Методическая разработка. Лекция и занятие-тренинг для персонала Дома ребенка" Профилактика синдрома профессионального выгорания.
материал на тему

Мартынова Татьяна Юрьевна


Лекция и занятие-тренинг разработано для персонала нашего учреждения. Направлено на информирование сотрудников о синдроме профессионального выгорания, на обучение самоподдержки и развитие саморегуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_personala.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Учреждение Здравоохранения

Тульский Областной Специализированный Дом ребенка №1

Методическая разработка.

Лекция и занятие-тренинг

Профилактика синдрома профессионального выгорания.

Пояснительная записка

Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением "поучать".

В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.). Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так называемых помогающих профессий).

Занятие-Тренинг разработано для персонала нашего учреждения. Направлено на информирование педагогов, специалистов и другого персонала о профессиональном выгорании, на самоподдежку и на развитие способов саморегуляции.

Цель занятия: обучить персонал эффективным способам саморегуляции и самоподдержки.

Задачи:

- познакомить персонал с понятием и самой проблемой синдрома профессионального выгорания, а также со способами саморегуляции и сапоподдержки;

- отработать навыки саморегуляции и самоподдержки.

Занятие может проводится как в малых группах так и в больших, для этого необходимо просторное помещение, спокойная музыка, необходимо заранее подготовить цветные листочки (размер 2см x. 2см, цвет: синий – плохое настроение, зеленый – нормальное, «спокойно себя чувствую», розовый – отличное) и коробочку с надписью «Мое настроение».

Занятие начинается с приветствия. Все педагоги подходят к столу (где находится ведущий) и выбирают листочек соответствующий их настроению и кидают в коробочку (в конце занятия посчитаем).

Затем следует мини-лекция о том, что такое синдром профессионального выгорания, какие существуют способы профилактики синдрома, и чем мы можем себе помочь. Отрабатываем навыки саморегуляции и самоподдержки.

Рекомендации к проведению занятия:

  1. Проводить занятие в просторном помещении, чтобы педагоги смогли удобно расположиться для проведения практической части занятия;
  2. Заинтересовать  и убедить педагогов в важности данного занятия;
  3. Проводить  мониторинг диагностики по профессиональному выгоранию,  и выявлять «группу риска» с которой затем необходимо будет работать.

Профилактика синдрома профессионального выгорания.

Вступление: ( на примере притчи о профессоре.)

Текст притчи:

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул его вперёд и спросил своих учеников:

— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.

— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

— Ничего!

— Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор.

– А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

— Ваша рука начнёт болеть.

— А если целый день?

— Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.

— Как по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду просто держать?

— Нет! – растерянно ответили студенты.

— А что нужно делать, чтобы всё это исправить?

— Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.

— Точно! – радостно ответил профессор.

– Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя

Необходимо своевременно снимать эмоциональное напряжение, разрешать трудную ситуацию. Иначе она подобно неваляшке в любую минуту напомнит о себе. Подобный раздражитель вновь вызовет стрессовую ситуацию.

В профессиональной деятельности также могут возникать различные проблемные ситуации, которые в свою очередь могут вызвать эмоциональное напряжение, эмоциональное истощение, стресс, депрессию и т. д., и в некоторых случаях привести к заболеваниям. Для того, чтобы это не случилось нужно уметь выстроить психологические барьеры, научиться снижать эмоциональное напряжение и т.д.

Вопрос: Как Вы думаете, о чем мы будем говорить?

(О  профилактике синдрома профессионального выгорания)

Информирование.

Цель: познакомить с проблемой эмоционального выгорания, причинами и признаками синдрома эмоционального выгорания.

Что такое «эмоциональное выгорание»? Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая килловат-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки – это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание – это своеобразный уход, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе)

Самый показательный симптом выгорания – это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой", готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, и к коллегам по работе.

Занятие-тренинг.

Выступающий: Уважаемые коллеги прошу Вас занять удобное положение, расслабиться.

  1. Шеринг.

 - Прочувствуйте, пожалуйста, в каком состоянии, настроении Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним -двумя словами.

2. Самодиагностика «Волшебная страна внутри нас»

Все чаще мы слышим термин «эмоциональные расстройства». За этим стоят страхи и тревога, чрезмерная восприимчивость, обидчивость, плаксивость и агрессивность, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом».

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте, что внутри нас находится целая страна, в которой есть король, есть Дума,  множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако, они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.

Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязанностях.

«Волшебная страна чувств»

Цель: исследование психо-эмоционального состояния.

Оборудование: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека; цветные карандаши (8 цветов).

Инструкция1: «Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в синем, кто-то в зеленом, и т. д. У Вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

Инструкция2: Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Посмотрите – вот карта страны чувств (показываем силуэт человека) она пуста. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.

Символически делим силуэт человека на пять зон:

- голова и шея (ментальная (мыслит) деятельность)

- туловище до линии талии, исключая руки (эмоциональная деятельность)

- руки без плеч (коммуникативные функции)

- тазобедренная область (интимная область + творческие способности)

- ноги (чувство «опоры», уверенность, а также возможность заземления негативных переживаний)

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная деятельность), семья и личная жизнь.

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

Упражнение «Стресс в моей жизни»

Цель: помочь обнаружить ситуации, являющиеся для участников стрессогенными, осознать субъективность в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

Заранее готовы карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами (увольнение с работы, полученная ребенком двойка и т.д.. Раздаются участникам.

В полной тишине и не показывая карточки друг другу, постройтесь в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор.

После того как все участники найдут свое место в строю, зачитываются ситуации. Теперь уже сообща нужно построиться в шеренгу.

 - Одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.

Способы саморегуляции:

Саморегуляция — это управление своим психо-эмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

— на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

— затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;

— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

— глубоко выдохните;

— задержите дыхание так долго, как сможете;

— сделайте несколько глубоких вдохов;

— снова задержите дыхание.

Рефлексия «Солнышко»

Оборудование: цветная бумага, ножницы, ручки

Из ваших ладошек создадим «Солнышко».  Выберете цвет, который вам ближе. Обведите ладошку и напишите свое имя в центре. Передайте ладошку коллеге , и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

Клеим получившиеся ладошки (лучи) к центру солнца (подготовлен заранее).

Хотелось бы пожелать всем успехов и творчества в работе. Чтобы работа приносила радость и удовлетворение. Чтобы в душе всегда светило солнышко и все ваши пожелания друг к другу  исполнились.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Практикум: "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"

Представлены занятия по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...