Педагогические и проблемные ситуации
картотека
Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_situatsii.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические и проблемные ситуации
(КОПИЛКА ПЕДАГОГА)
Ребёнок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Один из них – создание проблемных ситуаций.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие люди, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо развивать умение ребенка «сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Педагогическая ситуация- №1. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты. Как должен поступить воспитатель в данной ситуации? Решение. В этой ситуации воспитатель должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.
Педагогическая ситуация №2. За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!» Мама почему у тебя вся одежда мокрая? Дима Воспитательница сказала, что очень старался. Мама сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею! Дима Я ещѐ дома попробую такую птичку сделать Мама вот теперь пойдѐшь в мокром. Мальчик замолчал и стал нехотя одеваться. В чѐм мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на еѐ месте? Решение гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребѐнком, а не над, объяснитесь с ним на равных)
Педагогическая ситуация №3. Наблюдая за изобразительной деятельностью старших дошкольников, заметили: если перед ребенком ставится задача нарисовать рисунок так, чтобы он был похож на изображаемый предмет, то обычно он усовершенствует свой рисунок дорисовыванием и присоединением деталей. Дошкольник не ищет сходства между образом и предметом через установление связей между деталями. Рисунок ребенка можно назвать рисунком-описанием. Можно ли интерпретировать данные наблюдений как установление связей с особенностями восприятия и мышления ребенка? Что должен делать воспитатель, чтобы помочь детям улучшить их рисунки? Решение. Можно. Это объясняется особенностями восприятия и мышления дошкольников. Так как у них преобладает элементарный анализ, то дети затрудняются устанавливать взаимосвязь между частями, признаками воссоздаваемого образа. Задача воспитателя – привить детям умение обследовать предмет и устанавливать взаимосвязи отдельных частей воссоздаваемого образа.
Проблемная ситуация №1.
Оля П. плохо считает. На занятии она начинает стесняться этого и старается отойти в сторонку. А Сереже З. – неинтересно. Он вообще отказывается играть, ему хочется поиграть в машинку.
В данных случаях воспитателю необходимо снять внутреннее напряжение Оли П., а Сережу П. заинтересовать игрой.
Воспитатель должен предложить Оле П. главную роль – продавца. И обязательно предупредить ее: «Не волнуйся, у нас все получится!» А ребятам сказать: «У нас сегодня продавец новичок, давайте будем терпеливы и не будем спешить». Необходимо дать возможность Оле П. самой посчитать правильную сдачу. И конечно, похвалить ее за правильные ответы. Если ребенок ошибся, то предложить не торопиться и посчитать еще раз. Если возникнет необходимость, должен быть задан наводящий вопрос.
В ситуации с Сережей З. необходимо развить игровую ситуацию. Можно предложить ему быть водителем при магазине. Здесь совпадают интересы и ребенка и воспитателя. Конечно, Сереже З. нужно предложить что-то купить в магазине и посчитать. А в конце занятия, Сережа З. всех покупателей и продавцов разместит в своем «автобусе» и повезет по домам (на места).
Таким образом, проблемная ситуация будет решена.
Проблемная ситуация №2.
В группу пришла девочка 4 – х лет, не знающая основных цветов, названий геометрических фигур.
В разговоре воспитателя с мамой девочки выяснилось, что это ее тоже беспокоит. В то же время мама рассказывает, что дома девочка просит то краски, то фломастеры, то пластилин. Но она только пачкается, у нее ничего не получается, а после таких занятий много уборки. Мама перестала давать девочке изобразительные материалы, она считает, что в детском саду проводятся специальные занятия с детьми и этого достаточно.
Вопросы:
1. Замечали ли Вы неточности в определении цветов, формы у своего ребенка?
2. Нужно ли ребенку давать краски, фломастеры, карандаши?
3. Что развивают такие занятия?
4. Нужно ли, на ваш взгляд, беспокоиться маме? Почему?
5. Что ей порекомендовать?
Ответы: (решение проблемной ситуации)
Дети 3 – 4 лет зачастую путают цвета, геометрические формы, например, синий и зеленый цвета, квадрат и прямоугольник. В этом нет ничего страшенного, овладение детьми сенсорными эталонами цвета, формы, величины происходит постепенно. Вместе с тем нужно создавать определенные условия для сенсорного развития ребенка дома. В основе сенсорного развития детей лежат два психических процесса – ощущение и восприятие. С помощью ощущений воспитанники учатся распознавать цвет предметов, их форму, величину, характер поверхности и др.
Восприятие позволяет увидеть предмет в целом и целиком. Хорошо развитое восприятие может наблюдаться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали черточки. Следовательно, если в процессе воспитания ребенок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного возраста под влиянием разнообразной деятельности, поэтому необходимы все занятия с ребенком: рисование, лепка, конструирование, физическая культура, чтение книг, слушание музыки, прогулки. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в ходе которой ребенок активно познает свойства предметов и явлений, их связи и отношения, направленные прежде всего. На развитие восприятия и мышления. Следует отметить, что все дети без исключения любят рисовать, лепить, конструировать. И в домашних условиях необходимо давать детям возможность заниматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая симфония" Амонашвили как технология создания проблемных ситуаций
В статье представлена авторская точка зрения на педагогические взгляды Амонашвили с точки зрения технологического аспекта. Раскрыта сущность ситуационного подхода к воспитанию в аспекте социальн...
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
Консультация для молодых педагогов по написанию целей, задач, проблемных ситуаций. Конструктор задач для ОД. Примеры: Цели и задачи для ОД. Примерные проблемные ситуации для младшего, среднего и старшего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24450358","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Педагогическая технология "Проблемная педагогическая ситуация"
Педагогическая технология...
"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)
quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...
Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»
Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»...
- Мне нравится (5)