - транспортных происшествий. | Баллы с 28 и более |
Средний . | Дети с помощью воспитателя разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт. Различают и называют, что обозначают некоторые дорожные знаки; о назначении светофора, называют элементы дорог (шоссе, тротуар). Называют правила поведения на дороге, улице, в транспорте, но не могут объяснить их значение. | Дети при незначительной помощи взрослого разбираются, в понятиях что такое город, улица, транспорт; на основе информационно-поискового сотрудничества со взрослыми; владеют знаково-символической системой; владеют умением передавать в рисунке дорожную обстановку; умеют отличать и оценивать правильное и неправильное поведение, но недостаточно обдумывают ход выполненных действий. | Баллы с 11 -27 |
Низкий | Дети не разбираются в понятиях, что такое город, улица, транспорт. Не называют цвета светофора; не умеют передавать в рисунке дорожную обстановку; не умеют оценивать правильное и неправильное поведение пешеходов, пассажиров; не знают правил этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | Дети не проявляют инициативу познания нового. Плохо разбираются в знаково-символической системе, умение передавать в рисунке дорожную обстановку, полностью зависит от взрослого; нуждаются в постоянном контроле; не проявляют интереса в совершенстве владеть знаниями о поведение пешеходов и пассажиров. | Баллы с 5-10 |
7.3. Протокол обследования детей старшего дошкольного возраста
по правилам дорожного движения
Группа ___________________________________
Дата проведения_____________________________
№ п/п | Ф.И.О ребенка | Знает и соблюдает правила дорожного движения и поведения на улице | Знает из-за чего происходят дорожно- транспортные происшествия ( аварии) | Знает, почему нельзя выходить (гулять) на улицу без взрослых | Имеет представление о том, что нужно делать, если потерялся в магазине ( на рынке) | Знает и выполняет правила поведения в транспорте. | Итог | ||||||
н.г | к.г. | н.г | к.г. | н.г | к.г | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Высокий - чел. %, Средний - чел. %, Низкий - чел, % |
8. Планирование работы с родителями
Работа с родителями проводится с целью формирования у них «педагогической компетентности» по вопросам личной безопасности детей старшего дошкольного возраста на улице, проезжей части.
Исследования ученых подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель-педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.
Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Поэтому необходимо убедить родителей в том, что они прежде всего отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что могут сделать, - это быть хорошим примером для подражания.
На конкретных примерах родителей знакомят с педагогическими положениями о развивающем воздействии игр с занимательным материалом. Им представляют и рекомендуют разные виды занимательных развивающих игр и упражнений, подчеркивая назначение и развивающее влияние для развития познавательных процессов, а также рассказывают о руководстве соответствующей детской деятельностью. Работа с родителями и детьми ведется одновременно, тем самым будет обеспечено разностороннее воздействие на детей, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам, обучение их способам поиска ответа, решения.
8.1. Перспективное планирование работы с родителями
в старшей группе (5-6лет).
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Рекомендации: - приучайте детей говорить о месте своей прогулки: где и с кем будут играть; - постоянно напоминайте детям, что нельзя подходить к незнакомым машинам, открывать их, брать что-то, садиться в незнакомые машины-это опасно! |
Октябрь | Рекомендации: - при переходе проезжей части обращайте внимание детей на стоящий транспорт и скрытую опасность; - держите ребенка за руку. |
Ноябрь | Консультация на тему «Ребенок в общественном транспорте». |
Декабрь | Рекомендации: - при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения |
Январь | Рекомендации: - вместе с детьми определите безопасное место во дворе для катания на лыжах, санках; - проверьте, знает ли ваш ребенок свой адрес и фамилию, имя, отчество родителей на случай, если потеряется. |
Февраль | Рекомендации: - при выезде с детьми за пределы населенного пункта обратите внимание на знаки дорожного движения. |
Март | Рекомендации: - учите детей переходить проезжую часть улицы по дорожному знаку «Пешеходный переход», по «зебре»; - приучайте детей переходить проезжую часть спокойно, по прямой, не бежать |
Апрель | Рекомендации: - продумайте и найдите наиболее безопасный путь от дома до д/сада; - убедите ребенка, что нужно позвонить по телефону «02», если он заблудится, но баловаться с телефоном нельзя; |
Май | Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма» |
8.2. Перспективное планирование работы с родителями
в подготовительной группе (6-7лет).
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | Рекомендации: - сходите с ребенком к перекрестку, где работают два светофора; - закрепляйте правила перехода проезжей части; - отправляя ребенка гулять на улицу, уточните с ним место игры |
Октябрь | Рекомендации: - при поездке в транспорте покажите детям, как лучше принять устойчивое положение стоя; - познакомьте детей с указателем «Аварийный выход» |
Ноябрь | Рекомендации: - учите детей переходить проезжую часть только там, где хорошо просматриваются обе стороны дороги - учите ребенка правилам оказания первой мед. Помощи себе и окружающим, соблюдая правила гигиены и санитарии |
Декабрь | Рекомендации: - не разрешайте детям кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы |
Январь | Рекомендации: - не разрешайте детям кататься на лыжах с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть |
Февраль | Анкетирование родителей |
Март | Консультация на тему: «Правила и безопасность дорожного движения при езде на велосипеде и самокате» |
апрель | Рекомендации: - закрепить с детьми правила поведения в местах отдых |
Май | Родительское собрание – «Безопасность детей на дорогах» |
9. Ресурсное обеспечение программы
Методические и учебные пособия
- Государственный образовательный стандарт.
- Учебный план и учебная программа кружка..
- Методические рекомендации для проведения занятий по ПДД.
- Книги , методическая литература по ПДД.
- Бабина Р.П. Безопасность на улицах и дорогах. Мет. пособие 1-4 кл. М: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Слайд-презентации по ПДД , издательство Учитель 2011г.
- Видео-пособие «Безопасность на улицах города»
- Тематические презентации.
Оборудование и приборы
- Компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- магнитная доска с набором схематических изображений предметов;
- фланелеграф, панно с набором схематических изображений предметов;
Дидактический материал
- Правила дорожного движения;
- Настольно – печатные игры по ПДД;
- Дидактические игры по ПДД;
- Плакаты;
- Видео-уроки;
- обучающие игровые мультимедийные пособия;
- презентации по ПДД;
- игровые компьютерные залания.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Учебно-методическое пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста» // «Детство – пресс», 2004г.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить
безопасность дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.
3. БаряеваЛ.Б., «Азбука дорожного движения», « ООО Дрофа» Москва-2007г;
4. Володин В.А. «Энциклопедия для детей» // Личная безопасность М.:
Аванта +, 2001г.
5. Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук», Издательство «ТЦ Сфера» М.2010г.
6. Хромцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»,
М.2007г.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ПДД «Юный пешеход»
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм ос...
Программа дополнительного образования "Юный пешеход"
Программа дополнительного образования "Юный пешеход" предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Цель программы: формировать у дошкольников устойчивые навыки осознанного соблюдения и выполнен...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный эколог" (средняя группа)
В данной программе вы ознакомитель с тематикой занятий, с диагностикой....
Рабочая программа дополнительного образования "Юный актер"
Рабочая программа "Юный актер" разработна для детей дошкольного возраста 3-4 лет и направлена на развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Будет интер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования «Юные изобретатели» (LEGO-конструирование)
Программа «Юные изобретатели» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлена на развитие технического творчес...
Рабочая программа кружковой работы "Юный пешеход" для детей старшего дошкольного возраста
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него....
Рабочая программа кружковой деятельности «Юный пешеход» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет
Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смог...