Перспективное планирование по речевому развитию с использованием технологии «синквейн» с детьми 5 – 6 лет.
методическая разработка (старшая группа)

Гусак Светлана Михайловна

 

Цель: развитие связной речи детей 5-6 лет  посредством составления дидактического   «синквейна».

Задачи:

  • обогащение словаря детей существительными, обозначающие предмет,прилагательными, обозначающие признаки предметов; глаголами, характеризующие действие;
  • совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения;
  • формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие стихотворения о предмете;
  • развивать образность речи и словесное творчество (составлять короткие не рифмованные  стихи);
  • отрабатывать интонационную выразительность речи;
  • формировать умение составлять небольшие не рифмованные стихи через «синквейн» с опорой на алгоритм-модель,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18

607060, Нижегородская область, город Выкса, ул. Ленинградская, здание №55

Тел. 8(83177)35698; e-mail:detskiysad-18@mail.ru

Перспективное планирование

по речевому развитию

с использованием технологии «синквейн»

с детьми 5 – 6 лет.

Разработала:

 воспитатель: Гусак С.М.

1 квалификационной категории

Г.о.г. Выкса 2022г.

Цель: развитие связной речи детей 5-6 лет  посредством составления дидактического   «синквейна».

Задачи:

  • обогащение словаря детей существительными, обозначающие предмет,прилагательными, обозначающие признаки предметов; глаголами, характеризующие действие;
  • совершенствовать у детей умение составлять по образцу простые и сложные предложения;
  • формировать умение самостоятельно составлять по плану и образцу небольшие стихотворения о предмете;
  • развивать образность речи и словесное творчество (составлять короткие не рифмованные  стихи);
  • отрабатывать интонационную выразительность речи;
  • формировать умение составлять небольшие не рифмованные стихи через «синквейн» с опорой на алгоритм-модель,

Перспективное планирование по составлению «синквейна» для детей 5-6 лет

Месяц

Лексическая тема

Название «синквейна»

Формы ОД

I этап – подготовительный

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: « слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки.

Сентябрь

1-2 неделя-обследование детей

Мониторинг

День знаний

Цель: познакомить с технологией «синквейн.

Групповой  «синквейн» :Школа

Словесные игры и упражнения: «Кто это? Что это?»,

«Отгадай загадки»,

«Узнай по описанию»,

«Скажи, какой? какая? какое? какие?»,

«Подбери признаки»,

«Кто что делает?»…..

Краски осени

Цель: учить работать со схемой «синквейна». Развивать творческое воображение, логическое мышление, память. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества и самостоятельности.

Групповой  «синквейн» :Осень.

Урожай

Цель: развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации. Активизация словаря по теме.

Групповой  «синквейн»:Овощи.

Индивидуальный «синквейн»:

Огурец, помидор, свёкла.

Неделя ПДД

Цель: формировать навыки построения предложений и связных монологических высказываний. Активизация восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций

Групповой  «синквейн»Светофор.

Индивидуальный «синквейн»:

машина, автобус,  дорога.

Октябрь

Животный мир

Цель: учить составлять рассказы с применением синквейнов; упражнять в построении грамматически правильных предложений.

Групповой  «синквейн»:  Кошка.

Индивидуальный «синквейн»:Собака, корова, коза…

Дидактические игры :

«Найди пару»,

 «Кто что делает?»,

«Слова с противоположным значением»...
Игры малой подвижности: 

 «Что мы делаем – не скажем», «У Маланьи, у старушки» «Живые слова»..

Птицы

Цель: Учить работать со схемой «синквейна».

Групповой  «синквейн»: Воробей.

Индивидуальный «синквейн»: Синица, голубь, ворона, сорока.

Профессии

Цель: формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок

Групповой  «синквейн»: Воспитатель.

Мой город, моя страна, моя планета

Цель: развивать творческое воображение, логическое мышление, память.

Групповой  «синквейн»: Дом

Индивидуальный «синквейн»: Город,

пруд, море, планета

Ноябрь

Дружба

Цель: упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности.

Групповой  «синквейн»:Друг

Составление  «Синквейн- загадки»

Игра «Нарисуй предмет-отгадку».

Составь «Синквейн»

по предложенной схеме

Здоровей - ка

Цель: упражнять в умении понятно излагать свои мысли, рассуждать, активно отвечать на вопросы полными предложениями.

Групповой  «синквейн»:Спорт.

Умныемашины (полезные вещи)

Цель: формировать умение составлять «синквейн» с опорой на ряд картинок.

Групповой  «синквейн»:Пылесос.

Индивидуальный «синквейн»: Кофемолка, миксер, мясорубка, холодильник.

Кто как готовится к зиме

Цель: продолжать обучать составлению «синквейна» с опорой на модель.

Групповой  «синквейн»:Медведь

Индивидуальный «синквейн»:заяц, ёж, человек.

II Этап – основной

Цель: знакомство с правилом или алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога) с  опорой на картинки.

Декабрь

Мы исследователи

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Групповой  «синквейн»

.Составление короткого рассказа по готовому «Синквейну» 

Игра «Закончи стихотворение»

Составление  «Синквейна»  по картинке.

Игра «Чужое слово»

Составление «Синквейна» по прослушанному рассказу.

Здравствуй, Зимушка –зима!

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна

Групповой  «синквейн»:Зима

Индивидуальный «синквейн»: Санки, лыжи, снежинка, снеговик.

Новогодний калейдоскоп

Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна.

Групповой  «синквейн»: Ёлка.

Индивидуальный «синквейн»: Дед мороз, Снегурочка, подарок.

Январь

Зимушка – хрустальная

Цель: упражнять в умении рассказывать в определённой последовательности

Групповой  «синквейн»: Мороз, лёд.

Составление «Синквейна» по прослушенной сказки.

Исправление и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части)

«Синквейн «Найди ошибку?»

В гостях у сказки

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синвейна.

Групповой  «синквейн»: Сказка.

Индивидуальный «синквейн»: колобок, блин, волк

Безопасностьсобственнойжизни

деятельности

Цель: развитие связной речи по теме с использованием синквейна.

Групповой  «синквейн»: Пожар.

Индивидуальный «синквейн»: Окно, лёд, врач.

Февраль

Миром правит доброта

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Групповой  «синквейн»:Улыбка.

Использование «Синквейна» на занятиях для закрепления изученной лексической темы

Совместная деятельности с детьми: дидактические и развивающие игры, художественное творчество.

День защитника отечества

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна.

Групповой  «синквейн»:  Солдат

Индивидуальный «синквейн»: папа,танкист, моряк, армия.

Март

Международный женский день – 8 марта

Цель: развитие связной речи по теме с использованием «синквейна».

Групповой  «синквейн»: Праздник

Индивидуальный «синквейн»: Мама, сестра, бабушка

«Синквейн» соревнование: «кто назовет больше нужных слов»

Народная культура и традиции

Цель: формировать умение детей пересказывать рассказ с опорой на картинки

Групповой  «синквейн» :Матрешка

Индивидуальный «синквейн»: Русская изба, блины, печь, ложка.

Неделя детской книги

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме «синквейна».

Групповой  «синквейн»: Книга.

Индивидуальный «синквейн»: Сказка, иллюстрация, писатель.

III этап практический

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам с использованием наглядно-методического пособия

Самостоятельное составление синквейнов детьми

Апрель

Приобщение к искусству

Цель: продолжать обучать составлению «синквейна» с опорой на модель.

Групповой  «синквейн»: Музей.

«Придумай  слово  и  самостоятельно  составь «Синквейн»

«Узнай, что я задумал»

Космос

Цель: развитие связной речи по теме с использованием «синквейна».

Групповой  «синквейн»: Ракета

Индивидуальный «синквейн»: звёзды, солнце, космонавт.

Весна шагает по планете

Цель:формировать умение детей составлять «синквейн» с опорой на картинки.

Групповой  «синквейн»: Весна

Индивидуальный «синквейн»: ручей, подснежник, грач, проталина.

Волшебница вода

Цель: формировать умение составлять рассказ - описание по схеме синквейна.

Групповой  «синквейн»: Вода

Май

Праздник весны и труда

Цель: учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Групповой  «синквейн»: Весна.

Индивидуальный «синквейн»:Скворечеик, первоцветы

Посмотри на схему внимательно и

составь «Синквейн» самостоятельно.

«Угадай сказку»

День победы

Цель: учить самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Групповой  «синквейн»: Праздник.

Индивидуальный «синквейн»: Флаг, самолет, танк, салют.

Я в мире природы

Цель: закреплять умение выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли

Групповой  «синквейн»: Лесовичок.

Индивидуальный «синквейн»:Лес, пруд, дикие животные.

Здравствуй лето

Цель: закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна.

Групповой  «синквейн»: Лето.

Индивидуальный «синквейн»:цветок, бабочка, жук, солнце.

Вывод: «Синквейн» органично вписывается в работу по развитию связной речи и обогащению и активизации словаря для детей 5-6 лет. Данная технология позволяет  увидеть уровень освоения ребёнком пройденного материала. «Синквейн» не только развивает связную речь, но и способствует развитию высших психических функций: памяти, мышления, внимания. И, главное, этот метод позволяет детям и родителям быть активными участниками образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В статье  написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»

Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению  синквейнов  в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СИНКВЕЙН» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

. В статье обоснована целесообразность и эффективность использования технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Указаны правила её составления. Раскрыто зна...

ООД по речевому развитию с использованием УМК «Речь: плюс» Тема: «Игрушки» с использованием технологии Синквейн

ООД по речевому развитию с использованием УМК «Речь: плюс»Тема: «Игрушки» с использованием технологии Синквейн...

Доклад на семинаре «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...

Презентация «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...