Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)
Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из основных компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Необходимо читать детям книги, где есть рассказы о взрослых, отношении к родителям. Можно прочитать и стихи, спеть, послушать музыку. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
«Где корни уважения ребенка к бабушке?»
Социально-нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности, к сожалению, преобладают над духовными, и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, к близким людям. Дети зачастую не могут построить дружеские отношения, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из основных компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет кругозор читателей всех возрастов, даёт эмоциональный опыт, отклик, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение. Но самое главное, основная функция художественной литературы — это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих осмысливать, свое мировоззрение. Знакомясь с художественной литературой, дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Уважение к старшим воспитывается в семье. Главным примером здесь должны стать родители, ведь только в семье, где взрослые уважительно относятся к своим собственным родителям, можно воспитать детей, которые будут уважать не только бабушек, но маму с папой. Уважение к старшим формируется в ребенке годами, поэтому не существует волшебной палочки, способной вызвать в малыше положительное отношение к пожилым людям за пару минут или часов. Это кропотливая и каждодневная работа педагогов и родителей, если мы хотим вырастить личность, которой не чужды такие качества как любовь, милосердие, забота, отзывчивость по отношению к нашим бабушкам. Психологи и педагоги едины во мнении, что главным способом привить уважение к бабушкам является почтительное уважение к ним со стороны родителей. Видя, как родители заботятся, вежливо разговаривают, беспокоятся о родных, дети перенимают нормы поведения и отношения к бабушкам, родителям и в целом к близким людям. Необходимо читать детям книги, где есть рассказы о взрослых, отношении к родителям. Можно прочитать и стихи, спеть, послушать музыку. А если у вас планируется событие или какое-то мероприятие, готовьте с вашими детьми подарки для членов семьи. При этом делая акцент на то, что необходимо поздравить и бабушек и дедушек. Он понимает, что это семья и все должны относиться к друг другу с большим уважением. И дети должны понять, что семья- это самое дорогое, что есть у человека. Конечно, надо защищать и беречь эти отношения. При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.
ПОДБОРКА СТИХОВ ПРО НАШИХ МИЛЫХ И ЛЮБИМЫХ БАБУШЕК.
БАБУШКА МОЯ Е. Гомонова | БУКЕТ ДЛЯ БАБУШКИ Т. Калайдина |
БАБУШКЕ
Н. Иванова | МОЯ БАБУШКА Н. Иванова |
ВМЕСТЕ С БАБУШКОЙ | ПРО БАБУШЕК |
ОЧЕНЬ БАБУШКУ ЛЮБЛЮ Т. Маршалова | БАБУШКА Е. Григорьева |
БАБУШКИНЫ РУКИ Лев Квитко |
Елена Дюк |
МЫ С БАБУЛЕНЬКОЙ ДРУЗЬЯ Марина Дружинина | МОЯ БАБУШКА Роберт Рождественский |
ЗАБОТА Елена Благинина | ВНУЧКА Алексей Плещеев |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
В методической разработке приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе рассматривается как средство развитие их речи. Это обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошколь...
Методическая разработка "Художественная литература как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
В методической разработке художественная литература расматривается как средство развитие речи у детей дошкольного возраста. Это обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобще...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Детские песенки и русские народные сказки с раннего возраста приучают детей к художественной литературе, дети повторяют знакомые произведения и запоминают их. Через книгу ребёнок может общаться со взр...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
laquo;В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.А
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.АСовременные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и н...