Доклад на семинаре «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
материал
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sinkveyn.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЭЛИТОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
ДОКЛАД
на семинаре
«Использование технологии «СИНКВЕЙН»
в работе с детьми старшего дошкольного возраста
по речевому развитию»
Воспитатель Бурина Светлана Валерьевна
п. Элита
2022 г.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.
Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Что же такое синквейн? Синквейн — игровая технология, которая используется, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников. Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
• способствует обогащению и актуализации словаря;
• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества);
• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
• используется для закрепления изученной темы
• является игровым приемом
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам.
- Первая строка – это заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, синоним первого слова.
Строгое соблюдение правил составления синквейна с детьми дошкольного возраста не обязательно. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Пример: Тема «Деревья».
- Береза.
- Тонкая, белоствольная.
- Растет, зеленеет, радует.
- На березе растут почки.
- Лиственное дерево.
Способы работы с синквейнами.
1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использова-ниием слов и фраз, входящих в состав последнего).
На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить).
4. Можно использовать синквейн:
- на занятиях для закрепления изученной лексической темы;
5. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов».
6. Синквейн – это способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника.
- Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
- Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Синквейн можно составить о природе, о картине и сказочном герое, о маме и папе, о настроении. Можно с помощью синквейна сочинить стихотворение на любое событие или праздник. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.
Список литературы:
- Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.
- Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).
- Ушакова О.С., СтрунинаЕ. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Владос – Москва, 2010.
- Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников». – Т.Ц. Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»
Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучан...
Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через общениеи игру.
Наше время – это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Дошкольное де...
Использование технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Цель данной статьи - познакомить педагогов ДОУ с актуальными вопросами использования современной технологии "Синквейн" в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которая является...
Презентация «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей.Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизирова...
«Использование кругов Луллия в работе с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию»
laquo;Круги Луллия» представляют собой набор соединенных между собой кругов или колец по типу пирамидки. Создателем данного развивающего комплекса является французский монах Раймонд Луллий....
Презентация на тему "Использование технологии "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)"
Презентация для учителей -логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей....
Тема: «Использование технологий мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Но речь не даётся человеку от рождения. Связная речь...