Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Музейная педагогика»
методическая разработка
Программа "Музейная педагогика" предназначена для работы с детьми 4-5 лет по Дополнитеьной образовательной деятельности социально-гуманитарной направленности "Музейная педагогика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lorentseva_e.i._rabochaya_programma_muzeynaya_pedagogika.docx | 95.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р.п. Приютово
муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»
Уровень освоения программы: ознакомительный
Возраст обучающихся 4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Автор-составитель: воспитатель
Лоренцева Елена Ивановна
р.п. Приютово 2023г.
Оглавление
1 | Целевой раздел Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 3 |
Пояснительная записка | 3 | |
Цели и задачи | 5 | |
Принципы и подходы в организации образовательного процесса | 6 | |
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика» | 7 | |
Содержание учебного плана | 8 | |
Планируемые результаты освоения Программы | 14 | |
2. | Содержательный раздел Комплекс организационно - педагогических условий | 15 |
Календарный учебный график | 15 | |
Условия реализации программы | 15 | |
Условия реализации программы | 15 | |
Материально-техническое оснащение занятий | 15 | |
Формы аттестации и контроля | 15 | |
Оценочные материалы | 16 | |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс) | 17 | |
Список литературы | 18 | |
3. | Организационный раздел. Приложения | 19 |
4. | Рабочая программа воспитания ОДО «Музейная педагогика» | 19 |
РАЗДЕЛ I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: ознакомительный
Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов, и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон РФ от г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее - 273-ФЗ);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 196);
-Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196» (далее – Приказ № 533);
-Распоряжение Правительства РФ от г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее – СП );
-Письмо Министерства образования и науки РФ от г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Приказ министерства просвещения России от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее – Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида№35 «Теремок» р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Актуальность программы заключается в том, что в современное время в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса. Практически в каждой дошкольной организации происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ, технологий, получение нового статуса, поиском эффективных моделей организации образовательной деятельности, ориентированной на объединение воспитания и обучения на основе социокультурных ценностей, принятых в обществе правил, норм в интересах человека, семьи, общества. Для формирования ценностных, социализированных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранилище социокультурного опыта. Роль музея в формировании и социализации определяется его специфическими особенностями.
- Музей – панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение).
- В музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребенку культурными эталонами для подражания.
- Экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях.
- В музее ребенок познает социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал. В социально-личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
Отличительные особенности и новизна заключается в том, что создание музейной среды в дошкольной организации с помощью обучающихся и их родителей, социальных партнеров предоставляет уникальную возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества и региона в процессе любой интересной деятельности.
Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо детям?» можно ответить следующее: музейная педагогика научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса, социализации личности.
Музейная среда и деятельность – это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, расширяя познавательные горизонты.
В реализации программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая.
Практическая значимость программы определяется еѐ практико-ориентированным подходом, личным опытом педагога и возможностью использования данной программы в системе общего и дополнительного образования.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика» 4-5 лет. В данном возрасте обучающиеся проявляют интерес к творчеству, у них развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Они нацелены на достижение положительных результатов, это качество очень важно для формирования творческого потенциала личности. В этом возрасте формируются личность, для которой характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности.
На обучение по дополнительной общеразвивающей программе «Музейная педагогика» принимаются все желающие, достигшие возраста 4-5 лет. Приём детей осуществляется на основании письменного заявления родителей (или законных представителей). Набор детей проводится по желанию.
Объем и срок освоения программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения (36 часов в год). Режим работы объединения:1 раз в неделю по 20 минут (36 часов в год). Занятия проходят в игровой форме, содействует психологической разгрузке и снижает утомляемость детей.
Учебная группа комплектуются по возрастным особенностям.
Педагогические технологии, применяемые при реализации данной программы:
-обучение проектной деятельности;
-личностно-ориентированное обучение;
-интерактивное обучение;
Занятия в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика» могут проводиться всей группой, мини-группами и индивидуально:
-индивидуальные (разработка, обсуждение и выполнение индивидуальных проектов, работ, исследований для участия к выставкам, фестивалям, конкурсам и др.).
Занятия в рамках реализации программы построены с соблюдением оптимального двигательного режима, чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В рамках программы предусмотрена работа с родителями (законными представителями) при проведении теоретических и практических занятий. Родители участвуют в открытых занятиях, оказывают помощь в подготовке выставок, конкурсов. Для родителей дети демонстрируют свои умения на показательных (открытых) занятиях мероприятиях. Кроме этого родители посещают родительские собрания, участвуют в совместных творческих делах и социально-значимых акциях и др.
Форма обучения – очная.
Форма проведения занятий: аудиторная.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
#1062;ель и задачи рабочей программы
Цель: Создание музейно-педагогической образовательной системы как средства формирования позитивной социализации обучающихся среднего дошкольного возраста
Задачи:
1 Формировать знания в области экологии, культуры и истории своего региона.
#1055;риобщать обучающихся к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилами межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
#1056;азвивать у обучающихся социальный и эмоциональный интеллект, волевую саморегуляцию, коммуникацию, толерантность средствами музейной педагогики.
#1060;ормировать профессиональную компетентность воспитателя, как музейного педагога.
#1055;овышать педагогическую компетентность родителей в вопросах социализации детей. Повышать культуру межличностных отношений «родитель-ребенок-воспитатель»
#1060;ормировать систему критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной практики по данному направлению.
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
#1056;азвивающий характер обучения, основанный на детской активности;
#1044;ифференцированный подход к каждому обучающемуся, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
#1055;ринцип интегративного подхода к построению содержания образования;
#1055;ринцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании (обращение к национально-культурным традициям);
#1055;ринцип учета региональных условий;
#1057;очетание научности и доступности исторического материала;
7. Принцип вариативности и разнообразия;
8. Принцип гуманизации;
9. Принцип безопасности;
10. Принцип разноуровневости – предоставление всем детям возможности занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми.
Комплекс организационно - педагогических условий
#1059;чебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика»
№ | Тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
IX 1. | Мониторинг | 1 | 1 | - | Беседа- |
2. | Беседа: Что такое музей? Правила поведения в музе. | 1 | 1 | - | Экскурсия в мини-музей |
3. | Занятие «Костюмы народов Башкортостана» | 1 | 1 | - | Беседа |
4. | День добра и уважения. Изготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие |
X 5 | 11 октября - День Республики Башкортостан. | 1 | 1 | - | Конкурс стихов «Цвети, моя Республика!» |
6. | Занятие. «Хлеб - всему голова» | 1 | 1 | 1 | Беседа |
7. | Занятие. «Матрешка – раскрасавица» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, игры |
8. | Занятие «Жили – были дед и баба» | 1 | 1 | - | Беседа |
XI 9 | Занятие «Наша Родина - Россия», | 1 | 1 | - | Беседа |
10. | Конкурс стихов по произведениям С.Я Маршака | 1 | 1 | - | Конкурс стихов по произведениям С.Я Маршака |
11. | Занятие «Одежда, головные уборы» «Сошьём Дуне сарафан» | 1 | 1 | - | Беседа |
12. | Занятие. «Как Марьюшка бельё стирала и гладила» | 1 | 1 | - | Беседа |
XII 13 | День Героев Отечества | 1 | 0,5 | 0,5 | Мероприятия в поддержку участников СВО |
14. | 14 декабря— День башкирского языка Беседа: «Наша Родина - Республика Башкортостан», | 1 | 1 | - | Беседа |
15. | Занятие. «Новогодние игрушки» | 1 | 0,5 | 0,5 | «Мастерская деда Мороза» |
16. | Занятие. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | 1 | 1 | 1 | Беседа |
I 17. | «Скалка, помоги испечь пироги» | 1 | 0,5 | 0,5 | Флешмоб "Моё национальное блюдо". |
18. | Занятие «Снежный хоровод» | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческий конкурс «День Снеговика» |
19. | Занятие «Секреты бабушкиного сундука» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, игры |
20. | Занятие. «Волшебные спицы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «В гости к бабушке» |
II 21. | Занятие. «Одеяло для медведя» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, практическое занятие |
22. | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 1 | 1 | - | Мероприятия в поддержку участников СВО |
23. | «Международный день родного языка» | 1 | 1 | - | Беседа |
24. | Занятие. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | 1 | 1 | - | Беседа |
III 25. | Занятие «Игрушки наших бабушек» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, ручной труд |
26. | День рождения детского писателя С.В. Михалкова | 1 | 1 | 1 | Конкурс чтецов по произведении С.В. Михалкова |
27. | Занятие. «Посуда» Знакомимся с деревянной посудой бабушки (тэпэн, кобэ, ковш, табак). | 1 | 1 | - | Беседа |
28. | День рождения детского писателя К.И. Чуковского | 1 | 1 | - | Конкурс чтецов по произведениям К.И. Чуковского |
IV 29. | Занятие «Стрень-брень, гусельки» | 1 | 1 | - | Беседа |
30. | Занятие. «Космос» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка «Мой космический рисунок |
31. | Занятие. «Сохраним природу вместе» | 1 | 1 | - | Беседа «Всемирный день Земли» |
32. | Занятие. Рассматривание башкирских мужских и женских национальных головных уборов (тюбетейка, шапка из меха ('кола'ксын)). | 1 | 1 | - | Флешмоб национального костюма |
V 33. | Занятие. «Вы в памяти моей» | 1 | 1 | - | Акция «Мы помним! Мы гордимся!» |
34. | Занятие. «Цветущий сад» | 1 | 1 | - | Беседа, игры |
35. | Мониторинг | 1 | 1 | - | |
36. | Мониторинг | 1 | 1 | - | |
Всего | 36 |
Содержание учебного плана
№ | Тема | Цель: | |
Содержание деятельности | |||
IX 1. | Вводное занятие | Мониторинг | Мониторинг |
2. | Беседа: Что такое музей? Правила поведения в музе. | Мониторинг | #1054;рганизационный момент. 2 Беседа: Что такое музей? Правила поведения в музее. 3 Экскурсия в мини-музей 5 Итог. Рефлексия |
3. | Занятие «Костюмы народов Башкортостана» | Ознакомление детей с особенностями украшения костюмов народов Башкортостана. Воспитание уважительного отношения к труду народных мастеров, интерес к быту и обычаям нашей республики. | #1054;рганизационный момент. 2 Просмотр презентации, беседа «Мы живём в Башкирии» 3 Динамическая пауза: игра «Юрта» 5 Итог. Рефлексия |
4. | День добра и уважения. Изготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек | Формирование уважительного отношения к взрослым и пожилым людям, желание сделать для них приятное. | #1054;рганизационный момент. 2 Беседа «Мои бабушка и дедушка» 3 Динамическая пауза: «Семья» 4 Практическая часть: Изготовление поздравительных открыток для бабушек и дедушек 5 Итог. Рефлексия |
X 5 | 11 октября - День Республики. | Формирование патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважения к культурному наследию своего народа. | Конкурс стихов «Цвети, моя Республика!» |
6. | Занятие. «Хлеб - всему голова» | Знакомство со старинным орудием труда- цепом и серпом. Проследить логическую цепочку: сев, уборка, обработка зерна, выпечка хлеба. Воспитывать уважение к труду хлебороба. | #1054;рганизационный момент. 2 Презентация «Как хлеб на стол пришел», 4 Динамическая пауза: «Та-ра-ра – выезжают трактора» 5 Практическое занятие: рассматривание зерна, муки. 7 Итог. Рефлексия |
7. | Занятие «Матрешка – раскрасавица» | Ознакомление детей с русской и башкирской деревянной игрушкой – матрешкой, разнообразием видов данной игрушки. Воспитание эмоционального отклика на игрушку, желание играть с нею. Формирование эстетического вкуса. | #1054;рганизационный момент. Загадка 2 Рассматривание, сравнивание башкирской и русской матрёшек 3 Динамическая пауза: «Мы матрёшки» 4 Практическое задание «Собери матрёшку» 5. Итог. Рефлексия. |
8. | Занятие «Жили – были дед и баба» | Ознакомление детей с традиционно – бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, орудиями труда). Воспитание интереса к русской бытовой культуре. | #1054;рганизационный момент. 2 Рассматривание экспозиции «Деревенское подворье», беседа. 3 Динамическая пауза «Как-то рано поутру пастушок туру-ру-ру…» 4 Дидактическая игра: «Кто у кого» 5. Итог. Рефлексия. |
XI 9 | Занятие «Наша Родина - Россия», | Ознакомление детей с понятием Родина. Расширение представлений и обогащение знаний о России, её символах. Воспитание патриотических чувств. | #1054;рганизационный момент. 2 Презентация «Россия» 3 Динамическая пауза «Наша Родина – Россия» 4 Дидактическая игра: «Сложи флаг России» 5. Итог. Рефлексия. |
10. | Конкурс стихов по произведениям С.Я Маршака | .Воспитывать интерес к произведениям С.Я. Маршака. | Конкурс стихов по произведениям С.Я Маршака |
11. | Занятие «Одежда, головные уборы» «Сошьём Дуне сарафан» | Ознакомление с русским народным костюмом: сарафаном, рубахой, с элементами вышивки. | #1054;рганизационный момент. 2 Рассматривание предметов русской одежды в мини-музее 4Динамическая пауза: «Дружно помогаем маме..» 5 Дидактическая игра: «Подбери одежду, обувь по сезону» 6 Итог. Рефлексия |
12. | Занятие. «Как Марьюшка бельё стирала и гладила» | Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк | #1054;рганизационный момент. 2 Рассматривание предметов обихода, используемых раньше при стирке 3 Беседа «Как Марьюшка бельё стирала и гладила», 4Динамическая пауза: «Дружно помогаем маме..» 5 Дидактическая игра: «Что для чего» 6 Итог. Рефлексия |
XII 13 | День Героев Отечества | Воспитание уважения к героям Отечества. | Мероприятия в поддержку участников СВО. |
14. | 14 декабря— День башкирского языка Беседа: «Наша Родина - Республика Башкортостан», | Расширение и уточнение знаний детей о родной Республике Башкортостан | #1054;рганизационный момент. 2. Просмотр презентации, беседа: «Мы живём в Башкортостане», 3Динамическая пауза :игра «Юрта» 4 Дидактическая игра «Сложи башкирский палас» 5. Итог. Рефлексия. |
15. | Занятие. «Новогодние игрушки» | Ознакомление с новогодними игрушками разных времён. | #1054;рганизационный момент. 2. Рассматривание новогодних игрушек», 3 Динамическая пауза: «Мы на ёлке танцевали» 4 Практическое задание: изготовление новогодней игрушки 5. Итог. Рефлексия. |
16. | Занятие. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» | Формирование представлений детей о русской печке, предметах быта: кочерге, ухвате, чугунке, горшке. Развитие умения использовать эти предметы в соответствии с их назначением. Воспитание у детей интереса к русской бытовой культуре. | #1054;рганизационный момент. Загадки. 2. Рассматривание экспозиции, беседа: «традиционно – бытовой культурой русского народа», 3 Динамическая пауза: игра «Горячая картошка» 4 Дидактическая игра «Испечём пироги» (блоки Дьенеша) 5. Итог. Рефлексия |
I 17. | «Скалка, помоги испечь пироги» | Ознакомление детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщение их к домашней работе и умение получать удовольствие от ее результата | #1054;рганизационный момент. 2. Загадывание загадки. Беседа с детьми. 3 Показ процесса замешивания теста 4 Практические действия 5. Итог. Рефлексия. |
18. | Занятие «Снежный хоровод» | Творческий конкурс «День Снеговика» | #1054;рганизационный момент. 2. Загадывание загадки. Беседа с детьми. Рассматривание иллюстрации. 3. Физкультминутка «С неба падают снежинки» 4. Рисование «Снеговик» 5. Итог. Рефлексия. |
19. | «Секреты бабушкиного сундука» | Дать детям представления о быте и традициях башкирского народа, приобщать детей к башкирской национальной культуре. Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой. | #1054;рганизационный момент. 2. Игра «Клубок». 3 Просмотр презентации Беседа 4. Игра « Собери палас» 5 Рассматривание башкирского национального костюма 5. 6. Итог. Рефлексия. |
20. | Занятие. «Волшебные спицы» | Познакомить со спицами, с шерстяными изделиями, с тем, откуда берется шерсть (овечья, козья). | Игра «Путешествие к бабушке» Игра «В гости к бабушке» |
II 21. | Занятие. «Одеяло для медведя» | Формирование представлений детей о лоскутном одеяле. Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков. Воспитание умения получать радость от бескорыстной помощи. | #1054;рганизационный момент. 2. Загадывание загадки. 3 Беседа с детьми. Просмотр презентации 4. Физкультминутка «Три медведя шли домой…» 5. Аппликация «Лоскутное одеяло» 6. Итог. Рефлексия |
22. | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | Воспитание уважения к людям, защищающим наше Отечество. | Мероприятия в поддержку участников СВО |
23. | «Международный день родного языка» | Воспитание интереса к русскому языку. Звучащему слову. | Фольклорное развлечение. |
24. | Занятие. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Ознакомление детей с традиционно – бытовой культурой русского народа. Формирование представлений о русском самоваре и чаепитии на Руси. Воспитание интереса детей к русской бытовой культуре | #1054;рганизационный момент. #1041;еседа-диалог с детьми 3. Д/и «Отгадай загадку» 4. Динамическая пауза «Самовар». 5. Дидактическая игра: «Что для чего» 6. Итог. Рефлексия. |
III 25. | «Игрушки наших бабушек» | Ознакомление детей с русским народным костюмом (сарафан, рубаха, с элементами вышивки) . Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Познакомить с видами самодельных кукол. Научиться изготавливать простейшую куклу – скрутку. Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию | #1054;рганизационныймомент. #1055;рсмотр презентации «Игрушки наших бабушек» #1041;еседа с детьми. 4. Динамическая пауза 5. Практическая работа изготовление куклы скрутки 6. Итог. Рефлексия. |
26. | День рождения детского писателя С.В. Михалкова | Подготовка к конкурсу. | Конкурс чтецов по произведении С.В. Михалкова |
27. | Занятие. «Посуда» Знакомимся с деревянной посудой бабушки (тэпэн, кобэ, ковш, табак). | Подготовка к конкурсу. Ознакомление детей с башкирской деревянной посудой. | .Организационный момент. 2. Беседа с детьми. #1056;ассматривание башкирской деревянной посуды. 4. Игра «Юрта» 5. Дидактическая игра «Сложи посуду из частей» 6. Итог. Рефлексия. |
28. | День рождения детского писателя К.И. Чуковского | Подготовка к конкурсу | Конкурс чтецов по произведениям К.И. Чуковского |
IV 29. | Занятие «Стрень-брень, гусельки» | Формирование представлений детей о музыкальных инструментах: гуслях, барабане, балалайке, гармошке. | #1054;рганизационный момент. 2. Беседа с детьми. #1056;ассматривание музыкальных инструментов 4. Игра «Андрей-воробей» 6. Итог. Рефлексия. |
30. | Занятие. «Космос» | Ознакомление с лэпбуком «Космос» | #1054;рганизационный момент. 2. Беседа с детьми. #1056;ассматривание лэпбука «Космос» 4. Динамическая пауза: игра «Ждут нас быстрые ракеты» 5. Практическая работа «Мой космический рисунок 6. Итог. Рефлексия. |
31. | Занятие. «Хочешь есть калачи – не лежи на печи» | Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Колосок» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками. | #1054;рганизационный момент. 2. Беседа с детьми. #1055;рсмотр мультипликационного мультфильма «Колосок» #1044;инамическая пауза: Игра «Накрой на стол» 5. Дидактическая игра «Полезное/не полезное» 6. Итог. Рефлексия. |
32. | Занятие. Рассматривание башкирских мужских и женских национальных костюмов | Ознакомление с экспозицией музея «Башкирский национальный костюм» | #1054;рганизационный момент. 2. Беседа с детьми. #1056;ссматривание башкирских национальных костюмов 4. Динамическая пауза: Игра «Сапожник» 5. Дидактическая игра «Одень Айгуль и Азамата» 6. Итог. Рефлексия |
V 33. | Занятие. «Вы в памяти моей» | Ознакомление с экспозицией музея «Мы помним! Мы гордимся!» | #1054;рганизационный момент. 2. Беседа с детьми. #1056;ссматривание экспозиции музея «Мы помним! Мы гордимся!» 4. Динамическая пауза: Игра «Разведчики» 5. Дидактическая игра «Кому что» (военные профессии) 6. Итог. Рефлексия |
34. | Занятие. «Цветущий сад» | Беседа, игры | #1054;рганизационный момент. 2. А. Плещеев «Деревья расцвели весной, манят дивной красотой». #1041;еседа с детьми. Рассматривание иллюстрации. 4. Физкультминутка «Деревцо». 5. Рисование 6. Итог. Рефлексия. |
35. | Мониторинг | - | |
36. | Мониторинг | - |
Планируемые результаты освоения Программы.
Уровни освоения содержания программы:
«Стартовый уровень»-предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации обучения, которые способствуют знакомству учащихся с начальными основами выбранного вида деятельности, развитию интереса к его овладению.
- Ребенок проявляет интерес к малой родине, окружающему миру;
- Ребенок проявляет интерес к настоящему и прошлому в мире;
- Ребенок проявляет любознательность по отношению к истории;
- Ребенок интересуется природным и животным миром Башкортостана.
- Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами земляков, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям посёлка;
- Отражает свои впечатления о малой родине: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.;
- С удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, выставках;
- Самостоятельно или с помощью взрослого может рассказать об экспонатах, находящихся в мини-музеях.
II Содержательный раздел
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Дата начала и окончания учебного года: 1 сентября 2023г. по 31 мая 2024г.
Количество учебных недель: 36 недель
Сроки контрольных процедур: формы контроля основных компетенций воспитанников проводятся в ходе занятия по темам и разделам программы в течение учебного года.
Календарный учебный график представлен в программе в Приложении.
Условия реализации программы
Условия реализации программы
В процессе работы в детском саду создана предметно-пространственная среда, ориентированная на расширение познавательных интересов, потребности общения и взаимодействия друг с другом.
Для формирования у детей представлений о семье, о домашних животных, о родном поселке, о героях ВОВ, о народно-прикладном искусстве подобраны дидактические игры, иллюстрации, оформлены тематические папки, семейные фотоальбомы, подобрана художественная и познавательная литература.
Для реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музейная педагогика» нужны условия, позволяющие педагогически целесообразно и качественно выполнить намеченные разделы темы программы.
Материально-техническое оснащение занятий:
Группа вместимостью 20 человек для проведения занятий с площадью по нормам САНПиН;
- рабочий стол педагога 1 комплект;
- учебная мебель для воспитанников 11 комплектов;
- доска меловая 1 шт.;
- ноутбук 1 шт.;
- мультимедийный проектор 1 шт.;
- экран 1 шт.;
- зона проведения практических работ;
Используемый кабинет соответствует всем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам: хорошее освещение, периодическое проветривание, допустимая температура воздуха.
Кадровое обеспечение: Педагог, работающий по данной программе должен знать основы музейной педагогики в дошкольных образовательных организациях. По данной образовательной программе работает воспитатель Лоренцева Е.И. – образование среднее специальное, первая квалификационная категория, стаж работы 36 лет.
#1060;ормы аттестации и контроля
В ходе реализации программы ведется систематический учет знаний и умений воспитанников. Для оценки результативности применяется входящий (опрос), текущий и итоговый контроль в форме тестирования.
В начале года проводится входящий контроль в форме опроса и анкетирования, с целью выявления у ребят склонностей, интересов, ожиданий от программы, имеющихся у них знаний, умений и опыта деятельности по данному направлению деятельности.
Текущий контроль в виде промежуточной аттестации проводится после изучения основных тем для оценки степени и качества усвоения учащимися материала данной программы.
В конце изучения всей программы проводится итоговый контроль в виде итоговой аттестации с целью определения качества полученных знаний и умений.
Критерием оценки программы может также считаться годовой мониторинг участия в конкурсах, фестивалях, выставках на различных уровнях (Международном, Федеральном, региональном, муниципальном, учреждения, внутри творческого объединения).
Формы отслеживания результатов: аналитическая справка, материалы тестирования, портфолио, перечень готовых работ, видеозапись, фото, и др.
Формы предъявления и демонстрации результатов: аналитический материал (справка) по итогам проведения контроля, открытое мероприятие, презентация, выставка и др.
Оценочные материалы
Диагностика уровня знаний и умений
Год обучения | Диагностический инструментарий | Оценочные материалы |
Первый год обучения | Фронтальный опрос Педагогическое наблюдение Внешняя оценка работ Фотоотчѐты, выставки | Тестирование по теме «Музейная педагогика» |
Анкета-опросник для детей «Ребенок в музейном пространстве»
Цели: Определение объема представлений детей о музее и его функциях. Выявление предпочтения детей в музейной тематике.
- Что такое музей?
- Что хранят в музее?
- Был (а) в каком либо музее? С кем?
- Что тебе больше всего понравилось в музее?
- Существуют в музеях правила поведения? Какие?
- Есть у вас дома коллекция интересных предметов? Кто ее собирает?
- Какую коллекцию ты бы хотел собирать?
а) картин;
б) растений;
в) мячей;
г) твое предложение.
Используемая литература: О.Г. Тихонова «Дошкольнику о музейной культуре» стр.34
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы (Учебно-методический комплекс)
Используемые методы: способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:
Словесные: беседа, объяснение, рассказ.
Исследовательские: данные методы предполагают постановку и решение проблемных ситуаций, в этих случаях новые знания и умения открываются воспитанникам непосредственно в ходе решения практических задач.
Наглядные: демонстрационные пособия, макеты, учебно - методические пособия для педагога; дидактические задания по теме; обучающие карточки, видеоматериалы, слайды, фото.
Практические: викторины, задания.
Педагогические технологии, применяемые для достижения цели:
В образовательном процессе применяются разнообразные игровые технологии, обладающими высокими образовательными возможностями.
- Личностно-ориентированное развивающее обучение – сочетает обучение и учение. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
- Проектная деятельность – основная технология освоения программы обучающимися. Через проектную деятельность обучающиеся проектируют (совместно с педагогом или самостоятельно) и реализуют индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы;
- Информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта.
Организация образовательного процесса
Осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Группа
(11 человек) с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме. Дополнительная организованная деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:20 минут (средняя группа).
Алгоритм учебного занятия
Основные этапы занятия
1. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
2. Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность к изучению новой темы.
3. Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
4. Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов, рефлексия.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей.
Список литературы
Основной список
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М., 2019г.
- Парциальная программа: О.Л. Князева, М.Д. Миханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; С.А. Козлова «Я человек», С.Н. Николаева «Юный эколог».
Для педагогов
- «Здравствуй, музей!», музейно-педагогическая программа: концепция, структура, содержание. – СПб. : [б. и.] , 2008. - 47 с.
- Белякова Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 5. - С. 17-21.
- Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
- Ватаман В.П. «Воспитание детей в традициях народной культуры».
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
- Гетманская Е. В. Воспитательный потенциал музейной педагогики // Внешкольник. – 2007. - N 1. - С. 45-46.
Для родителей:
- Добрынина Н. Первый в жизни музей // Дошкольное воспитание. – 2000. - N 6. - С. 73-77.
- Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания //Искусство в школе. - 2009. - N 4. - С. 58-59.
- Зурабова К. Воспитать уважение к культуре // Дошкольное воспитание. – 2005. - N 4. - С. 82-90.
- Князева О.Л. «Приобщение детей к истории русской народной культуры».
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции».
- Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
- Столярова Б.А. «Здравствуй музей».
- Скобликова Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре // Искусство в школе. – 2007. - N 2. - С. 30-31.
- Тихонова О.Г. « Дошкольнику о музейной культуре».
- Шевкунова Е. "Музей и дети": педагогический аспект региональной
Интернет-ресурсы
Сайт «Инфоурок»
Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"
Международный образовательный портал «;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развивайка"
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Развивайка"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧИТАЙКА» Направленность программы: социально-гуманитарная
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты....
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дошкольного возраста (2-4 года) , с ТМНР
Разработка раздела Учебный график в программе сопровождения детей-сирот. Возраст 2- 4 года....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...