Методическая разработка "Профессиональное выгорание"
методическая разработка
Профессиональное выгорание – одна из самых актуальных проблем современного мира с его ритмом жизни и зачастую повышенным ожиданием работодателей от персонала. Между тем человек – вовсе не робот, он не может трудиться как заведенный, это непременно скажется на его физическом и психологическом самочувствии.
К счастью, методы борьбы с профессиональным выгоранием сотрудников лошкольных учреждений существуют и их не так уж и мало. Только, прежде чем применять конкретные способы лечения или профилактики, нужно понять, когда человек реально «на грани» и в любой момент может «сорваться», а когда просто решил немного полениться на работе.
Суть профессионального выгорания
Самым первым о синдроме профессионального выгорания заговорил в 1974 году американский специалист по психиатрии Г. Фреденберг в ходе своих исследований сотрудников крупной компании. Они жаловались, что потеряли интерес к работе, что им трудно выполнять ее в том же объеме, что и раньше, что их рвение к труду угасло. Фреденберг обнаружил, что эти люди истощены в психологическом плане, и дело не в обычной усталости от труда, хотя истощение и было связано с ним. Но оно не проходило даже после того, как человек отдыхал.
Тогда психиатр и ввел термин «профессиональное выгорание». Так он охарактеризовал негативное состояние, которое появляется у человека, испытывающего хронический стресс на работе. Его результатом становится истощение психических и эмоциональных ресурсов личности.
Таким образом, выгорание грозит тому, у кого на работе царит атмосфера стресса и напряжения. У человека, вынужденного в ней находиться, копится внутренний негатив и в любой момент человек, может сорваться. Так как «выгорание» нарастает постепенно, человек часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие. Чем больше признаков и чем ярче они выражены, тем серьезнеее ситуация. Таким образом, синдром выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека.
Специфика работы и трудности, с которыми приходится сталкиваться дошкольным педагогам.Дошкольные педагоги встречаются с обесцениванием своего профессионального вклада не только со стороны "трудных" родителей, администрации ДОО, или чиновников образования, но и со стороны общества в целом. Отсюда может рождаться чувство стыда и внутренней неуверенности в себе и своих профессиональных достижениях.
Частое изменение нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере дошкольного образования создает у педагогов ощущение нестабильности и дополнительные трудности, например такие, как написание бесконечного количества бессмысленных отчетов и бумаг, заполнение таблиц, вопрос, а когда же работать с детьми....
Другой особенностью является высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции (раздражение, злость, страх, тревога и т.д.) во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или их родителями. Постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс в течении всего дня и невозможность "переключиться", "выйти" из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть. Необходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, общаться с ними.
Существует профилактика и способы практической психологической помощи дошкольным педагогам в решении проблемы профессионального выгорания. В настоящее время существует множество психологических тренингов по работе с педагогами в этом направлении.
Важное условие работы с дошкольными педагогами заключается в комплексном и системном подходе, когда запрос к психологу поступает непосредственно от администрации ДОО, готовой к открытому сотрудничеству. Такая помощь не может быть разовой, поэтому требуется проводить длительные и регулярные встречи с педагогами, так сказать держать руку на пульсе.
Также есть разница в том, является ли психолог приглашенным со стороны специалистом или внутренним сотрудником учреждения. В последнем случае может происходить смешение ролей, нарушение или даже потеря профессиональных границ, что потребует большей внимательности, осторожности и грамотности от психолога. Однако приглашенный специалист затратит гораздо больше времени и ресурсов для погружения в ситуацию, знакомство с организацией и установление доверительных отношений с педагогами. Поэтому желательно заключить контракт как с администрацией ДОО, так и педагогами, который защищал бы интересы всех сторон и соответствовал профессиональным этическим принципам, особенно сохранению конфиденциальности личной информации, полученной психологом от педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_vygoranie.docx | 12.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное выгорание – одна из самых актуальных проблем современного мира с его ритмом жизни и зачастую повышенным ожиданием работодателей от персонала. Между тем человек – вовсе не робот, он не может трудиться как заведенный, это непременно скажется на его физическом и психологическом самочувствии.
К счастью, методы борьбы с профессиональным выгоранием сотрудников лошкольных учреждений существуют и их не так уж и мало. Только, прежде чем применять конкретные способы лечения или профилактики, нужно понять, когда человек реально «на грани» и в любой момент может «сорваться», а когда просто решил немного полениться на работе.
Суть профессионального выгорания
Самым первым о синдроме профессионального выгорания заговорил в 1974 году американский специалист по психиатрии Г. Фреденберг в ходе своих исследований сотрудников крупной компании. Они жаловались, что потеряли интерес к работе, что им трудно выполнять ее в том же объеме, что и раньше, что их рвение к труду угасло. Фреденберг обнаружил, что эти люди истощены в психологическом плане, и дело не в обычной усталости от труда, хотя истощение и было связано с ним. Но оно не проходило даже после того, как человек отдыхал.
Тогда психиатр и ввел термин «профессиональное выгорание». Так он охарактеризовал негативное состояние, которое появляется у человека, испытывающего хронический стресс на работе. Его результатом становится истощение психических и эмоциональных ресурсов личности.
Таким образом, выгорание грозит тому, у кого на работе царит атмосфера стресса и напряжения. У человека, вынужденного в ней находиться, копится внутренний негатив и в любой момент человек, может сорваться. Так как «выгорание» нарастает постепенно, человек часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие. Чем больше признаков и чем ярче они выражены, тем серьезнеее ситуация. Таким образом, синдром выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека.
Специфика работы и трудности, с которыми приходится сталкиваться дошкольным педагогам.
Дошкольные педагоги встречаются с обесцениванием своего профессионального вклада не только со стороны "трудных" родителей, администрации ДОО, или чиновников образования, но и со стороны общества в целом. Отсюда может рождаться чувство стыда и внутренней неуверенности в себе и своих профессиональных достижениях.
Частое изменение нормативов, условий труда и методических предписаний в сфере дошкольного образования создает у педагогов ощущение нестабильности и дополнительные трудности, например такие, как написание бесконечного количества бессмысленных отчетов и бумаг, заполнение таблиц, вопрос, а когда же работать с детьми....
Другой особенностью является высокое эмоциональное напряжение и внутренний контроль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональные реакции (раздражение, злость, страх, тревога и т.д.) во время сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или их родителями. Постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс в течении всего дня и невозможность "переключиться", "выйти" из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть. Необходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, общаться с ними.
Существует профилактика и способы практической психологической помощи дошкольным педагогам в решении проблемы профессионального выгорания.
В настоящее время существует множество психологических тренингов по работе с педагогами в этом направлении.
Важное условие работы с дошкольными педагогами заключается в комплексном и системном подходе, когда запрос к психологу поступает непосредственно от администрации ДОО, готовой к открытому сотрудничеству. Такая помощь не может быть разовой, поэтому требуется проводить длительные и регулярные встречи с педагогами, так сказать держать руку на пульсе.
Также есть разница в том, является ли психолог приглашенным со стороны специалистом или внутренним сотрудником учреждения. В последнем случае может происходить смешение ролей, нарушение или даже потеря профессиональных границ, что потребует большей внимательности, осторожности и грамотности от психолога.
Однако приглашенный специалист затратит гораздо больше времени и ресурсов для погружения в ситуацию, знакомство с организацией и установление доверительных отношений с педагогами. Поэтому желательно заключить контракт как с администрацией ДОО, так и педагогами, который защищал бы интересы всех сторон и соответствовал профессиональным этическим принципам, особенно сохранению конфиденциальности личной информации, полученной психологом от педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
Прилагается система работы по направлению профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ, тематическое планирования тренинга для педагогов "Новый взгляд", конспект одного из занятий...
методическая разработка проекта по предупреждению эмоционального выгорания педагогов « Успех »
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14города Крымска муниципального образования Крымский район ...
Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду
В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...
Методические разработки по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
улучшение эмоционального климата в ДОУ, создание условий для открытого, доверительного общения...
Методическая разработка «Синдром эмоционального выгорания у воспитателей детского сада»
Изучению отдельных форм профессиональных деформаций посвящено немало исследований, однако отсутствуют, по сути дела, практико-ориентированные исследования, целевым образом сконцентрированные именно на...
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.
Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...
Методическая разработка. Лекция и занятие-тренинг для персонала Дома ребенка" Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Лекция и занятие-тренинг разработано для персонала нашего учреждения. Направлено на информирование сотрудников о синдроме профессионального выгорания, на обучение самоподдержки и развитие саморегуляци...