"Использование технологии "Синквейн" с детьми с ОВЗ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ольга Васильевна Кононенко

Существует много методик по развитию речи детей дошкольного возраста .Одна из новых технологий -это технология " Синквейн".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная технология « Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Выполнили:

учитель-логопед Николаенко Н.С.

«МБДОУ № 32 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово

учитель-логопед Кононенко О.В.

МБДОУ № 32 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Лексика и грамматический строй - это важнейшие части языковой системы, которая имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Однако не у всех детей одинаково успешно развивается лексический и грамматический строй речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Мы расскажем о синквейне. Что такое синквейн?Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются педагогами в непосредственной образовательной деятельности . Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Что же значит это необычное слово?Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:

• 1 строчка - одно существительное;

• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;

• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;

• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;

• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.

В чем же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже можно.Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память…..Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника

Рассмотрим правила составления синквейна:Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие).Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства.Третья строка обычно состоит из трёх глаголов описывающих действия предмета.Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним. Детям мы даем схему.Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.Детям мы не даем такие понятия, как существительное, прилагательное, глагол. Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группы. Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

1 этап – Подготовительный

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомим детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Далее даем понятие «слово, обозначающее признак предмета. Дети овладели понятиями «живой и неживой» предмет, научились правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически. Было проведено вводное занятие , где познакомили детей с понятиями «слова-предметы», «слова-предметы неживые», «слова-предметы живые», «слова- признаки», «слова-действия»; с понятием «синквейн» и алгоритмом его составления.В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому использовали наглядно-графические схемы, которые помогли детям быстрее усвоить эти понятия.На начальном этапе обучения детей составлению синквейна используются следующие упражнения:«Подбери определения»,«Узнай предмет по определению»,«Кто что делает?»,«Что чем делают?», Большое значение на данном этапе имела работа с родителями. Для них была проведена консультация на тему «Использование метода синквейн с детьми дома» и было предложено составлять с детьми мини-сочинения на темы которые более интересны именно их ребенку. Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.- Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)

II этап – основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова), их представление подводится к понятию о предложении, его структуре. На втором занятии закрепляется пройденный материал. Дети уже самостоятельно составляют синквейн по теме занятия.Темы, которые усваивали дети старшей группы, служили темами синквейнов. Они соответствовали перспективному плану проведения занятий . Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

III этап практический.

Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы. Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.Составь «Синквейн по образцу»«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.«Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.«Чужое слово». Аналогичное задание.«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:«Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.«Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.«Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.«Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.«Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?Применение данной технологии помогает исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Закрепляет знания детей об окружающем мире.Способствует обогащению и актуализации словаря, уточнению содержания понятий.Формирует грамматический строй.Помогает наиболее полно и точно ,правильно выразить свою мысль.Оформлять мысль в виде предложения.Подготавливает к составлению описательного рассказа.Развивает творчество.Поддерживает интерес к обучению.

Что дает использование данной технологии педагогу?Является диагностическим инструментом.Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала. И скорректировать дальнейшее обучение..Поддерживает интерес к обучению.Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Синквейн в работе с дошкольниками можно применять как на занятиях, так и в режимных моментах, на прогулке. При помощи синквейна дети учатся составлять описательные рассказы по картине, о предмете, придумывать загадки. Хорошо составлять синквейн в конце занятия, как закрепление пройденного материала В данном направлении использовуются такие варианты работы: Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);Составление синквейна по прослушанному рассказу;Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимался детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием.Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:• к одному слову-предмету по лексической теме• к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.• составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.• коррекция и совершенствование готового синквейна• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Результаты: Использование синквейна позволило более целенаправленно развить речь детей, обогатить их активный лексикон, закрепить навыки словообразования, сформировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. Применение данного метода позволило развивать у детей следующие умения и навыки: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.Использование синквейна оказало положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.Метод синквейн позволил создать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей.Вовлечены все родители и дети . Создана атмосфера взаимоуважения, положительный рост педагогической компетентности у родителей; эмоционального благополучия у детей.Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Консультация для родителей

«Использование игрового приема «Синквейен»

  1. равитиии речи дошкольников»

Что такое синквейн?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Античная поговорка Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Дети

Любимые, ласковые.

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Эти строчки похожи на японские лирические стихи Но это не японская поэзия. Это — синквейн. Что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти. Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна

1 Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2 Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3 Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4 Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5 Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное

для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Пример синквейна «Наша группа».

Наша группа

Весёлая, дружная

Учимся, играем, танцуем

Наш любимый дом

Мы — дружные!

Синквейны помогут быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

  1. почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать. Условные обозначения:

Слова-предметы (существительные) Слова-признаки (прилагательные) Слова-действия (глаголы) Слова-предметы (существительные)

Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья»

  1. Семья
  2. Какая она? (Прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)
  3. Что она делает? (Гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)
  4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

  1. . Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

Совет: Сделайте с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…

Список использованной литературы:

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие.

Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

Журнал «Логопед». №5, 2005

Дружинина А.В. Использование технологии дидактического

синквейна в логопедической практике;

Ушакова О.С. « Придумай слово ». – Т.Ц. Сфера, 2010 С



Предварительный просмотр:

Конспект занятия  для детей старшей группы с ТНР)

                                                                         Учитель-логопед Кононенко О.В.

Цель: расширение представлений об окружающем мире (в рамках лексической темы недели «Лето» 

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • Учить  детей называть признаки лета как времени года.
  • Учить отгадывать загадки.
  • Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей.
  • Формировать  представления о времени, сезонности, смене и последовательности времен года.

 Коррекционно-развивающие задачи: 

  • Формировать у детей познавательный интерес.
  • Развивать у детей  зрительное и слуховое внимание, память.
  • Развивать связную речь детей.
  • Развивать фонематический слух, слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога и ответы товарищей, дополнять их ответы по просьбе педагога;  
  • Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Методы и приемы: практические, наглядные, словесные (показ видео, рассказ, объяснение).

Предварительная работа: беседа с воспитателем по теме недели.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие.

Виды деятельности: игровая, речевая, познавательно-исследовательская. Материалы и оборудование: карточки с временами года, паззлы «времена года», фигурки (картинки) животных.

Организационная структура занятия:

  1. Мотивационный (целевая установка, игровой прием, создание проблемной ситуации).

Организационный момент. Приветствие. Введение в тему: проблемный вопрос. Сегодня у нас за окном снова жарко, как летом. А что такое лето?  

 

  1. Планирование (вопросы к планированию действий):  

Сегодня мы вспомним, чем замечательно лето: когда оно наступает, что можно делать летом детям и что происходит в природе.

 

  1. Деятельностный.

 

  1. Для начала вспомним, что такое лето? (время года). Как мы поймем, что наступило лето (летние признаки в природе) Какие еще времена года бывают (ответы детей), сколько их всего (4). Разложите карточки с картинками разных времен года по порядку. Молодцы, справились.

 

  1. Пазлы «времена года»

А теперь задание посложнее. У меня есть картинки, где нарисовано, что можно делать в разные времена года (показываю картинки, прошу назвать время года и что происходит на картинке). Смотрите, к картинкам были прикреплены карточки, но пока я их несла к вам, они рассыпались. Какие же карточки где должны быть? Почему?

  1. А теперь послушайте, что могло приключиться летом. Или не могло? Скажите, что не так:

Теплым летом на лугу зайцы прыгали в снегу.

Любит осенью медведь в теплой речке посидеть.

Весной птицы улетели, начинаются метели. А зимой, среди ветвей, поет песни соловей.

  1. Физкультминутка.

За окном совсем летняя погода, поэтому давайте помечтаем, что же можно делать летом.  

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы), Будем летом мы играть (хлопок в ладоши):

Будем плавать и качаться (руки имитируют движения пловца, качание на качелях, сгибание ног в коленях),

Будем прыгать и кататься (прыжки на двух ногах, имитация езды на самокате), Будем бегать, загорать (бег на месте; руки и ноги раскинуты, голова откинута назад)

И грибочки собирать (наклоны к полу).

  1. Техника безопасности летних прогулок.  

А чтобы любые летние забавы были только в радость, давайте вспомним правила безопасности на прогулках летом:

  • Можно летом гулять одним ? (нет)
  • Можно купаться без взрослых? (нет)
  • Что должно быть на голове во время прогулки, зачем? (панама, от солнечного удара).
  • Нужно ли пить воду, когда жаркая погода? (да, от обезвоживания)
  • Можно ходить босиком? (да, но только там, где чисто и нет острых камней, осколков стекла, колючек, змей)
  • Можно ли есть немытые фрукты и овощи ? (нет)  

 

  1. А что можно увидеть летом в лесу? Для этого я начну рассказ, а вы подсказывайте мне. Слово-подсказка должно начинаться с того звука, который я назову.

Рассказ Лето в лесу (развитие фонематического слуха, логического мышления)

«Наступило лето. Очень ярко светит [с] … (солнышко). На лесной полянке растет зеленая [т] … (травка) и лесные … [ц] (цветы). Между травинками снуют веселые [ж]. С цветка на цветок перелетают мохнатые [п].. (пчелы) и пестрые [б]…. (бабочки). На кустах созрели [й]… (ягоды). На деревьях много зеленых [ль] … (листьев). В лесу весело щебечут [п] … (птицы). Хорошо летом в …[ль] (лесу)». Молодцы, мы с вами как будто побывали в лесном царстве.

 

  1. А кого еще из животных можно встретить летом в лесу? И чем они занимаются? (опрос по одному, при необходимости подсказка в виде фигурок/ картинок зверей, насекомых, птиц, с картинками-обманками (белый медведь, белый заяц, кит, акула, снегирь)
  1. Рефлексия.  Итак, ребята, сегодня мы вспомнили, какое прекрасное время года  лето. Что можно делать летом? Чем хорошо это время года? А что нужно помнить во время летних прогулок? Отлично, теперь мы к лету готовы!

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 32комбинированного вида»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи  в группе детей с нарушением  слуха 4 – 5 лет.

Тема «Семья. Составление рассказа по

сюжетной картине»

Выполнила и провела

Учитель-логопед

Кононенко О.В.

Тема: Семья. Составление рассказа по сюжетной картине

Цель: формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- отрабатывать навык составления рассказа по сюжетной картине;

- обобщить знания детей о своей семье.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое восприятие посредством упражнений  на слухо-зрительное различения и на слух речевого материала;

- активизировать словарь детей на основе знаний о своей семье;

- развивать речевую активность через ответы на вопросы;

- отрабатывать навык воспроизведения звука с движениями посредством фонетической ритмики;

- развивать, обогащать и активизировать словарный запас  детей;

- развивать зрительное восприятие через составление слов из разрезной азбуки.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родным и близким;

-воспитывать умение рассматривать картину, вызывая эмоциональный интерес к ней;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарь: привет. Кто мальчики (девочки, дети). Сядьте. Руки на столе. Ноги вместе. Спина прямая. Что будем делать? Будем заниматься. Будем слушать. Будем думать. Будем говорить. Какое время года сейчас (было, будет)? Какой день недели сегодня? Кто это? Мама, папа, я, брат, сестра. Семья. Как зовут маму (папу)? Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Что там? Это картина. Будет составлять рассказ. Кто это? Семья дома. Что делают? Читает, пишет, играет, смотрит, вяжет.

Оборудование: фото семьи каждого ребенка, таблички, картинки, сюжетная картина, настенная разрезная азбука.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Привет (на слух)

- Кто девочки?

-Кто мальчики?

-Кто дети? Дети сядьте

-Сядьте красиво.  Руки на столе.  Ноги  вместе. Спина прямая.

-Что будем делать? Будем заниматься. Будем слушать. Будем думать. Буем говорить.

- Какое время года? Было? Будет?

-Какой сегодня день недели?

  1. Основная часть
  • Сюрпризный момент «Конверт с семейными фотографиями».

П: -   Кто там? (достаю из конверта по одной фотографии. Дети узнают свои фотографии и отвечают)

Д: - Моя.

П: - Как мы назовем всех вместе – Кто это?

Д: - Моя семья

П: - Кто у тебя в семье?

Д: - Мама (папа, брат или сестра)

П: - Как зовут маму (папу, брата или сестру)?

Д: - ответы ребенка

П: - Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?

Д: - ответы ребенка.

И так проделывается работа с каждой фотографией ребенка

  • Работа с разрезной азбукой

П: - Соберем слово «Семья» из разрезной азбуки

Дети выходят по одному и собирают слово по букве из разрезной азбуки

  • Фоноритмика

А____О____У_____И_____БА, БО, БУ, БИ. ТА, ТУ, ТО, ТИ.  АМ, ОМ, ИМ.

 Бим - бом, бим - бом, там дом, тут дом. Дома я и моя семья.

  • Д/и «У кого?».

На столах у детей картинки с действиями (читает, пишет, играет, вяжет, смотрит). Слухо-зрительное или слуховое восприятие предложений с данными действиями, при затруднении используется письменная форма речи (т)

  • Обращаю внимание на картину.

Д: - Что там?

П: - Это картина (открываю ее, рассматриваем и ввожу новое понятие «Семья дома». Девочку зовут Оля. Мальчика зовут Вова. Составляется рассказ. Действия, которые знают дети произносятся у/д, а потом на доске появляется полное предложение.

Семья дома. Оля играет в мяч. Бабушка вяжет. Папа читает книгу. Дедушка пишет письмо. Мама смотрит. Вова пишет.

Предложения прочитываются.

  1. Заключительная часть

П.: - Занимались хорошо. Молодцы. Вот вам новая игра в нее вы поиграете в группе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование с детьми авторскую общеобразовательную программу «Мир твоей души» 4-7 лет.

Использование с детьми авторскую общеобразовательную программу«Мир твоей души» 4-7 лет.       Пояснительная записка      ...

Рекомендации по безопасному использованию Интернета детьми

Рекомендации по безопасному использованию Интернета детьми...

Использование самомассажа детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье содержится материал по использованию самомассажа детьми дошкольного возраста: цели и задачи, виды массажа, упражнения и много интересной информации.Самомассаж – одно из средств профилак...

Виды нетрадиционных техник рисования и их использование с детьми дошкольного возраста

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей еще в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских дошкольных учреждениях чащ...